Проработав несколько лет в школе, я наблюдала, что труднее всего ребёнку даётся родной язык. Ребёнок, придя в школу, с первых дней испытывает трудности в изучении этого раздела. Диктанты, сочинения, беседы, заучивание и выразительное чтение становиться ему в тягость. И если не заложить первоначальную базу по развитию речи (достаточный словарный запас, выразительность речи, навыки связности речи, грамматическая оформленность), то в дальнейшем интерес к учёбе падает. Всё это побудило начать свою работу по обучению детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике. Но каким способом? Решила через театрализованную деятельность. Ведь театр – это игра! А игра – это основной вид деятельности детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным.
Была изучена соответствующая литература.
Составлен план работы по театрализованной деятельности, который включал в себя следующие разделы: художественно-речевая деятельность, театральная игра, основы театральной культуры.
На первом этапе провели родительское собрание, на котором разработали план совместной деятельности. Большое внимание уделили созданию условий.
Вместе с родителями была собрана библиотека детских книг, музыкальная фонотека, сшиты сарафаны, костюмы для ряженья, изготовлены маски; связан пальчиковый кукольный театр (все герои русских народных сказок); сделаны конусные куклы, куклы из бросового материала.
Мною были подобраны картины, иллюстрации к произведениям детской литературы; оформлены карточки с потешками, загадками, небольшими стишками, песенками, скороговорками, чистоговорками.
Родители на данном этапе работы были первыми помощниками.
Театральные занятия провожу со всеми детьми 1 раз в неделю, в просторном помещении – театральной комнате.
С самого раннего возраста очень близки детям потешки, песенки, пестушки, загадки , поэтому свою работу с детьми я начала именно с них. Знакомство с фольклором – очень важно как для оформления эмоциональной среды ребёнка, развития образного мышления, творческого воображения его, так и для развития речевого аппарата.
Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребёнка, способствует преодолению фонетических трудностей и приобретению навыков правильного произношения звуков, а так же слышать образец грамматически правильной речи. Очень полезно давать творческие задания на придумывание загадок и их отгадывание. Ведь загадки – шутки, развлекая, требуют от детей находчивости и сообразительности, развивает и память, наблюдательность, и, конечно же, речь, где чаще всего ребёнок употребляет сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
Не обходится и без потешек. Эти художественные произведения построены на диалоге. Чтение в лицах – первая простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость. В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки – играть роль. Каждая потешка и скороговорка, которая предлагалась детям, разбиралась фразеологически, мы совместно с детьми искали объяснение непонятному, и детская речь обогащалась образными литературными выражениями.
Полезно на занятиях использовать диалогические стишки, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Часто наши занятия начинаются и заканчиваются слушанием детских песенок, музыкальных произведений. Без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без вокальных навыков добиться хороших результатов в театральном творчестве невозможно. При постановке спектакля герои поют, танцуют, говорят – отсюда идёт развитие выразительной речи, мимики, жеста.
Большую помощь в развитии выразительной и диалогической речи оказывают пальчиковые игры, логоритмические упражнения. Известно, ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, развивается интонация, выразительность голоса, а так же мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. ММ. Кольцов пишет: “Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией”. Поэтому занятия, репетиции полезно начинать с разминки пальцев, языка, ритмических упражнений.
С возрастом круг произведений расширялся. Дети уже знакомились с сюжетом русских народных сказок и сказками А. С. Пушкина. Сказки захватывают ребёнка своим содержанием, возбуждают его воображение, фантазию. Ребёнок радуется благополучному концу, победе справедливого, честно героя, награде за стойкость, за трудолюбие. Сказка знакомит ребёнка с яркой выразительностью родного языка. Дети не только усваивают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, сказочные обороты, а затем переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. Выбрав и познакомившись со сказкой, начинается создание спектакля – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность способствует тому, что в процессе с удовольствием участвуют дети малоактивные, стеснительные. Это им даёт возможность преодолеть себя, свою застенчивость и скованность.
Готовя спектакли по русским народным сказкам нужно обязательно разобрать сюжет, дать характеристику времени, главным героям, поговорить о быте русского народа, рассмотреть иллюстрации, прослушать музыкальный материал. Затем сказку следует поделить на части, дети пересказывают каждую часть, придумывают им название. После этого начинаем придумывать к каждой части название и текст, включая диалоги. Вначале, как правило, активные дети берут на себя ведущие роли, но постепенно “заражаясь” интересом, все дети участвуют в процессе рождения спектакля. Если дети затрудняются, то можно ситуации проиграть с помощью кукол. Естественно часто детям не хватает словарного запаса, чтобы свободно вести диалог. Но постепенно, чувствуя поддержку взрослого, дети начинают быть более уверенными, а их речь становится разнообразнее и выразительнее. Если у ребёнка вдруг не получается, то можно подсказать, помочь ребёнку вспомнить эпизод из жизни, подобный эпизоду из сценария спектакля и тогда роль на сцене будет удачной и естественной, желанной. Чтобы речь была выразительной, чёткой – надо обязательно давать речевые характеристики героям данного произведения.
