Цель урока: подчеркнуть взаимосвязь 3-х видов искусств (музыкального, изобразительного, поэтического).
Задачи урока:
- Нахождение внутренних связей между данными видами искусств, их жизненной основы; получение новых знаний в области музыки, применение средств выразительности, расширение музыкального и художественного кругозора;
- Развитие эмоционального отклика на основе восприятия произведений искусства, формирование вокально-хорового и слушательного опыта, развитие ассоциативного воображения, интонационно-образного мышления;
- Формирование нравственных качеств, активизация чувства сопереживания, воспитание любви к музыке классической, национальной, уважительного отношения к женщине, к природе.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария”, М. Новоселов “У Вечного огня”, С. Прокофьев “Вальс Наташи Ростовой” из оперы “Война и мир”, Я. Дубравин “Песня о земной красоте”.
Зрительный ряд – репродукции картин: И. Левитан “Золотая осень”, И. Шишкин “Рожь”, И. Айвазовский “Среди волн”.
На доске - тема урока: “Содружество искусств”.
Ход урока
Урок начинается со звучания знакомой ребятам “живописной” музыки, которую они могут “увидеть” и вспомнить. Это может быть “Рассвет на Москве реке” М. Мусоргского, “Утро” Э. Грига и др.
На фоне звучания музыки учитель читает стихи – эпиграф к уроку:
Как щедро льются эти звуки
Из-под небесной высоты,
Я к ним протягиваю руки –
Ладони музыкой полны.(Н. Оленин)
Какое у вас сейчас настроение, ребята? (Хорошее, спокойное, умиротворенное…) А что помогло создать такое настроение? (Музыка, искусство, стихи…)
Да, действительно, вы уже ощутили на себе влияние различных видов искусств – “наших друзей” - музыки, литературы, живописи. Могут ли они существовать друг без друга? Наверное, могут. А что, если их “подружить”, связать друг с другом? (Указываем на тему урока на доске.)
Представим, что мы с вами находимся в музее изобразительного искусства, где представлены прекрасные произведения живописи. Перед нами – одно из них. Это картина кисти голландского художника XVII века Рембрандта (Приложение 1). Назвал он ее “Флора” (Совместно с ребятами выясняем понятие “Флора” и кто такая Флора – богиня растительного мира).
Откуда видно, что это Флора? (Рассматриваем общий вид, фон, детали картины). Что хотел выразить художник своей работой? (Любовь к природе…) Почему он показал ее в образе женщины? (Мать-природа.) Как вы думаете, каков ее внутренний мир? (Она добрая, мягкая, нежная…)
Если бы вы были композитором – какую музыку создали для Флоры? Какая музыка рождается у вас сейчас в душе при помощи вашего “внутреннего слуха”? (Ответы ребят – это “словесная” музыка). А теперь я предлагаю вам послушать музыку, которую написал профессиональный композитор. Но эта музыка создана не именно к этой картине. Попробуйте сравнить произведение живописи, вашу “словесную” музыку и ту, которая сейчас прозвучит. (Слушание “Аве Марии” Ф. Шуберта).
Красивая музыка? Приятно ли вам было слушать? Что это за музыка? (Музыкальные впечатления детей).
Что это за образ – Аве Мария? (Это святая, богиня). Наверное, в душе каждого из вас есть святой или святая (ангел-хранитель), к которым вы обращаетесь в тяжкие минуты жизни, чтобы послала вам помощь, все самое хорошее, доброе или в радостные минуты со словами благодарности. При помощи чего вы обращаетесь к святой? (Сравниваем молитву с музыкой). Как звучит эта музыка? (Торжественно, возвышенно, “как в церкви”…). Создал такую прекрасную музыку австрийский композитор Франц Шуберт, а услышали мы ее в исполнении итальянского мальчика с чудесным голосом – Робертино Лорети (фотография Р. Лорети). А теперь подумайте – “Флора” и “Аве Мария”... Эти два произведения, созвучны ли они? А какова ваша созданная музыка? (Беседа с детьми.)
Как интересно получается! Ведь эти произведения созданы не друг для друга, в разные эпохи, разными авторами, но какая удивительная схожесть! “Флора” - произведение XVII века, “Аве Мария” - XVIII века, наша “словесная” музыка – XX века.
Добавим к этим произведениям искусства еще и литературное слово. (У каждого ученика на столах находятся карточки со стихами различных поэтов. (Приложение 2) Задание: из предложенных лирических стихов выбрать всего одну фразу, созвучную данной музыке и живописному полотну. Ребята по очереди зачитывают выбранные строчки).
