Интегрированный урок: математика + физика по теме: "Свойства линейной функции и графическое изображение механического движения". 9-й класс

Разделы: Математика, Физика

Класс: 9


Тема урока: Свойства линейной функции и графическое изображение механического движения.

“ С физикой – в жизнь,
В суть с математикой”.

А. Лемберг

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся умение применять математические модели к решению графических задач по физике.
  2. Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства.
  3. Стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха для каждого.

Задачи урока:

  • Показать связь изученных понятий

  • Научить учащихся решать графические задачи по кинематике на основе их знаний о свойствах линейной функции.

Оборудование к уроку:

  • Компьютер, проектор, экран.
  • Таблицы “Линейная функция”, “Равнопеременное движение”.
  • Раздаточный материал:
  • – Планшеты для проверки теста.
    – Тексты решаемых задач.
    – Опорный конспект по физике
    – 2 больших листа бумаги на парту.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение цели, задач урока. Демонстрация презентации урока (Слайды 1 -4)

II. Диагностический тест с выбором ответа (Слайды 5-6).

(Учащиеся на планшетах отмечают правильные ответы.)

Содержание теста:

1.Это график:

а) линейной функции;

б) квадратичной функции.

2.Эта функция:

а) возрастающая;

б) убывающая.

3.Это график функции, которая задана формулой:

а) y=kx;

б) y=kx+b.

4. Если движение равномерное, то это график зависимости:

а) скорости от времени;

б) координаты от времени.

5. Если это график v (t), то это движение:

а) равноускоренное;

б) равнозамедленное.

6. Если это график зависимости координаты от времени x (t), то движение:

а) равномерное;

б) равнопеременное.

Правильные ответы.

 

а

б

1              
2    
3    
4    
5    
6    

 Все учащиеся показывают свои планшеты с ответами. Самостоятельно сверяют их с верными ответами (слайд 7) и оставляют поднятыми только те, на которых все ответы правильные, ответы с 1-2 ошибками. Учитель подводит итог теста, сообщает об уровне готовности учащихся к уроку. Для тех, кто допустил много ошибок, учитель зачитывает стихотворение (Слайд 8):

Дорогу к истине трудно сыскать,
Иди же в путь и не мешкай.
Промах, промах
И промах опять!
Но меньше,
Меньше
И меньше!

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

(Отчет групп по домашнему заданию и составление таблиц первичного обобщения материала)

1. Заслушиваем отчет группы “математиков”.

1) “Теоретиков” (по таблице 1). Определение, свойства и график линейной функции. Основная формула ( y = kx + b ) и частные случаи ( y = kx, y = b). Особенности расположения прямой в координатной плоскости в зависимости от знака k и b.

2) “Практиков”.

Задача 1. Построить графики функций, заданных формулами:

а) y=3+0.5x;

б) y= -2x;

в) y= 4.

Задача 2. По графику функции записать формулу, которой задается эта функция.

2. Заслушиваем отчет группы “физиков”.

1) “Теоретиков” (по таблице 2):

а) равномерное прямолинейное движение, определение, примеры, основные формулы и графики зависимости x(t), s(t), v(t), a(t);

б) равноускоренное (равнозамедленное) движение определение, примеры, основные формулы и графики зависимости v(t), a(t).

2) “Практиков”: решение базовых задач:

а) на построение графиков зависимости координаты, скорости и ускорения от времени для равномерного движения.

Задача 3. Радиолокатор дважды засек координаты тела, движущегося равномерно по прямой: x1 + 20 м, через 2 мин · 2 = 220 м. С какой скоростью двигалось тело? Постройте график скорости, напишите уравнение движения, постройте график движения.

Дополнительный вопрос: Чему равно ускорение? Начертите график ускорения.

б) на построение и анализ графика равноускоренного движения.

Задача 4. Проекция скорости движущегося тела изменяется по закону

vx=10-2t (величины измерены в СИ).

а) Опишите характер движения тела.

б) Найдите проекцию начальной скорости, модуль и направление вектора начальной скорости.

в) Найдите проекцию ускорения, модуль и направление вектора ускорения. Как направлен вектор ускорения по отношению к вектору начальной скорости?

г) Напишите уравнение зависимости проекции ускорения от времени.

д) Постройте графики зависимости vx(t) и ах(t).

Задача 5. На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени.

а) Определите вид движения.

б) Найдите модуль и направление начальной скорости.

в) Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.

г) Напишите уравнение зависимости проекции скорости этого тела от времени.

IV. Практическое применение знаний. Решение комбинированных задач.

Учащиеся решают задачи в группах, чертят графики в тетрадях и на больших листах. Затем решения обсуждаются, графики вывешиваются на доске.

Задача 6. По данному графику скорости

а) описать характер движения на каждом участке;

б) составить уравнение зависимости s(t), v(t), a(t);

в) начертить график ускорения.

Задача 7. По данному графику зависимости ускорения от времени:

а) описать характер движения тела на каждом участке;

б) записать уравнение зависимости a(t), v(t), s(t);

в) построить график скорости.

V. Проверочная самостоятельная работа.

На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени. Для каждого участка:

а) Определите вид движения.

б) Найдите модуль и направление начальной скорости.

в) Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.

г) Напишите уравнение зависимости проекции скорости этого тела от времени.

д) Постройте график зависимости a(t).

VI. Подведение итога урока.

  1. Выставление оценок и их комментирование.
  2. Учитель: На этом уроке мы не вспоминали о квадратичной функции и, связанной с ней зависимостью перемещения и координаты от времени равноускоренного движения. Это тема нашего следующего урока.
  3. Учитель: В заключении, я прошу вас выразить с помощью одной из этих картинок свое настроение и эмоциональное отношение к этому уроку.

VII. Домашнее задание.

Обменяйтесь вариантами карточек для самостоятельной работы. Выполните задания 1-3, дополнительно составьте уравнение зависимости координаты от времени для каждого участка и схематически постройте график x(t).

Список используемой литературы.

  1. Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл. сред. шк./ Сост. И.Л. Никольская. – М.; Просвещение, 1991.
  2. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. Кн. Для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.; Просвещение, 1999.
  3. Кабардин О. Ф. и др. Факультативный курс физики: 9 кл. Учеб. Пособие для учащихся. – М.; Просвещение, 1985.
  4. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/Сост. Г. Н. Степанова. – М.; Просвещение, 1995.
  5. Кирик Л. А. Самостоятельные и контрольные работы по физике для 9 класса. Механика. Разноурав. дид. материал. – “ИЛЕКСА”, “ЛИЦЕЙ”, М. – Харьков, 1999
  6. Алгебра и геометрия в таблицах. 7 – 11 классы/ авт.-сост. О. А. Коноплева. СПб.: Тригон, 2006.

Презентация