Урок математики в 5-м классе по теме: "Новая запись чисел" (по учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон)

Разделы: Математика


Тема урока: “Новая запись чисел”.

Тип урока: “Открытие” нового знания.

1. Организационный момент (1–2 мин)

  • Ребята, сегодня нам предстоит сделать очень важное открытие. Человечеству для этого понадобились десятки столетий, а у нас в распоряжении всего один урок, но я верю, что вы справитесь с этой задачей!
  • Желаю успеха!

2. Актуализация (12–15 мин)

  • Какая из пар чисел записана в десятичной позиционной системе?
    А) XXI и V, Б) 205 и 250, В) 1/3 и 2/10
    (Вторая)
  • Разложите их по разрядам.
    (205=2•100+0•10+5, 250=2•100+5•10+0)
  • Сколько единиц в разряде десятков первого числа?
    (Нисколько)
  • О чем говорит наличие нуля в каком-либо разряде?
    (Об отсутствии единиц в этом разряде)
  • Разложите по разрядам 5004, 10506, 3800
    (Используйте таблицу по математике для 5–6 классов, разряды десятичных дробей, у которой дробная часть закрыта)
  • Можно ли разложить по разрядам другие пары?
    (Нет)
  • Какую часть метра составляет 1 дм? 1 см? 1 мм?
    (Десятую, сотую, тысячную)
  • Во сколько раз меньше 1 дм, чем 1 м?
    (В десять раз)
  • Во сколько раз меньше 1/100, чем 1/10?
    (В десять раз)
  • Найди общее и отличия в группах:
    А) 800, 80, 8 Б) 800, 080, 008 В) 8/1, 8/10, 8/100
    (В каждой группе каждое следующее число в десять раз меньше предыдущего, в группе А и Б записаны одни и те же числа)
  • В каких разрядах находится цифра 8 группе Б?
    (Сотен, десятков, единиц)

Учитель показывает эти числа на таблице.

  • В какую сторону смещается цифра в разрядной сетке при увеличении числа в 10 раз?
    (Влево)
  • В какую сторону смещается цифра при уменьшении в 10 раз?
    (Вправо)
  • Как изменится число, если приписать справа ноль?
    (Увеличится в 10 раз)
  • А если слева?
    (Не изменится)
  • Почему?
    (Цифра остается в своем разряде)
  • Разложите по разрядам числа 8/10 и 8/100.
    (Это невозможно, так как эти числа дробные, а не натуральные)
  • Если бы существовала другая, поразрядная запись дробных чисел, то по какую сторону от разряда единиц располагалась бы цифра 8?
    (Правее, так как меньше в 10 раз)
  • Молодцы! После следующего задания вы сможете разложить эти числа по разрядам.
    Открывается обратная сторона доски, на которой прикреплены карточки. См. Приложение.
  • Установите соответствие.
    (Когда ученики называют правильное соответствие, то учитель располагает маленькую карточку рядом с большой и ставит между ними знак равенства)
  • Почему лишней является величина ?
    (Потому что тысячной частью метра является миллиметр)
  • Почему = ?
    (Слева от числа можно приписать 0, при этом величина числа не изменится)

3. Постановка учебной задачи (2–3 мин)

  • Почему остались карточки с величинами 2,6 м и 2,06 м?
    (Не знакомы с такими числами, с такой записью числа)
  • Какой будет тема сегодняшнего урока?
    (Новая запись чисел)
  • Запишем ее в тетради.

4. Построение проекта выхода из затруднения (15 мин)

  • Работая в парах и четверках, за 5 минут постарайтесь ответить на следующие вопросы (Вопросы можно приготовить на закрытой доске, на кодоскопе или на плакате)
  • Какую роль в новой записи числа выполняет запятая?
    (Отделяет целую часть от дробной)
  • Сможем ли мы в таком виде дробь разложить по разрядам?
    (Да)
  • Какому смешанному числу соответствует по новому записанные числа?
    (2,6= и 2,06=)
  • Как можно назвать разряды, расположенные после разряда единиц?
    (Десятые, сотые и т.д.)
  • Как можно назвать такую запись дроби?
    (Десятичная)

Выслушать версии.

Открыть полностью таблицу “ Разряды десятичных дробей”.

Выставить в ней поочередно дроби 6,3; 0,18; 3,125.

Прочитать эти дроби и записать в тетради как в виде десятичных, так и в виде обыкновенных дробей и смешанных чисел.

  • Какая связь существует между количеством цифр в числителе и нолей в знаменателе?
    (Они равны)
  • Продумайте алгоритм перехода от обыкновенной дроби к десятичной.

Корректируя, при необходимости, ответы учащихся, учитель вывешивает на доске таблички с пунктами алгоритма:

  • Записать целую часть.
    (Она может быть равна нулю)
  • Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
  • Уравнять количество цифр в числителе и количество нолей в знаменателе.
  • Записать после запятой числитель дробной части.
  • Помни! Цифру нужно писать в своем разряде.

5. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин). № 694 (е, ж, з)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7–10 мин). № 694 (б) – вариант, (д) – 2 вариант.

Проверка по образцу на закрытой доске или на кодоскопе. Резерв №712 (по выбору)

7. Домашнее задание. № 716; 720 (по выбору); 724 (творческое)

8. Рефлексия (2–3 мин).

  • Что нового вы узнали на уроке?
    (Десятичную запись дроби)
  • Почему она называется десятичной?

При перемещении цифры на один разряд влево (вправо) число увеличивается (уменьшается) в 10 раз.

  • Какую роль выполняет запятая?
  • Какие разряды вы знаете у натуральных чисел? У десятичных дробей?
  • Расскажите алгоритм перехода от обыкновенной дроби к десятичной.
  • Молодцы! Вы успешно поработали и заслуженно получаете высокие оценки!

ПРИЛОЖЕНИЕ