Тип урока – урок открытых мыслей.
Цели урока:
- Обучать школьников способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на среду обитания; обобщить знания учащихся о природоохранительных мероприятиях.
- Развивать у учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем.
- Воспитывать стремление учащихся активно, наравне со взрослыми участвовать в деле охраны природы, формировать потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание или проявление положительных чувств.
Оборудование:
- Выставка книг и детских работ, посвященных проблемам экологии.
- Папки по охране природы, составленные детьми.
- Текстовые задания.
I. Организационный момент.
1. Постановка учебных задач и целей урока.
– Существует такая притча:
Однажды были объявлены Природой состязания. Самые быстрые юноши и девушки пытались перегнать оленя, самые сильные – побороть медведя, самые лучшие пловцы состязались с выдрой, самые ловкие пытались поймать белку, бегущую по деревьям. И во всех без исключений случаях люди проиграли. “Это несправедливо, – сказали они Природе, – каждое из этих животных обладает даром, дающим ему преимущество перед Человеком”. И тогда Природа ответила им так: “Вы правы. Но у вас есть свой дар. У вас есть ДАР ПОНЯТЬ тайны жизни и обратить их себе на пользу. Только Человек способен за короткий срок сделать условия жизни на планете невыносимыми. И от него зависит, станет на Земле лучше или хуже”.
– Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Проблемам охраны природы в России и во всем мире, решению экологических проблем.)
– Давайте попробуем ПОНЯТЬ – какими дарами наградила Природа человека? Пусть это будут дары – действия, которые помогут сохранить планету Земля цветущей.
2. Вступительное слово учителя.
– Наша планета существует больше 45 миллиардов лет (45000000000). Давайте вычеркнем в этом числе все нули. Получится 45 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Млекопитающие появились всего лишь 8 месяцев назад. Современный человек родился 4 часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а первая фабрика начала работать одну минуту назад. И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства Земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несёт всё новые и новые разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители земли могут спасти планету. К этому призывают экологические организации всего мира, учёные экологи.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Что такое экология?
– Что такое экология? Ответ на этот вопрос скрыт в самом слове. (Экология – греч. “экос” – дом, “логос” – наука, т.е. наука о доме).
– О каком доме? (О природе).
– Что исследует и изучает экология? (Связи между живой и неживой природой; между растениями и животными; природой и человеком).
– Что такое экология? (Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).
– Как вы думаете, экология важная наука? Докажите. (Подсказывает людям как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя).
– Что могло бы произойти, если бы не было науки экологии?
2. Экологические понятия.
– Экология наука сложная. Она включает знания географии, геологии, биологии, зоологии, ботаники и многих других наук.
– А какие экологические понятия нам известны? (Цепь и сеть питания; экологическая пирамида, катастрофа, прогноз).
– Раскроем эти понятия.
Цепь питания, сеть питания.
Однажды когда я была ещё маленькой девочкой, мы с мамой гуляли в лесу. На опушке леса мы увидели могучий дуб. Чтобы обхватить его ствол, нужно двум взрослым людям взяться за руки. В нескольких метрах от земли дуб ветвился, образуя роскошную крону, уходящую высоко-высоко к синему небу. Дуб жил, дышал.
Долго и внимательно рассматривали мы дерево, удивляясь его росту и красоте.
Вот среди ветвей промелькнула белка, с громким жужжанием пролетел мимо и уселся на дуб жук. Весь чёрный, с длинными-предлинными усами. Позже я узнала, что это был жук – дубовый усач. По старой коре бегают, и вверх, и вниз, крупные муравьи.
А вот на ветку дуба села птица и стала отсчитывать годы. В траве быстро прошмыгнула мышь.
“Сколько же всего около одного дерева! – подумала я тогда, – не дуб, а целый дом для различной живности”.
– Кого, вы, могли бы увидеть около дуба? (Дети пишут на доске).
– Назовите и запишите названия животных, которые питаются желудями, листьями, корой. Располагайте их вокруг записи “Дуб”, соединяя стрелками. (– Сойка, белка, лось, заяц, кабан, олень, мышь, дубовый усач, жук-олень).
– Назовите и запишите животных, которые охотятся за этими животными. Располагайте их внизу схемы, соедините эти пары стрелками. (Ястреб, лиса, волк, неясыть, медведь).
Схема на доске:
– На этой схеме мы воспроизвели экосистему.
– Как и чем связаны между собой дуб и эти животные? (Цепями питания).
– Что такое цепь питания? (Цепь питания начинается с растения. Это первое звено. Второе звено – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные и хищные животные).
– На нашей схеме мы видим, что разные цепи питания переплелись, соединились, образуя сеть питания.
Экологическая катастрофа.
– Представьте ситуацию. Люди срубили могучий дуб, затем всю дубраву, которая была около реки. Подумаем, к чему это приведет?
– Каково будет лесным жителям? (Потеряют дом).
– Что произойдет с рекой? (Обмелеет, так как лес хранит реку).
– К каким последствиям для человека это приведет? (Нарушится природное равновесие. Всё это вызовет экологическую катастрофу.)
“Липа – дерево важное, – говорил Егор Полушкин, шагая по заросшей лесной дороге. – Она в прежние-то времена, сынок, пол-России обувала, с ложечки кормила да сладеньким потчевала.
Берёза – она для красоты. Дуб это для материала. Избу срубить или, скажем, какое полезное строение? Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельных природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ёжиком. А их обидишь – себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем ты их назад не заманишь.” Они еще долго говорили об умной природе, которая все предусмотрела и все сберегла на пользу всему живому.
“Природа – она никого не обижает, сынок, и все для неё равны.”
(Б. Васильев. “Не стреляйте в белых лебедей.”)
