Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


В качестве обучающего контроля на уроке использую программированный контроль с использованием компьютера. Подобраны тестовые задания для организации самостоятельной работы учащихся с использованием ПК.

Развитие творческих, познавательных способностей учащихся через ситуации успеха на уроке достигается путем использования компьютера на уроке математики.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Цели урока:

  • Оценить уровень овладения теоретическими знаниями при доказательстве свойств арифметического квадратного корня и умения применять полученные знания на практике; продолжать формировать умения учащихся грамотно производить вычисления по применению свойств арифметического квадратного корня;
  • Реализовать коммуникативные, технические способности учащихся в ходе работы с компьютерной тестирующей программой;
  • Продолжать развивать самостоятельность и ответственность ученика за результаты своей деятельности.

Структура урока:

I. Организация начала урока.

II. Проверка выполнения домашнего задания

III. Закрепление знаний и способов деятельности.

IV. Контроль и самопроверка

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Оборудование: компьютер с проекционным аппаратом и экраном, карточки с заданиями самостоятельной работы, индивидуальная карта.

Система оценки ответов: завершив самостоятельную работу с тестом, ученик под контролем учителя выставляет себе оценку в индивидуальную карту. По выполнению учеником заданий самостоятельной работы учащиеся самостоятельно выставляют себе оценки по приведенным в карте критериям. За ту же работу отметку ставит и учитель после проверки решения. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 - отметка ученика, а 5 - оценка учителя.

Самооценка знаний учащихся

Научив школьников сравнивать свои знания с “эталоном”, который дает учитель или учебник, можно получить информацию об усвоении знаний от самих учащихся.

Самооценка:

- оперативна,

- процесс ее получения исключает отрицательные эмоции,

- ее можно иметь на каждом уроке.

Эти бесспорные достоинства противостоят одному недостатку:

- ученик может ошибиться - умышленно завысить себе оценку.

Приходится регулярно проверять достоверность самооценок и возможный обман становится известным. Очень важно при этом – воспитание честности.

Ход урока

I. Организация начала урока.

С первых минут создаются необходимые условия для успешной совместной деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей.

Взаимное приветствие учителя и учащихся <Приложение 1, слайд 1>:

Учитель:

- Какова была тема нашего прошлого урока?

- Какие вопросы рассмотрели на уроке?

(Если ученики скажут, что доказывали свойства, то спросить как – самостоятельно или нет)

- Перечислите свойства.

- Сформулируем цели на сегодняшний урок. <Приложение 1, слайд 2>

II. Проверка выполнения домашнего задания

Трое учащихся формулируют и доказывают по одному свойства арифметического квадратного корня. (На перемене за закрытой доской записан ход доказательства каждого свойства)

III. Закрепление знаний и способов деятельности.

Работаем устно над следующими заданиями: <Приложение 1, слайд 3>

Решаются упражнения из учебника учащихся (Макарычев Ю.Н. и другие. Алгебра. 8 класс.: Учеб. для шк. И Кл. с углубл. изуч. Математики, 2004 год). <Приложение 1, слайд 4> (На слайде 4 записаны номера на урок, но настройка анимации позволяет не высвечивать все упражнения. Как проходит половина урока, то класс приступает делать самостоятельную работу и задания теста).

IV. Контроль и самопроверка

В пределах одного компьютерного класса – 10 компьютеров проверка знаний учащихся происходит в два этапа. Половина учащихся класса выполняет задания самостоятельной работы, другие – тестовые задания на компьютере. Перед началом работы каждому учащемуся выдается индивидуальная карта. На ней фиксируются выполнение заданий учащимися. <Приложение 1, слайд 5>

Индивидуальная карта

Ф.И. учащегося

Вариант ___

Выполнение заданий теста Оценка
 

Выполнение заданий самостоятельной работы

 
Ответы:
1. а) б) в)
2. а) б) в)
3. а) б) в)
4. а) б) в)

Оценка:

Верно выполнено

11 заданий – “5”
9-10 заданий – “4”
7-8 заданий – “3”
менее 7 заданий – “материал не усвоен”

Тестовые задания

1. Верно ли, что: -13 – квадратный корень из числа –169?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

2. Верно ли, что: -1,2 – квадратный корень из числа 1,44?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

3. Верно ли, что: 1,2 – квадратный корень из числа 1,44?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

4. Найдите квадратный корень из числа 400.

а) 20;
б) 200;
в) -20;
г) нет правильных вариантов ответов.

5. Найдите квадратный корень из числа 0,81.

а) 0,09;
б) -0,9;
в) 0,9;
г) нет правильных вариантов ответов.

6. Найдите квадратный корень из числа 1/49.

а) -1/7;
б) 7;
в) 1/7;
г) нет правильных вариантов ответов.

7. Имеет ли смысл выражение: ?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

8. Имеет ли смысл выражение: ?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

9. Имеет ли смысл выражение: ?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

10. Верно ли, что: , если b ? 0?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

11. Верно ли, что: , если b ? 0?

а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) нет правильных вариантов ответов.

12. Преобразуйте выражение , зная, что m ? 0.

а) m6;
б) -m6;
в) m10;
г) нет правильных вариантов ответов.

13. Преобразуйте выражение , зная, что m ? 0.

а) m7;
б) –m7;
в) m12;
г) нет правильных вариантов ответов.

14. Вынесите множитель из-под знака корня: .

а) 9*2;
б) 18;
в) -18;
г) нет правильных вариантов ответов.

15. Вынесите множитель из-под знака корня: .

а) 9;
б) -9;
в) 3*3;
г) нет правильных вариантов ответов.

16. Найдите значение частного .

а) -;
б) ;
в) не имеет смысла;
г) нет правильных вариантов ответов.

17. Найдите значение частного .

а) -;
б) ; в) не имеет смысла;
г) нет правильных вариантов ответов.

18. Вычислите: .

а) 0,2;
б) -0,2;
в) не имеет смысла;
г) нет правильных вариантов ответов.

19. Вычислите: .

а) 0,35
б) -0,35;
в) не имеет смысла;
г) нет правильных вариантов ответов.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Найдите значение выражения:

а) ;

б) ;

в) .

2. Вычислите значение корня:

а) ;

б) ;

в) .

3. Найдите значение частного:

а) ;

б) .

4. Вычислите значение выражения:

а) ;

б)

в) .

Вариант 2

1. Найдите значение выражения:

а) ;

б) ;

в) .

2. Вычислите значение корня:

а) ;

б) ;

в) .

3. Найдите значение частного:

а) ;

б) .

4. Вычислите значение выражения:

а) ;

б)

в) .

После выполнения тестовых заданий, компьютерная программа выставляет учащемуся оценку по рейтинговой шкале. Ответы к заданиям самостоятельной работы учащиеся выписывают на индивидуальном листе, затем учитель выводит правильные ответы на экран. <Приложение 1, слайд 6>

V. Подведение итогов урока

Подводится итог урока о достижении намеченных целей. Выставляются оценки за доказательство теорем о свойствах арифметического квадратного корня.

VI. Домашнее задание <Приложение 1, слайд 7 и 8>