Урок истории в 3-м классе по теме: "Петр Великий"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели:

  • дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
  • расширить представление о значении этих преобразований для современников;
  • способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изученного материала;
  • развивать монологическую речь;
  • стимулировать индивидуальную и групповую активность, самостоятельностьмышления;
  • воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения, соблюдать правила поведения.

Оборудование: портрет Петра I, фрагменты из кинофильма “Петр I”, карточки с заданиями, схема “реки времени”, музыкальная запись фрагмента “Бородинские ворота” Мусоргского.

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет очень трудно, так как мы с вами отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”.

- Хотите отправиться в путешествие?

Дети: Да!

2. Актуализация знаний

Учитель: Прежде, необходимо помочь Анюте и Илюше выполнить задание. Поможем? Работать, ребята, будем в группах. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат конверты с заданиями. Достаньте задания №1, и помогите установить последовательность событий.

Создание народного ополчения   Изгнание поляков из России   Избрание царем Михаила Романова
  Избрание царем Бориса Годунова   Появление Лжедмитрия I  

Самопроверка.

Учитель: Сравните свои ответы с ответами на экране.

Какое из этих исторических событий вам особенно понравилось (высказывания детей)

Обобщение учителя: Да, ребята, правление каждого царя имело свои особенности. Сегодня мы познакомимся с правлением еще одного российского государя.

3. Формирование новых понятий

1. “Яркое пятно”

Учитель: Представьте себе великана, без малого трех аршин. Он был так силен, что мог свернуть трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.

- О ком идет речь? Хотелось бы вам узнать имя этого царевича? (если дети не отвечают, обращаемся к учебнику).

Учитель: Открывайте учебник на странице 27. Посмотрите, как еще называли Петра 1?

- Какова тема урока?

(на экране появляется тема урока “Петр Великий” и портрет)

Учитель: Итак, отправляемся в путешествие.

2. Чтение по учебнику, после чтения задаются вопросы.

- Что за город решил построить Петр I?

- Зачем нужен был этот город?

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С. Пушкина (читает подготовленный ученик).

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Учитель: Выражение “В Европу прорубить окно”, - как вы понимаете? (Высказывания детей)

- Как оно связано с нашим уроком?

Можем мы уже сказать почему Петра I назвали Великим?

Хотелось бы узнать?

Задание: обращение к “реке времени” (страница 26).

Учитель: Давайте найдем имя этого царя на “реке времени”

Дети: Петр I.

Учитель: Внимательно посмотрите на “реку времени” и скажите, в каком году Петр 1 вступил на престол?

Дети: В 1682 году.

Учитель: Ребята, Петру I в это время было всего 10 лет.

- Что произошло с течением “реки времени”?

Дети: Река ударилась о скалу и изменила свое направление.

Учитель: Наша задача с вами узнать почему “река времени” сделала поворот?

- Как называется следующий прямой участок реки?

Дети: Российская империя.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, слова на экране.

“Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе”

Учитель: Благодаря чему Россия стала одним из сильнейших государств в Европе?

Дети: Благодаря преобразованиям.

Учитель: Как вы понимаете слово “преобразования”? (высказывания детей)

Учитель: А мы с вами знаем, какие преобразования он сделал?

Дети: Нет, не знаем.

Учитель: Значит, о чем мы с вами будем говорить?

Дети: О преобразованиях.

Работа с учебником (страница 27)

Учитель: Какие же преобразования провел Петр I?

Дети: Перт I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.

Учитель: Петр I был правителем, а еще кем?

- Предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Петр I”

(после просмотра)

- Что еще нового узнали о Петре I? (Высказывания детей)

Учитель: Переверните страницу учебника. Какой материал помещен?

- Что такое реформа? (Высказывания детей)

- Рассмотрите внимательно иллюстрации и прочитайте подписи.

- Какое слово вас настораживает?

Дети: Насильственно.

Учитель: Как вы понимаете это слово?

- Раз реформы проводились насильственно, значит не так все просто.

- Какие реформы вы видите?

Дети: создание армии, строительство заводов, создание флота.

Учитель: Благодаря чему России превратилась в одну из сильнейших государств в Европе?

Дети: Благодаря преобразованиям Петра I.

Учитель: Какими еще делами прославился Петр Великий мы узнаем, выполнив задание №2.

- Достаньте из конвертов задание №2.

1 группа работает по учебнику стр.29 (все вопросы на экране)

Готовит ответы на вопросы:

С какой целью Петр I начал войну?

Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?

Под каким флагом громили шведский флот?

группа работает по учебнику стр. 30.

Вопросы:

1. Что праздновал Петр I в 1721 году?

2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?

группа работает по учебнику стр.31.

Кем стал Петр I по окончанию войны? А Россия?

Настали ли новые времена для России?

Кому был установлен памятник на берегу Невы?

Для чего была основана Академия наук?

Учитель: Какими делами прославился Петр Великий? (ответы учащихся, на поставленные вопросы)

4. Первичное закрепление

Учитель: Откройте рабочую тетрадь на странице 25, задание 44.

Самостоятельная работа.

Проверка (учащийся зачитывает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение учащихся).

5. Итог урока

Учитель: А теперь мы вернемся к главным вопросам, которые мы поставили на уроке (вопросы на экране).

- За что Петр I назвали Великим? (высказывания детей)

- Почему “река времени” сделала поворот?

Вывод учителя о значимости фигуры Петра I для России.

Выдающаяся роль в осуществлении преобразований в России принадлежит Петру I. Этот человек обладал глубоким и дальновидным умом, целеустремленностью, решительностью, твердой волей. Петр I был предан России, верил в ее гигантские возможности.

Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход (прорубила окно) в Европу. Россия стала великой державой.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

- Как оцениваете свое участие в уроке?

- А есть ли среди вас те, кто не в полной мере удовлетворен своей работой? Почему?

Учитель: Не отчаивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Домашнее задание.

Учебник стр.26-31, вопросы.

Постарайтесь найти материал о других реформах.

Желающие могут составить 2-3 вопроса по данной теме.

Учитель: Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. Нужно помнить, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.

Приложение