Какая прекрасная и своеобразная “поэма” получилась у нас, насколько оказывается поэтична и живопись, и музыка, воспевающие природу, женские образы.
А перед нами – еще одно произведение изобразительного искусства. Знакомо ли оно вам? (Приложение 3). Это скульптурно-мемориальный комплекс Воинской Славы в нашем городе Сыктывкаре (автор В. Мамченко) – “Три женщины…”. Кого они символизируют? (матерей, женщин, дочерей солдат, ушедших и не вернувшихся с фронта). В их руках – венок славы, рядом – чаша с Вечным огнем. Они словно застыли в скорбном молчании. Вы часто проходите мимо этого памятника или просто пробегаете, а сейчас давайте как бы задержимся на несколько минут и у его подножия всмотримся, вслушаемся, прочувствуем… (прослушивание песни “У Вечного огня” - Приложение 4).
Пауза
Созвучны ли скульптура и песня? (Беседа с использованием поэтических строк Н. Некрасова).
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила?
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
Наверное, такие же чувства испытывали здесь, возле этой скульптуры, наши самодеятельные авторы – композитор Марк Новоселов и поэт Валерий Вьюхин, которые и создали эту песню.
Работа над разучиванием песни (текст 1 куплета написан на доске).
Как звучит песня? (Беседа.)
Какова мелодия в начале первой фразы? Почему? (Волнообразная, мягкая, напевная, т.к. речь идет о женщине). Начало фразы – вдох как тяжелый вздох (показ первой фразы, исполнение, звук округлый, собранный).
“Три женщины в памятном сквере (звук “склонить”) склонились над вечным огнем”.
“Огромные наши потери”… Почему здесь “скачок” вверх в мелодии? (Интонация стона, плача, крика отчаяния, когда в дом приходит беда…)
Больнее мы здесь сознаем (спеть с болью на p – “разве можно о горе и боли петь громко?”). Исполнение 4-х фраз целиком, анализ.
“Сурового края мадонны” … Кто такие мадонны, каких женщин так называют? (Героини, богини, величественные женщины). Значит, исполняем величественно, но сурово.
“Над городом скорбно стоят”
“Как матери, дочери, жены…” (исполнение с акцентами, с интонацией боли, чувством напряжения и драматизма).
“С войны не пришедших солдат”
А сейчас исполним весь куплет, попробуйте спеть так, словно вы находитесь на торжественном митинге для ветеранов войны возле этой скульптуры. (исполнение стоя, анализ)
Какой жанр избрал композитор для этой песни? Почему вальс, а не марш? (Применяя метод “разрушения”, сыграть фрагмент в маршевом ритме).
А какие еще чувства можно выразить при помощи вальса? С чем ассоциируется у вас слово “Вальс”? Какие вы знаете вальсы?
А знаком ли вам этот вальс? С какой героиней он связан? (Слушание “Вальса” из оперы “Война и мир” С. Прокофьева)
Беседа по слушанию о вальсах с акцентом на мысль, что при помощи вальса можно выразить разнообразные чувства и мысль.
Как вы думаете, можно ли “услышать” интонации вальса (любого) в произведениях живописи?
В какой из репродукций можно “услышать”, прочувствовать звуки вальса? (Приложение 5).
(Рассматриваем предложенные 2-3 репродукции художников на доске, мнения, рассуждения ребят, анализ).
Обратите внимание – каков жанр этих репродукций, чему они посвящены? (Природа, пейзаж). Как музыкальна живопись? А как прекрасно “слышали” природу композиторы Чайковских, Григ…
Сколько вдохновляющей силы заложено и в нашей северной природе! (Рассматриваем фотобуклет о природе или кадры видеофильма). А сколько песен посвящено нашей природе! (Напеть несколько фрагментов Коми народных песен, посвященных этой теме).
Что выражается в этих песнях? (Любовь к природе.)
Посмотрите, сколько прекрасного было у нас сегодня на уроке – музыка, живопись, поэзия… Как вы думаете, удалось ли нам их подружить? Можно ли провести между ними четкую грань? Почему? (Они взаимообогащают друг друга, а вместе с тем и наши души, наши чувства…)
Попробуйте одним словом (или фразой) выразить – какие чувства, какое настроение вы возьмете сегодня с урока? (Мнения ребят.)
Послушай: музыка вокруг, она во всем, в самой природе. И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели, птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины… М. Ивенсен.
В заключение в исполнении ребят звучит песня Я. Дубравина “Песня о земной красоте”.
Слова благодарности за урок.