Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Спряжение глаголов" (личностно ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Разделы: Начальная школа


В своей педагогической деятельности я реализую технологию личностно-ориентированного обучения и создание здоровьесберегающего пространства на уроке.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.

Моя цель - поддержать интерес к учебе, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.

Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка в 4-м классе с личностно-ориентированной и здоровьесберегающей направленностью.

Русский язык

Класс: 4

Учебник: Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырлет. нач. шк. – М. : Просвещение.

Цели:

  • обучающие: ознакомление глаголов по лицам и числам ; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму;
  • развивающие: развивать мышление, память, внимание;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе.

Здоровьесберегающий аспект:

работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки. выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Оборудование:

Таблицы-опоры по теме “Глагол”, набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, кругцветов Гёте, офтальмотренажер, грамзапись “Полонез Огинского” , цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий

Ход урока

I. Организационная часть.

1). Растирание ушных раковин. Перекрестные движения. Созерцание круга цветов Гёте.

От жёлтого к зеленому

Потом наоборот

----------------------

Ты на зеленый с желтого переводи свой взгляд.

Ребята, я очень рада видеть вас и думаю, что вы порадуете меня своими ответами.

У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!

II. Словарно-орфографическая работа. Посмотреть на красный круг.

1). Догадайтесь о чем идет речь, записать отгаданное слово.

Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь)

Желать - хотеть .

Как называются данные слова? (синонимы – слова близкие по смыслу, обозначают одно и тоже действие)

- Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь)

К слову с в е р к а т ь подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс “ну” (сверкнуть)

Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?

Значение однократности выражается с помощью суффикса “ну”

К слову “сверкать” подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть)

Записать синоним г о р е т ь по звуковой схеме [ гар’эт’]

Что обозначает буква Е в данном слове?

Придумать словосочетание или предложение со словом Г О Р Е Т Ь в разных значениях.

2) Знакомство с новым словом. Посмотреть на желтый круг.

Разноуровневые задания (карточки). Работа в парах.

а) Игра “Найди слово” Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотри цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке между буквами Т иВ, Ш и Р, Р и Г. (3-й уровень сложности)

б) Отгадайте загадку. (2-й уровень) Загадка о газете

в) Найдите новое словарное слово в пословице. (1-й уровень) Пословица о газете (Газета)

- Что мы называем газетой? (газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни)

г) Знакомство с этимологией слова.

д) Связь с жизнью. Как называется наша районная газета?

Правила чтения книг, газет.

е) Запись слова (разные приёмы) – каллиграфия – пишут в воздухе, на ладони.

ж) Запись однокоренных слов, разбор по составу. Проверка.

Хоровое чтение словарных слов.

III. Актуализация знаний.

- Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?

- Что такое глагол?

- Назвать глаголы в словарных словах. Задать вопрос.

- Что вы можете о них рассказать. Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

-какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?

Посмотреть на красный круг.

Задание “повышенной трудности”

а) Поставить глагол в неопределенную форму.

Найди ошибку.

Сверкала - сверкнуть

Сверкала - сверкать

б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)

IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач.

-Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего простого времени.

-Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача – что значит спрягать глагол?

Желтый круг

V. Работа над новым материалом.

- Глагол в русском языке дружит с местоимением

- Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)

Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов. НЕСТИ, ГОВОРИТЬ (в настоящем времени). Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?

Коллективная работа. Работа у доски (2 ученика)

Я несу Мы несём Я говорю Мы говорим
Ты несёшь Вы несёте Ты говоришь Вы говорите
Он несёт Они несут Он говорит Они говорят

Вывод: Как изменяли глагол? Какая часть изменялась? Назовём окончания по лицам и числам. Сравним с таблицей. (в учебнике)

- Мы изменяли глагол (спрягали)

- Что такое спряжение.

Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают, заучивают в парах.

Посмотреть на зелёный круг.

VI. Физкультминутка. Офтальмотренажер. Музыка. Полонез Огинского.

Самостоятельная работа. Желтый круг.

