Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- Закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях данных видов;
- Развитие внимания, орфографической зоркости;
- Развитие навыка самоконтроля.
Оборудование:
Карточки с заданиями (по вариантам), образцы и эталоны заданий на каждого ученика, алгоритм постановки знаков препинания, лист самооценки для каждого ученика.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Примечание |
|
Попробуйте отгадать, что
здесь зашифровано?
Какие ассоциации у вас возникают? Чему будет посвящён наш урок русского языка? Всегда ли вам легко было расставить знаки препинания в предложениях? Всегда вы были успешны? Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу! О каких предложениях пойдёт речь на уроке? |
На доске плакат с ребусом
На доске появляется заголовок: Знаки препинания в предложе-ниях.
На доске по ответам учащихся выставляются таблички |
Вам знакомы эти предложения? Вы знаете, как
пишутся знаки препинания в таких предложениях?
Тогда оцените свои знания на листе самооценки.
Дети оценивают знаками “+”- знает, “- ” - не
знает. А теперь давайте всё повторим. Из детских ответов на доске выстраивается алгоритм. Анализ идёт по каждому типу предложений. Какая может быть связь в предложении? (Союзная и бессоюзная). Если однородные члены связаны только при помощи интонации, то на письме ставим запятую. Если связь союзная, то смотрим на союз. От чего зависит постановка знаков препинания в предложении с прямой речью? (От расположения прямой речи относительно слов автора). |
Учащиеся по наводящим вопросам учителя выстраивают алгоритм постановки знаков препинания в предложениях данных типов. К конспекту прилагаются таблички для алгоритма |
|
Самостоятельная работа
|
- Ну а сейчас вы выполните самостоятельную
работу и проверите свои возможности. Каждый
берёт свой вариант задания. Прочитав инструкцию,
начинают выполнять работу. Затем каждый достаёт
из конверта образец. Знаками “+” и “-” фиксируют
результат своих достижений на листе самооценки.
|
Приложение 1 |
3. Локализация места затруднения | По алгоритму проводится небольшой анализ своих достижений. Поднимите руки, у кого нет ошибок? Вы молодцы! Эти дети отсаживаются в отдельную группу и получают индивидуальное творческое задание. | Приложение 2 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Кто же допустил ошибки, просигнальте, в каких
предложениях вы допустили ошибки? Учащиеся
прикрепляют на доску сигналик (кружок)
определённого цвета, напротив с тем типом
предложения в котором у них ошибка. - В чём может быть причина вашей ошибки? |
У учащихся в конверте есть сигналики (кружки)
разного цвета. Все причины выносятся на доску. |
5. Обобщение затруднения во внешней речи
|
- Если ребёнок не может найти причину своих
ошибок, ему выдаётся эталон. В нём задание не
только правильно выполнено, но и указаны все
теоретические положения, как ему нужно было
рассуждать. По видам предложений, в которых
ученики допустили ошибки их надо разделить на
группы. В каждую группу дать учебники, чтобы дети
нашли причину ошибки, прочитали соответствующее
правило. - Когда ошибки разобраны, старший в группе получает задание. Группа выполняет его вместе. (Приложение 3) |
Дети распределяются на группы.
Пока работают учащиеся можно проверить работу творческой группы. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу | После этого учащиеся рассаживаются по своим местам и выполняют задание другого варианта. Затем проверяют себя по образцу. И на доске вновь фиксируют ошибки. | |
7. Повторение | Если класс с быстрым темпом работы и остаётся время, можно выполнить задание из учебника на включение знаний в систему. | |
Рефлексия | - Обратить внимание на предыдущие показатели и
сделать вывод: удалось ли ликвидировать пробелы
в знаниях? - Всё ли теперь понятно? - Оцените свою работу на уроке - Над чем осталось поработать?
|
|
Д/з | Должно быть дифференцированным |