И, конечно, детей надо хвалить. Похвала – лучший способ для дальнейшей работы. Нельзя во время репетиций перегружать детей, иначе пропадёт интерес. Нужно давать возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, тогда все дети будут знать слова и смогут заметить друг друга.
Вот и долгожданная премьера!
Премьера – это всегда волнение суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение Дети учатся понимать, что такое коллективизм, как от каждого зависит результат. Только на следующий день желательно обсудить всё, что происходило на премьере, обговорить удачи и неудачи. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что – нет, дети учатся оценивать исполнение, искренность, правдивость, выразительность и находчивость детей.
Самая большая награда для детей – это аплодисменты! Взрыв эмоций, восторга, ради этого они могут и хотят показывать спектакли. Это является большим стимулом в дальнейшей работе.
Обязательно на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой отвожу время на драматизацию, где дети используют диалог.
Стоит только ребёнку сказать… как будто и вымысел уже в нём. Очень любят дети словесные игры, которые направлены на развитие связной речи, умения придумывать диалоги, развитию воображения, фантазии, выразительности.
Всё это способствует привитию любви к родному русскому языку.
Цели:
- развивать интонационную выразительность речи;
- совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь;
- развивать координацию слова и движения;
- сформировать коммуникативные способности и навыки импровизации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Чтобы чисто и красиво
Научиться говорить
Чистоговорку много раз
Внятно и понятно нужно повторить
Чистоговорка
“Ша – ша – ша
Кошка с мышкой хороша”, с разной интонацией, проговаривая каждое слово.
Дети вместе с воспитателем повторяют слова. Затем чистоговорка произносится по очереди в разном темпе, с разной интонацией, проговаривая каждое слово.
Логоритмическая игра “Мышка и кошка”
Пи – пи – пи - Пищала мышка. Кошка на охоту вышла! |
Ритмично щёлкают пальцами рук. |
Мне так страшно, трепещу. Щу-щу-щу, щу-щу-щу. |
Ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками. |
Норку я свою ищу. Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу. Кошка притворилась доброй. |
Ритмично притопывают ногами. |
Мур-мур-мур. – она поёт. | Ритмично поглаживают одной рукой другую. |
Нет-нет-нет, - пищит мышонок. К кошке в лапы не пойдёт. |
Ритмично покачивают головой. |
Игра “Придумай весёлый диалог”
Детям предлагается придумать диалог между кошкой и мышкой (о чём может думать и говорить кошка, о чём, видя кошку, может думать мышка?)
Придумать диалог очень сложно для детей, поэтому первые диалоги возможны со взрослым. Диалоги разыгрываются со всеми желающими детьми, разбившимися на пары.
Общая игра для “кошек” и “мышек”.
Дети считалкой выбирают ведущего, или им может быть воспитатель, который стоит в центре. Дети парами идут по кругу со словами:
Мы идём, идём по кругу
Очень нравимся друг другу
Раз, два, три
Пальцы рук соедини.
(локти, колени, щёки и т.д.)
Инсценировка
(английские народные песенки в переводе С. Маршака)
Воспитатель вывешивает большой циферблат с гирями, достаёт шапочки мышат.
Декорации: лист бумаги с изображением двери или окна, к которому должна подходить кошка.
Воспитатель выразительно читает стихи.
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз – два – три - четыре!
Мыши дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мыши вон.
Мышки шили у окошка.
Вдруг стучится к мышкам кошка.
Что вы шьёте там, малышки?
Шьём рубашки и штанишки.
Я вам буду помогать!
Буду нитки отгрызать!
Ну, уж нет, не проведёшь!
Ты самих нас загрызёшь!
Ну, тогда я буду шить!
Шей, но в дом – не заходить!
Для того, чтобы помочь детям в работе над ролью мышат, педагог даёт подробное описание: “Однажды тёмной зимней ночью мышатам захотелось узнать, который час, они решили пробраться в дом.
Было тихо и страшно. На стене висели часы с гирями – ходики. Подойдя к ним, мышата долго разглядывали, нюхали, пытались даже погрызть, а потом, посчитав до четырех, дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон.
После ночного приключения мышата, взяв иголки с нитками, стали шить одежду. Сделают несколько стежков, разложат свою работу на колени, внимательно рассматривают. Пошьют – посмотрят, пошьют – посмотрят. Вдруг послышались осторожные шаги. Мышки прислушались. В окне появилась голова кошки. Она осмотрела норку, облизнулась и решила пойти на хитрость: предложила им свою помощь – отгрызать нитки. А мышата ей ответили: “Ну, нет, не проведёшь! Ты самих нас загрызешь!”.
Заключительные фразы песенок дети запоминают по ходу работы над ролью. Задача педагога – добиться выразительности движений, вызвать интерес у каждого к исполнению роли.
При вторичном чтении дети самостоятельно имитируют движения, проигрывая роли.