Спрягают глаголы в будущем простом времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделить окончание при спряжении.

Решить Взять Спеть Летать (исключить)

- Задать вопрос. От какого глагола неопределенной формы образуется временная форма будущего простого времени?

-Какой глагол “лишний”

Взаимопроверка. Оценка. Сверить окончания глаголов по таблице.

VIII. Физкультминутка. Задают вопросы, выполняют действия.

Шагать, шагнуть. Прыгать, прыгнуть. Присесть – встать. Улыбнуться – сесть.

Зеленый круг

IX. Распознавание лица и числа глагола.

а) Глагол и местоимение дружат.

-Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов.

На доске запись:

Ты ч. таешь газеты? В газетах с. общают всё самое интересное и важное.

-Выписать глаголы, выделить окончание, определить лицо и число.

- Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

Сравнивают правило с учебником. Заучивают в парах.

X. Закрепление нового материала. Желтый круг

а) Самостоятельная работа

Упр. 425, с. 185

Дифференцированные задания по группам.

б) Дополнительно:

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

(предложение записано на листах словами разных цветов - цветовое воздействие)

Задание: найти глаголы и определить лицо, число и время. Проверка.

XI. Итог.

Тесты. Выбрать правильный ответ. Работа в парах.

Дифференцированные задания (по уровню сложности)

1) Глаголы:

- склоняются

- спрягаются

2) у глаголов при спряжении изменяется

- окончание

- основа

3) Лицо глагола определяй:

- по местоимению

- окончанию

- по предлогу

4) Что называется спряжением?

- изменение глагола по падежам

- изменение глагола по лицам и числам

- изменение глагола по рода и числам

Проверка. Ответы детей.

XII. Рефлексия.

- ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ?

- Что вам особенно понравилось?

Самооценка.

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

Если вы считаете, что тему усвоили на “отлично” и “хорошо”, покажите улыбающего человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка

Оценка учителя.

XIII. Д/з упр. 426 или 427 (по выбору).

Творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.

Спасибо за урок! Урок закончен!

Самоанализ урока.

Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме “спряжение”. Урок объяснения новых знаний, комбинированный.

При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций “Найди слово”, “Отгадай загадку” способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость

Известно, что 5-й и по 24- ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. Для создания проблемной ситуации ученикам было дано задание повышенной трудности “Найди ошибку”

При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы

При закреплении предлагались задания по выбору, , для “слабых” учащихся – карточки –опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.

На уроке реализованы следующие принципы:

1) принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития - задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для “слабых”)

2) принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на “сильного” и “среднего” учеников).

3) принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков.

4) принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённого знания)

5) принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).

Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.

В классе проведена посадка детей по ведущей модальности. Дети обследованы по методике определения ведущего канала и осуществлён принцип посадки.

Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.

На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия , с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики) Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору.

Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.

Проведена физкультминутка связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность .

Осуществлялась организация обучения в режиме “динамических поз” (дети периодически переводились учителем из положения “сидя” в положение “стоя”) “Ребенок нормально растет, когда он на ногах”(В. Ф. Базарный) Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Использовала настольные конторки.

Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы.

Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

Считаю, что урок достиг поставленных целей.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ УРОКА.

1. В начале урока выполняются упражнения:

а) “Растирание ушных раковин и пальцев рук” - активизирует все системы организма.

б) “Перекрестные движения” - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

“Дыхательная гимнастика”- гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно- сосудистой системы. (вдох в два раза короче выдоха).

Упражнения для глаз по схеме “зрительно- двигательных траекторий” по В. Ф. Базарному.

Организация обучения в режиме “ динамических поз”. Чередование в соответствии видом работы.

Цветовое воздействие (активизация психических, физических процессов).

Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.

Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, межпредметная связь, дифференцированные задания

Внешняя мотивация и стимуляция внутренней мотивации.

Хороший психологический климат урока.

Индивидуальный подход к учащимся (учитывается личный опыт учащихся).

Рефлексия урока.