В своей педагогической деятельности я реализую технологию личностно-ориентированного обучения и создание здоровьесберегающего пространства на уроке.
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.
Моя цель - поддержать интерес к учебе, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.
Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка в 4-м классе с личностно-ориентированной и здоровьесберегающей направленностью.
Русский язык
Класс: 4
Учебник: Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырлет. нач. шк. – М. : Просвещение.
Цели:
- обучающие: ознакомление глаголов по лицам и числам ; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму;
- развивающие: развивать мышление, память, внимание;
- воспитывающая: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
Здоровьесберегающий аспект:
работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки. выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Оборудование:
Таблицы-опоры по теме “Глагол”, набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, кругцветов Гёте, офтальмотренажер, грамзапись “Полонез Огинского” , цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий
Ход урока
I. Организационная часть.
1). Растирание ушных раковин. Перекрестные движения. Созерцание круга цветов Гёте.
От жёлтого к зеленому
Потом наоборот
----------------------
Ты на зеленый с желтого переводи свой взгляд.
Ребята, я очень рада видеть вас и думаю, что вы порадуете меня своими ответами.
У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!
II. Словарно-орфографическая работа. Посмотреть на красный круг.
1). Догадайтесь о чем идет речь, записать отгаданное слово.
Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь)
Желать - хотеть .
Как называются данные слова? (синонимы – слова близкие по смыслу, обозначают одно и тоже действие)
- Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь)
К слову с в е р к а т ь подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс “ну” (сверкнуть)
Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?
Значение однократности выражается с помощью суффикса “ну”
К слову “сверкать” подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть)
Записать синоним г о р е т ь по звуковой схеме [ гар’эт’]
Что обозначает буква Е в данном слове?
Придумать словосочетание или предложение со словом Г О Р Е Т Ь в разных значениях.
2) Знакомство с новым словом. Посмотреть на желтый круг.
Разноуровневые задания (карточки). Работа в парах.
а) Игра “Найди слово” Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотри цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке между буквами Т иВ, Ш и Р, Р и Г. (3-й уровень сложности)
б) Отгадайте загадку. (2-й уровень) Загадка о газете
в) Найдите новое словарное слово в пословице. (1-й уровень) Пословица о газете (Газета)
- Что мы называем газетой? (газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни)
г) Знакомство с этимологией слова.
д) Связь с жизнью. Как называется наша районная газета?
Правила чтения книг, газет.
е) Запись слова (разные приёмы) – каллиграфия – пишут в воздухе, на ладони.
ж) Запись однокоренных слов, разбор по составу. Проверка.
Хоровое чтение словарных слов.
III. Актуализация знаний.
- Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
- Что такое глагол?
- Назвать глаголы в словарных словах. Задать вопрос.
- Что вы можете о них рассказать. Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?
-какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?
Посмотреть на красный круг.
Задание “повышенной трудности”
а) Поставить глагол в неопределенную форму.
Найди ошибку.
Сверкала - сверкнуть
Сверкала - сверкать
б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)
IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач.
-Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего простого времени.
-Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача – что значит спрягать глагол?
Желтый круг
V. Работа над новым материалом.
- Глагол в русском языке дружит с местоимением
- Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)
Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов. НЕСТИ, ГОВОРИТЬ (в настоящем времени). Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?
Коллективная работа. Работа у доски (2 ученика)
Я несу | Мы несём | Я говорю | Мы говорим |
Ты несёшь | Вы несёте | Ты говоришь | Вы говорите |
Он несёт | Они несут | Он говорит | Они говорят |
Вывод: Как изменяли глагол? Какая часть изменялась? Назовём окончания по лицам и числам. Сравним с таблицей. (в учебнике)
- Мы изменяли глагол (спрягали)
- Что такое спряжение.
Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают, заучивают в парах.
Посмотреть на зелёный круг.
VI. Физкультминутка. Офтальмотренажер. Музыка. Полонез Огинского.
Самостоятельная работа. Желтый круг.
