Урок-практикум по теме: "Обособленные обстоятельства". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Задачи урока:

1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.
2. Продолжить работу над речевыми навыками и умениями, над развитием речи, внимания, воображения.
3. Прививать любовь к окружающей нас природе, к слову.

Готовность учителя к уроку. На доске запись:

  • Записывается дата / Классная работа.

Обособленные обстоятельства

(Висит таблица на данное правило)

1. Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов.

2. Не замечавший опасности зверь спокойно шел по опушке леса.

3. Просвистели две пули, не задевшие никого из всадников.

Затаив дыхание не замечая меня наклонив ветку урча от удовольствия скрывшись в чаще. Ученик разбирает предложение из домашнего задания.

Готовность детей к уроку:

1. Тетрадь
2. Дневник
3. Карточки Е Я –
4. 1 ученик работал дома с толковым словарем
5. Два ученика выучили о березке стихотворение и описание.

I. Организационный момент.

II. Сообщение учителем темы и задач урока.

III. Проверка Д.З. § 32, Упр. 316 I стр. 151 по учебнику 8 кл. Автор С.Г.Бархударов.

1. Повторить правило про себя, рассказать соседу по парте, повторить по таблице на доске.

2. В это время один ученик делает на доске разбор по предложения №1 из домашнего упражнения. (Обогнув высокий мыс пароход вошел в залив).

3. Один ученик выходит к доске с тетрадью, называет слово из дом Упр., в котором пропущена буква. Дети показывают карточку с буквой, которую вставили. (пел..ной, какие(то), бел..соватые, (в) вышине, вгл..девшись, (не) ясные. Этот же ученик делает вывод о правильном написании орфограмм, проверяет разбор на доске, делает вывод по всему Д.З.).

Обоим ставится оценка в журнал.

IV. Словарный диктант.

Панорама, концерт, консерватория, территория, впечатление, лауреат, транслировать, симфония, дебют, информация. (Ученики поменялись тетрадями, учитель показывает карточку со словом, дети проверяют, ставят карандашом оценки).

V. Работа над новыми словарными словами. (Учебник стр. 152.)

Доблесть Доблестный

Ученик из словаря зачитывает лексическое значение слов. (в старославянском языке слово добль означало храбрый).

– Устно подберите синонимы. (Отвага, мужество, высокая самоотверженность).

– Проговорим слова по слогам, запишем в тетрадь. (Слова вывешиваются на магнитную доску).

VI. Устная синтаксическая зарядка.

– На слух определить обособленные обстоятельства, назвать со сказуемым. (Слушают запись на магнитофоне).

1. Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.

2. Изогнувшись, лебеди плавали вокруг островка.

3. Зимние ветры, сдувающие снег с полей, приходят с юга.

4. Сгорбившись и закрыв лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья.

VII. Замена определений обособленными обстоятельствами. (Открывается запись на доске).

  1. Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов.
  2. Не замечавший опасности зверь спокойно шел по опушке леса.
  3. Просвистели две пули, не задевшие никого из всадников.

VIII. Работа по картине с ключевыми словосочетаниями. (Открыть доску).

Иллюстрация
с изображением
медвежонка у малины.
затаив дыхание
не замечая меня
наклонив ветку
урча от удовольствия
скрывшись в чаще

– Пусть медвежонок бежит по своим делам, а у нас физминутка.

IX. Самостоятельная работа с учебником. Упр. 316, II стр.151

I вариант запишет предложение № 2.

II. вариант запишет предложение № 3.

(Идет взаимопроверка).

– На какое правило предложения? (На примечание).

X. Тест I.

1. Вздыхает трава умирая под острой певучей косой.

2. Кругом растирались поля покрытые снегом.

3. Работал он спустя рукава.

4. Старик шел согнувшись.

5. Сверкая быстро в вышине кружились искры.

6. Сорока вспорхнула и распустив хвост полетела прочь.

7. Алексей вздохнул прощаясь с затухавшим костром.

– Обвести № предложения с обособленным обстоятельством. (1, 5, 6, 7).

Тест II.

1. Успокоившись, котенок выбежал на крыльцо.

2. По снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

– Обведите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

XI. Творческая работа. (Было дано двум ученикам опережающее задание на дом). Иллюстрации березок, картина.

– Мы поговорим о дереве, которое любят многие, о березе.

– Посмотрите, как художники видят березу. (Работа по картине).

– Послушайте стихотворение Прокофьева (читает ученик “Люблю березку русскую…”)

Второй ученик читает описание березы.

Песенное дерево наша береза. Красотой и чистотой покорила душу, наполняя её восторгом… Береза красива всегда. Рождаясь маленькой травинкой, она уже года через три – четыре становится березкой. Коричневый стволик быстро светлеет, от лета к лету становясь все ярче. Метели и пыльные ветры секут ствол, сдирая лоскутки бересты, а он только белее становится от этого хлеста. (Л.Семаго.)

Задание. Написать сочинение–миниатюру “Люблю березку русскую”, используя обособленные обстоятельства. Лучшие зачитать, оценить.

XII. Д.З. § 32, Упр. 317. Разобрать.

XIII. Итог урока. (На парте у учеников карточка с вопросами.)

  1. Я хорошо закрепил материал.
  2. У меня есть проблемы. (Вписать)
  3. Цель урока достигнута, нет (Подчеркнуть)
  4. Что мне понравилось? (Вписать)
  5. Кто понравился? Чем? (Вписать)
  6. Мое пожелание. (Записать)

Карточки собрать.

СПАСИБО ЗА УРОК, РЕБЯТА!