Экологический прогноз.
– Сейчас вы говорили о последствиях, которые вызовет вырубка дубравы, то есть дали экологический прогноз.
– Объясните, что такое экологический прогноз. Почему он важен? (“Прогноз” означает “предсказание”. Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Подскажут как лучше поступать, чтобы сохранить природу, не повредить человеку, что делать, если экологическая катастрофа уже произошла.)
III. Организация восприятия и осмысления новой информации.
– Попытаемся сделать экологические прогнозы, исследовав некоторые процессы, которые происходят на Земле.
Потепление климата.
– Давайте вспомним состав воздуха. (Азот, кислород, углекислый газ, прочие газы)
– Для чего они необходимы? (Азот входит в состав всех живых организмов. Кислород участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли. Углекислый газ нужен всем растениям для образования в них питательных веществ.)
– Оказывается, климат Земли во многом зависит от того, много ли углекислого газа в атмосфере. Перед людьми стоит много экологических проблем и очень важная среди них потепление климата.
– Как вы думаете, хорошо ли , что климат теплеет? Почему?
– Ученые-экологи говорят, что потепление климата – это очень плохо. Солнце нагревает Землю, но одновременно Земля отдает свое тепло атмосфере. Атмосферный углекислый газ сильно задерживает это излучение Земли. Поэтому говорят, что углекислый газ создает парниковый эффект.
– Где мы наблюдаем похожее явление? (В теплице).
– Расскажите, что вы там чувствуете?
– Промышленность сжигает много нефти и газа. Что происходит при горении? (Выделяется углекислый газ.)
– Кто главный потребитель углекислого газа? (Растения, леса.)
– На Земле вырубаются леса со скоростью 120000 кв. метров в минуту. Вот и получается, что углекислого газа накапливается в атмосфере все больше, а потребляется он растениями всё меньше, поэтому количество его в атмосфере увеличивается.
– Хорошо ли, что климат теплеет? К чему же это может привести?
– Какой экологический прогноз можем сделать? (Если температура Земли поднимется на несколько градусов, то есть произойдет потепление климата, то начнется таяние ледников, и, множество городов и земель окажутся под водой.)
Кислотные дожди.
– Вот ещё одна экологическая проблема. Собрались на небе тучи, и полился на горячую, сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьётся, да и человеку в жаркую погоду угодить под прохладный дождик – одно удовольствие. А что он вымокнет – не беда: просохнет рубашка. Она и высохла. Посмотрел на неё хозяин и глазам не поверил: была новая, целая, а стала старой, вся в мелких дырочках, как решето. Листья на деревьях пожелтели. Трава не посвежела, а, наоборот, пожухла. Опасный дождик, ядовитый. Такие дожди называют кислотными.
– Почему вода может стать опасной?
– Один завод дымит. Два завода дымят. Сто заводов дымят. Оттого, что в топках горят уголь, нефть, газ. В них есть сера, которая с дымом попадает в облака. Получается едкая серная кислота. Вот вам ядовитый дождик, и, круговорот отравленной воды.
Демонстрационный опыт.
– Сильная кислота – смертельный яд. Посмотрите, что произойдет с листом растения, если я опущу его в пробирку с серной кислотой. (Лист почернел.)
– Можно ли спасти окружающий нас мир и нас самих от кислотных дождей, наводнений и вредных выбросов? Можно – говорят экологи. Нужно шире использовать безвредные источники энергии: Солнце, ветер, волны. Вместо уничтоженных лесов сажать новые.
IV. Первичная проверка понимания.
Экологические задачи.
– Попробуйте оценить ситуацию из задач. Сделайте вывод. (Работа в тетради, у доски.)
Задача № 1. Зелёные насаждения с 1га земли за 1 час дня поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько килограммов поглощают растения за день в 12 часов? Оцените роль зелёных растений в жизни животных и человека.
Задача № 2. Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за одну минуту вытекает 8 л воды. Сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену, которая длится 10 минут? Сделайте вывод.
V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач.
Участие детей и подростков в деле охраны природы.
– Ученые-экологи пытаются найти выход из многих экологических проблем. Вам ещё не под силу решить их. Но каждый из нас, не выходя из дома, может охранять природу. Как? К чему призовем человечество? (Экономия воды, уменьшение её загрязнения, уменьшение расхода энергии, тепла, использование аэрозолей без озоноразрушающих веществ.)
Сообщения учеников о детской экологической организации ГРИНТИМ и ГРИНПИС.
– Французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери о герое своей книги “Маленький принц” писал: “Я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!”
– Запомните, друзья, есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.
VI. Выполнение самостоятельной работы.
1. Соедини линиями.
2. Ты ученый-эколог. Попробуй сделать экологический прогноз.
Что произойдет, если случится авария судна, перевозящего нефть.
VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
– Итак, чем Человек отличается от других живых существ? Ведь…
Ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет навек человеческий род.
– Человек, убивший последнего мамонта, думал только о сытном обеде. Охотник, подстреливший последнего странствующего голубя, думал только о своей меткости. Матрос, обрушивший дубину на последнюю бескрылую гагарку, вообще ни о чём не думал. Но мы, потерявшие своих голубей, оплакиваем их. А кто заплачет о человеческом роде?
– Какими дарами наградила природа человека, которые помогут сохранить планету Земля.
(Понять, любить, дарить, жить, уметь, сохранить, спасти, сберечь, помочь, сопереживать, плакать.)
Я сорвал цветок,
– и он увял.
Я поймал мотылька,
– и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте
можно только… сердцем.
VIII. Домашнее задание.
– Ответьте на вопрос: “Какой я есть, каким я должен быть, чтобы Земля благодарила меня за каждый час моего существования?”