Цели урока:
- Обобщить и закрепить знания, навыки и умения через решение задач, теорию, графическое представление движения;
- Продолжить развитие логического умения при анализе сюжета задач, планирования решения и реализация плана;
- Продолжить воспитание чувства ответственности за порученное дело, воспитания взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику;
- Проконтролировать знания.
Ход урока
Весь класс разбить на 4 группы по 5 человек. Все группы получают за 2 дня до урока задания:
1) повторить весь материал по теме;
2) составить кроссворд из 10-ти слов.
У каждой группы на столе лежит аттестационный лист.
Задание №1. Задаются вопросы командам
Команда №1
- Механическим движением называется…
- Траектория – это…
- Прибор для измерения скорости…
- Путь – векторная или скалярная величина?
- 72 км/ч = ? м/с…
Команда №2
- Равномерное движение – это…
- Путь – это…
- Прибор для определения времени…
- Скорость – векторная или скалярная величина?
- Сравнить: 36 км/ч и 10 м/с
Команда № 3
- Скорость – это…
- Система отсчета – это…
- Время – векторная или скалярная величина?
- Прибор для определения пути…
- 108 км/ч = ? м/с
Команда №4
- Средняя скорость…
- Неравномерное движение…
- Одинаковые ли пути проходят головной и хвостовой вагоны при движении поезда?
- Количество пассажиров в автобусе – векторная или скалярная величина?
- Сравнить: 18 км/ч и 5 м/с.
Задание №2. Разгадайте кроссворд (см. рисунок №1)
По вертикали.
- Одна из основных характеристик движения.
- Прибор для измерения времени.
- Единица времени в системе СИ.
- Длина траектории.
- Направленный отрезок.
По горизонтали/
- Числовое значения величины.
- Прибор для определения скорости.
- Линия, вдоль которой движется тело.
- Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
Задание №3. Аукцион графиков. (см. приложение, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6)
Дан график. Требуется как можно больше почерпнуть из него информации .
Задание №4. Экспериментальное задание. Определить скорость движения пузырька в трубке.
Оборудование: трубка, заполненная подкрашенной водой и закрытая с обоих концов, линейка, секундомер.
Задание №5. Задача-шутка.
Заяц-русак выскочил из-под колес автомобиля “Жигули”, едущего по проселочной дороге, и побежал впереди машины. Может ли автомобиль, двигающийся со средней скоростью 40 м/с догнать его, если заяц за 0,5 ч может пробежать 30 км? Что нужно сделать зайцу, чтобы машина его не догнала?
Задание №6. Решение задач на определение средней скорости.
Команда №1.
- В течении первых 6ч поезд двигался со скоростью 50 км/ч, а затем в течение 3 ч – со скоростью 20 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда за все время движения.
- Мотоциклист за время, равное 2 ч, проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие 3 ч он двигался со скоростью 50 км/ч?
Команда №2
- Трактор проехал путь 600 м за время, равное 5 мин., а за следующие 30 мин. он проехал путь 3,6 км. Какова средняя скорость трактора за все время движения?
- Скорость поезда на подъеме 30 км/ч, а на спуске – 90 км/ч. Определите среднюю скорость поезда на всем участке пути, если спуск в 2 раза длиннее подъема.
Команда №3
- Теплоход по течению двигался со скоростью 15 км/ч, а против течения – со скоростью 10 км/ч. С какой средней скоростью теплоход прошел весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8 км?
- Первую четверть пути автомобиль двигался со скоростью 20 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.
Команда №4
- Первые три четвертых времени своего движения поезд шел со скоростью U1 = 80км/ч, остальное время со скоростью U2 = 40км/ч. Какова средняя скорость движения поезда на всем пути?
- Треть пути человек ехал на велосипеде со скоростью U1 = 15 км/ч, а остаток пути шел со скоростью U2 = 5 км/ч. Какова его средняя скорость на всем пути?
В конце урока заполняется аттестационный лист и подводятся итоги соревнования.