Метод проектов и познавательная деятельность учащихся

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


1. Понятие “метода проектов”

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном математическом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Многие ученые, учителя – новаторы, методисты ищут пути и способы решения этой проблемы. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Сам метод – далеко не открытие наших дней, он возник в начале прошлого века в США и используется не только в школьном образовании. Однако за последние несколько лет многое изменилось – Россия встала на новую ступень экономического развития, потребовались кардинальные перемены во многих областях деятельности, и, в первую очередь, в образовании.

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно – урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

Чтобы внедрить метод проектов на всех ступенях образовательной деятельности учителя повсеместно проходят курсы повышения квалификации по программе “Интел”. Многие действительно “загораются”, приобретают новые умения и навыки, осваивают компьютерные технологии (т.к. именно с компьютерными технологиями связывают метод проектов на курсах). Однако если нет возможности использования компьютера на уроках, полученные на этих курсах знания становятся бесполезными и часто учителя даже представить себе не могут, как использовать метод проектов на своем уроке. Именно это случилась с моими коллегами-математиками. Поэтому, опираясь на свой опыт, я предлагаю несколько направлений применения метода проектов на уроках математики.

2. Проектная деятельность на уроках математики

Мы с вами каждый день планируем уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы ни предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим условия задач по ней? Тогда эти задачи и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности учащихся. Такой способ обучения известен давно, его часто называют “проблемным” (т.к. цели урока выражают проблему, которую решают ученики на уроке). Точно также можно объединить несколько уроков по одной теме, в конце изучения которой можно вместо обычной контрольной работы дать учащимся какое-нибудь творческое задание, которое тоже будет проектом. Например, во втором полугодии 10-го класса, в начале изучения раздела “Производная функции”, я объявила учащимся, что в конце года вместо итоговой контрольной работы буду оценивать их проекты по данному разделу. Пояснила им свои критерии оценивания и основные требования. В результате, на каждом уроке дети слушали меня, боясь пропустить что-либо из объяснения на уроке, т.к. каждый хотел блеснуть на защите своего проекта. Главным итогом для меня стало приобретение сборника дидактических материалов по изученному в полугодии разделу, где не только рассматривались различные применения производной, а нашлись маленькие гении, нашедшие применение производной в школьной жизни (например, с помощью дифференциального уравнения описывалась зависимость засоряемости кабинетов от количества учащихся).

3. Применение метода на внеурочных занятиях

Следующим направлением применения метода стали для меня занятия, проводимые во внеурочное время. Мы все с вами когда-либо посещали кружки, факультативы и различные предметные секции, а многие руководят ими и сейчас. На таких занятиях также обязательно составление планирования, предусматривающего некоторую творческую деятельность учащихся. Однако здесь уже над педагогом не довлеет школьная программа и обязательный минимум знаний, который мы должны дать ученику. Поэтому проектной работой на таких занятиях может стать итог любой творческой и исследовательской деятельности. Но здесь возникает проблема у математиков и других преподавателей точных наук, ведь исследовать что-либо в этих областях и делать пусть небольшие, но открытия, очень трудно, а для учащихся и вовсе невозможно. Что же делать? Давайте оглядимся вокруг, друзья! Кто знает, как вычислить высоту гору, видимой из окна поезда? А как узнать, где идет гроза, если слышен гром, а дождя нет? Какова вероятность того, что через два года учащихся в школе станет больше?.. С помощью решения таких задач многие из моих подопечных стали лауреатами районных и республиканских конференций научных работ учащихся. Пример одной из таких работ вы можете увидеть в Приложении1.

Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета, - межпредметным – интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история и литература - и надпредметным – например, “Дом, в котором я хочу жить” и т.д. Выполняется он в ходе факультативных курсов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Проект может быть итоговым и текущим.

Межпредметный исследовательский проект плавно переходит в следующее направление применения метода проектов, когда эффективно используются компьютерные технологии. Это именно то, чему учат на курсах по программе “Интел”. Например, можно составить компьютерную презентацию по любой теме из курса математики с эффектами анимации и наглядными рисунками. Поверьте, защита такого проекта доставит удовольствие не только ученику – автору данной работы, но и станет великолепным материалом для составления плана открытого урока с использованием прогрессивных информационных технологий.

Мы знаем, что положительная оценка за знания в наше время уже не является стимулом к обучению, если родители учащегося не обещают ему за это что-то купить или исполнить какое-то желание. Но заинтересовать учащихся необычным объяснением урока, показать применение полученных знаний в реальной повседневной жизни может каждый учитель. Написание исследовательской работы, создание интересного проекта, победа в различных конкурсах и олимпиадах по предмету не только мотивирует учащегося на достижение высоких результатов в обучении, но и стимулируют на активную творческую деятельность. Многие мои учащиеся, занимающиеся исследовательской работой, не отдыхают и на каникулах, а на уроки приходят с новыми идеями и жаждой знаний.

С введением предпрофильного и профильного обучения в старших классах новый смысл приобрело понятие “элективный курс”, результатом изучения которого также является некоторый проект или творческая работа. Более подробно о самом понятии вы можете прочитать в Приложении 2, а пример элективного курса по математике – в Приложении 3.

4. Заключение

Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. С точки зрения теории А. Маслоу, их позиция вполне объяснима, т. е., они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой.

В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем.

Однажды, одна из моих учениц похвасталась своим родителям, что сама вывела на уроке теорему по теме, которую только начали изучать. Мне сначала было немного обидно, что я оказалась ни при чем. Но через урок еще несколько учащихся объявили, что сделали “открытие” и тогда уже мы все – я и мои ученики – радовались своим успехам.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.