Тема урока: Свойства линейной функции и графическое изображение механического движения.
“ С физикой – в жизнь,
В суть с математикой”.
А. Лемберг
Цели урока:
- Сформировать у учащихся умение применять математические модели к решению графических задач по физике.
- Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства.
- Стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха для каждого.
Задачи урока:
- Показать связь изученных понятий
- Научить учащихся решать графические задачи по кинематике на основе их знаний о свойствах линейной функции.
Оборудование к уроку:
- Компьютер, проектор, экран.
- Таблицы “Линейная функция”, “Равнопеременное движение”.
- Раздаточный материал:
– Планшеты для проверки теста.
– Тексты решаемых задач.
– Опорный конспект по физике
– 2 больших листа бумаги на парту.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение цели, задач урока. Демонстрация презентации урока (Слайды 1 -4)
II. Диагностический тест с выбором ответа
(Слайды 5-6).(Учащиеся на планшетах отмечают правильные ответы.)
Содержание теста:
1.Это график:
а) линейной функции;
б) квадратичной функции.
2.Эта функция:
а) возрастающая;
б) убывающая.
3.Это график функции, которая задана формулой:
а) y=kx;
б) y=kx+b.
4. Если движение равномерное, то это график зависимости:
а) скорости от времени;
б) координаты от времени.
5. Если это график v (t), то это движение:
а) равноускоренное;
б) равнозамедленное.
6. Если это график зависимости координаты от времени x (t), то движение:
а) равномерное;
б) равнопеременное.
Правильные ответы.
а |
б |
|
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
Все учащиеся показывают свои планшеты с ответами. Самостоятельно сверяют их с верными ответами (слайд 7) и оставляют поднятыми только те, на которых все ответы правильные, ответы с 1-2 ошибками. Учитель подводит итог теста, сообщает об уровне готовности учащихся к уроку. Для тех, кто допустил много ошибок, учитель зачитывает стихотворение (Слайд 8):
Дорогу к истине трудно сыскать,
Иди же в путь и не мешкай.
Промах, промах
И промах опять!
Но меньше,
Меньше
И меньше!
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
.(Отчет групп по домашнему заданию и составление таблиц первичного обобщения материала)
1. Заслушиваем отчет группы “математиков”.
1) “Теоретиков” (по таблице 1). Определение, свойства и график линейной функции. Основная формула ( y = kx + b ) и частные случаи ( y = kx, y = b). Особенности расположения прямой в координатной плоскости в зависимости от знака k и b.
2) “Практиков”.
Задача 1. Построить графики функций, заданных формулами:
а) y=3+0.5x;
б) y= -2x;
в) y= 4.
Задача 2. По графику функции записать формулу, которой задается эта функция.
2. Заслушиваем отчет группы “физиков”.
1) “Теоретиков” (по таблице 2):
а) равномерное прямолинейное движение, определение, примеры, основные формулы и графики зависимости x(t), s(t), v(t), a(t);
б) равноускоренное (равнозамедленное) движение определение, примеры, основные формулы и графики зависимости v(t), a(t).
2) “Практиков”: решение базовых задач:
а) на построение графиков зависимости координаты, скорости и ускорения от времени для равномерного движения.
Задача 3. Радиолокатор дважды засек координаты тела, движущегося равномерно по прямой: x1 + 20 м, через 2 мин · 2 = 220 м. С какой скоростью двигалось тело? Постройте график скорости, напишите уравнение движения, постройте график движения.
Дополнительный вопрос: Чему равно ускорение? Начертите график ускорения.
б) на построение и анализ графика равноускоренного движения.
Задача 4. Проекция скорости движущегося тела изменяется по закону
vx=10-2t (величины измерены в СИ).
а) Опишите характер движения тела.
б) Найдите проекцию начальной скорости, модуль и направление вектора начальной скорости.
в) Найдите проекцию ускорения, модуль и направление вектора ускорения. Как направлен вектор ускорения по отношению к вектору начальной скорости?
г) Напишите уравнение зависимости проекции ускорения от времени.
д) Постройте графики зависимости vx(t) и ах(t).
Задача 5. На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени.
а) Определите вид движения.
б) Найдите модуль и направление начальной скорости.
в) Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.
г) Напишите уравнение зависимости проекции скорости этого тела от времени.
IV. Практическое применение знаний. Решение комбинированных задач.
Учащиеся решают задачи в группах, чертят графики в тетрадях и на больших листах. Затем решения обсуждаются, графики вывешиваются на доске.
Задача 6. По данному графику скорости
а) описать характер движения на каждом участке;
б) составить уравнение зависимости s(t), v(t), a(t);
в) начертить график ускорения.
Задача 7. По данному графику зависимости ускорения от времени:
а) описать характер движения тела на каждом участке;
б) записать уравнение зависимости a(t), v(t), s(t);
в) построить график скорости.
V. Проверочная самостоятельная работа.
На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени. Для каждого участка:
а) Определите вид движения.
б) Найдите модуль и направление начальной скорости.
в) Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.
г) Напишите уравнение зависимости проекции скорости этого тела от времени.
д) Постройте график зависимости a(t).
VI. Подведение итога урока.
VII. Домашнее задание.
Обменяйтесь вариантами карточек для самостоятельной работы. Выполните задания 1-3, дополнительно составьте уравнение зависимости координаты от времени для каждого участка и схематически постройте график x(t).
Список используемой литературы.
- Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл. сред. шк./ Сост. И.Л. Никольская. – М.; Просвещение, 1991.
- Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. Кн. Для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.; Просвещение, 1999.
- Кабардин О. Ф. и др. Факультативный курс физики: 9 кл. Учеб. Пособие для учащихся. – М.; Просвещение, 1985.
- Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/Сост. Г. Н. Степанова. – М.; Просвещение, 1995.
- Кирик Л. А. Самостоятельные и контрольные работы по физике для 9 класса. Механика. Разноурав. дид. материал. – “ИЛЕКСА”, “ЛИЦЕЙ”, М. – Харьков, 1999
- Алгебра и геометрия в таблицах. 7 – 11 классы/ авт.-сост. О. А. Коноплева. СПб.: Тригон, 2006.