Спрягают глаголы в будущем простом времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделить окончание при спряжении.
Решить Взять Спеть Летать (исключить)
- Задать вопрос. От какого глагола неопределенной формы образуется временная форма будущего простого времени?
-Какой глагол “лишний”
Взаимопроверка. Оценка. Сверить окончания глаголов по таблице.
VIII. Физкультминутка. Задают вопросы, выполняют действия.
Шагать, шагнуть. Прыгать, прыгнуть. Присесть – встать. Улыбнуться – сесть.
Зеленый круг
IX. Распознавание лица и числа глагола.
а) Глагол и местоимение дружат.
-Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов.
На доске запись:
Ты ч. таешь газеты? В газетах с. общают всё самое интересное и важное.
-Выписать глаголы, выделить окончание, определить лицо и число.
- Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)
Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.
Сравнивают правило с учебником. Заучивают в парах.
X. Закрепление нового материала. Желтый круг
а) Самостоятельная работа
Упр. 425, с. 185
Дифференцированные задания по группам.
б) Дополнительно:
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
(предложение записано на листах словами разных цветов - цветовое воздействие)
Задание: найти глаголы и определить лицо, число и время. Проверка.
XI. Итог.
Тесты. Выбрать правильный ответ. Работа в парах.
Дифференцированные задания (по уровню сложности)
1) Глаголы:
- склоняются
- спрягаются
2) у глаголов при спряжении изменяется
- окончание
- основа
3) Лицо глагола определяй:
- по местоимению
- окончанию
- по предлогу
4) Что называется спряжением?
- изменение глагола по падежам
- изменение глагола по лицам и числам
- изменение глагола по рода и числам
Проверка. Ответы детей.
XII. Рефлексия.
- ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ?
- Что вам особенно понравилось?
Самооценка.
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что тему усвоили на “отлично” и “хорошо”, покажите улыбающего человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка
Оценка учителя.
XIII. Д/з упр. 426 или 427 (по выбору).
Творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.
Спасибо за урок! Урок закончен!
Самоанализ урока.
Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме “спряжение”. Урок объяснения новых знаний, комбинированный.
При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций “Найди слово”, “Отгадай загадку” способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость
Известно, что 5-й и по 24- ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. Для создания проблемной ситуации ученикам было дано задание повышенной трудности “Найди ошибку”
При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы
При закреплении предлагались задания по выбору, , для “слабых” учащихся – карточки –опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.
На уроке реализованы следующие принципы:
1) принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития - задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для “слабых”)
2) принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на “сильного” и “среднего” учеников).
3) принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков.
4) принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённого знания)
5) принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).
Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.
В классе проведена посадка детей по ведущей модальности. Дети обследованы по методике определения ведущего канала и осуществлён принцип посадки.
Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.
На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия , с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики) Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору.
Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.
Проведена физкультминутка связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность .
Осуществлялась организация обучения в режиме “динамических поз” (дети периодически переводились учителем из положения “сидя” в положение “стоя”) “Ребенок нормально растет, когда он на ногах”(В. Ф. Базарный) Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Использовала настольные конторки.
Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы.
Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
Считаю, что урок достиг поставленных целей.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ УРОКА.
1. В начале урока выполняются упражнения:
а) “Растирание ушных раковин и пальцев рук” - активизирует все системы организма.
б) “Перекрестные движения” - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
“Дыхательная гимнастика”- гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно- сосудистой системы. (вдох в два раза короче выдоха).
Упражнения для глаз по схеме “зрительно- двигательных траекторий” по В. Ф. Базарному.
Организация обучения в режиме “ динамических поз”. Чередование в соответствии видом работы.
Цветовое воздействие (активизация психических, физических процессов).
Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, межпредметная связь, дифференцированные задания
Внешняя мотивация и стимуляция внутренней мотивации.
Хороший психологический климат урока.
Индивидуальный подход к учащимся (учитывается личный опыт учащихся).
Рефлексия урока.