Урок русского языка в 4-м классе ("Школа-2100") по теме: "Развитие умения ставить знаки препинания в простом, сложном и в предложениях с прямой речью"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок рефлексии

Цели:

  • Закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях данных видов;
  • Развитие внимания, орфографической зоркости;
  • Развитие навыка самоконтроля.

Оборудование:

Карточки с заданиями (по вариантам), образцы и эталоны заданий на каждого ученика, алгоритм постановки знаков препинания, лист самооценки для каждого ученика.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

  1. Организационный момент (этап самоопределения)
  2.  

     

     

     

  3. Этап актуализации знаний
  4.  

Попробуйте отгадать, что здесь зашифровано?

Какие ассоциации у вас возникают?

Чему будет посвящён наш урок русского языка? Всегда ли вам легко было расставить знаки препинания в предложениях? Всегда вы были успешны?

Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!

О каких предложениях пойдёт речь на уроке?

На доске плакат с ребусом

 

На доске появляется заголовок: Знаки препинания в предложе-ниях.

 

 

 

На доске по ответам учащихся выставляются таблички

Вам знакомы эти предложения? Вы знаете, как пишутся знаки препинания в таких предложениях? Тогда оцените свои знания на листе самооценки. Дети оценивают знаками “+”- знает, “- ” - не знает.

А теперь давайте всё повторим. Из детских ответов на доске выстраивается алгоритм.

Анализ идёт по каждому типу предложений.

Какая может быть связь в предложении? (Союзная и бессоюзная).

Если однородные члены связаны только при помощи интонации, то на письме ставим запятую.

Если связь союзная, то смотрим на союз.

От чего зависит постановка знаков препинания в предложении с прямой речью? (От расположения прямой речи относительно слов автора).

(Рисунок 1).

 

Учащиеся по наводящим вопросам учителя выстраивают алгоритм постановки знаков препинания в предложениях данных типов.

(Рисунок 2).

К конспекту прилагаются таблички для алгоритма

Самостоятельная работа

 

- Ну а сейчас вы выполните самостоятельную работу и проверите свои возможности. Каждый берёт свой вариант задания. Прочитав инструкцию, начинают выполнять работу. Затем каждый достаёт из конверта образец. Знаками “+” и “-” фиксируют результат своих достижений на листе самооценки.

 

Приложение 1
3. Локализация места затруднения По алгоритму проводится небольшой анализ своих достижений. Поднимите руки, у кого нет ошибок? Вы молодцы! Эти дети отсаживаются в отдельную группу и получают индивидуальное творческое задание. Приложение 2
4. Построение проекта выхода из затруднения - Кто же допустил ошибки, просигнальте, в каких предложениях вы допустили ошибки? Учащиеся прикрепляют на доску сигналик (кружок) определённого цвета, напротив с тем типом предложения в котором у них ошибка.

- В чём может быть причина вашей ошибки?

У учащихся в конверте есть сигналики (кружки) разного цвета.

Все причины выносятся на доску.

5. Обобщение затруднения во внешней речи

 

- Если ребёнок не может найти причину своих ошибок, ему выдаётся эталон. В нём задание не только правильно выполнено, но и указаны все теоретические положения, как ему нужно было рассуждать. По видам предложений, в которых ученики допустили ошибки их надо разделить на группы. В каждую группу дать учебники, чтобы дети нашли причину ошибки, прочитали соответствующее правило.

- Когда ошибки разобраны, старший в группе получает задание. Группа выполняет его вместе. (Приложение 3)

Дети распределяются на группы.

 

Пока работают учащиеся можно проверить работу творческой группы.

6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу После этого учащиеся рассаживаются по своим местам и выполняют задание другого варианта. Затем проверяют себя по образцу. И на доске вновь фиксируют ошибки.
7. Повторение Если класс с быстрым темпом работы и остаётся время, можно выполнить задание из учебника на включение знаний в систему.
Рефлексия - Обратить внимание на предыдущие показатели и сделать вывод: удалось ли ликвидировать пробелы в знаниях?

- Всё ли теперь понятно?

- Оцените свою работу на уроке

- Над чем осталось поработать?

 

Д/з Должно быть дифференцированным