Цели:
- дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
- расширить представление о значении этих преобразований для современников;
- способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изученного материала;
- развивать монологическую речь;
- стимулировать индивидуальную и групповую активность, самостоятельностьмышления;
- воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения, соблюдать правила поведения.
Оборудование: портрет Петра I, фрагменты из кинофильма “Петр I”, карточки с заданиями, схема “реки времени”, музыкальная запись фрагмента “Бородинские ворота” Мусоргского.
1. Оргмомент
Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет очень трудно, так как мы с вами отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”.
- Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
2. Актуализация знаний
Учитель: Прежде, необходимо помочь Анюте и Илюше выполнить задание. Поможем? Работать, ребята, будем в группах. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат конверты с заданиями. Достаньте задания №1, и помогите установить последовательность событий.
Создание народного ополчения | Изгнание поляков из России | Избрание царем Михаила Романова | ||
Избрание царем Бориса Годунова | Появление Лжедмитрия I |
Самопроверка.
Учитель: Сравните свои ответы с ответами на экране.
Какое из этих исторических событий вам особенно понравилось (высказывания детей)
Обобщение учителя: Да, ребята, правление каждого царя имело свои особенности. Сегодня мы познакомимся с правлением еще одного российского государя.
3. Формирование новых понятий
1. “Яркое пятно”
Учитель: Представьте себе великана, без малого трех аршин. Он был так силен, что мог свернуть трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.
- О ком идет речь? Хотелось бы вам узнать имя этого царевича? (если дети не отвечают, обращаемся к учебнику).
Учитель: Открывайте учебник на странице 27. Посмотрите, как еще называли Петра 1?
- Какова тема урока?
(на экране появляется тема урока “Петр Великий” и портрет)
Учитель: Итак, отправляемся в путешествие.
2. Чтение по учебнику, после чтения задаются вопросы.
- Что за город решил построить Петр I?
- Зачем нужен был этот город?
- Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С. Пушкина (читает подготовленный ученик).
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Учитель: Выражение “В Европу прорубить окно”, - как вы понимаете? (Высказывания детей)
- Как оно связано с нашим уроком?
Можем мы уже сказать почему Петра I назвали Великим?
Хотелось бы узнать?
Задание: обращение к “реке времени” (страница 26).
Учитель: Давайте найдем имя этого царя на “реке времени”
Дети: Петр I.
Учитель: Внимательно посмотрите на “реку времени” и скажите, в каком году Петр 1 вступил на престол?
Дети: В 1682 году.
Учитель: Ребята, Петру I в это время было всего 10 лет.
- Что произошло с течением “реки времени”?
Дети: Река ударилась о скалу и изменила свое направление.
Учитель: Наша задача с вами узнать почему “река времени” сделала поворот?
- Как называется следующий прямой участок реки?
Дети: Российская империя.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, слова на экране.
“Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе”
Учитель: Благодаря чему Россия стала одним из сильнейших государств в Европе?
Дети: Благодаря преобразованиям.
Учитель: Как вы понимаете слово “преобразования”? (высказывания детей)
Учитель: А мы с вами знаем, какие преобразования он сделал?
Дети: Нет, не знаем.
Учитель: Значит, о чем мы с вами будем говорить?
Дети: О преобразованиях.
Работа с учебником (страница 27)
Учитель: Какие же преобразования провел Петр I?
Дети: Перт I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.
Учитель: Петр I был правителем, а еще кем?
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Петр I”
(после просмотра)
- Что еще нового узнали о Петре I? (Высказывания детей)
Учитель: Переверните страницу учебника. Какой материал помещен?
- Что такое реформа? (Высказывания детей)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации и прочитайте подписи.
- Какое слово вас настораживает?
Дети: Насильственно.
Учитель: Как вы понимаете это слово?
- Раз реформы проводились насильственно, значит не так все просто.
- Какие реформы вы видите?
Дети: создание армии, строительство заводов, создание флота.
Учитель: Благодаря чему России превратилась в одну из сильнейших государств в Европе?
Дети: Благодаря преобразованиям Петра I.
Учитель: Какими еще делами прославился Петр Великий мы узнаем, выполнив задание №2.
- Достаньте из конвертов задание №2.
1 группа работает по учебнику стр.29 (все вопросы на экране)
Готовит ответы на вопросы:
С какой целью Петр I начал войну?
Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?
Под каким флагом громили шведский флот?
группа работает по учебнику стр. 30.
Вопросы:
1. Что праздновал Петр I в 1721 году?
2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?
группа работает по учебнику стр.31.
Кем стал Петр I по окончанию войны? А Россия?
Настали ли новые времена для России?
Кому был установлен памятник на берегу Невы?
Для чего была основана Академия наук?
Учитель: Какими делами прославился Петр Великий? (ответы учащихся, на поставленные вопросы)
4. Первичное закрепление
Учитель: Откройте рабочую тетрадь на странице 25, задание 44.
Самостоятельная работа.
Проверка (учащийся зачитывает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение учащихся).
5. Итог урока
Учитель: А теперь мы вернемся к главным вопросам, которые мы поставили на уроке (вопросы на экране).
- За что Петр I назвали Великим? (высказывания детей)
- Почему “река времени” сделала поворот?
Вывод учителя о значимости фигуры Петра I для России.
Выдающаяся роль в осуществлении
преобразований в России принадлежит Петру I. Этот
человек обладал глубоким и дальновидным умом,
целеустремленностью, решительностью, твердой
волей. Петр I был предан России, верил в ее
гигантские возможности. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход (прорубила окно) в Европу. Россия стала великой державой. |
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Как оцениваете свое участие в уроке?
- А есть ли среди вас те, кто не в полной мере удовлетворен своей работой? Почему?
Учитель: Не отчаивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующем уроке.
Домашнее задание.
Учебник стр.26-31, вопросы.
Постарайтесь найти материал о других реформах.
Желающие могут составить 2-3 вопроса по данной теме.
Учитель: Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. Нужно помнить, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.