Урок по физике на тему: "Расчет пути и средней скорости движения"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания, навыки и умения через решение задач, теорию, графическое представление движения;
  2. Продолжить развитие логического умения при анализе сюжета задач, планирования решения и реализация плана;
  3. Продолжить воспитание чувства ответственности за порученное дело, воспитания взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику;
  4. Проконтролировать знания.

Ход урока

Весь класс разбить на 4 группы по 5 человек. Все группы получают за 2 дня до урока задания:

1) повторить весь материал по теме;

2) составить кроссворд из 10-ти слов.

У каждой группы на столе лежит аттестационный лист.

Задание №1. Задаются вопросы командам

Команда №1

  1. Механическим движением называется…
  2. Траектория – это…
  3. Прибор для измерения скорости…
  4. Путь – векторная или скалярная величина?
  5. 72 км/ч = ? м/с…

Команда №2

  1. Равномерное движение – это…
  2. Путь – это…
  3. Прибор для определения времени…
  4. Скорость – векторная или скалярная величина?
  5. Сравнить: 36 км/ч и 10 м/с

Команда № 3

  1. Скорость – это…
  2. Система отсчета – это…
  3. Время – векторная или скалярная величина?
  4. Прибор для определения пути…
  5. 108 км/ч = ? м/с

Команда №4

  1. Средняя скорость…
  2. Неравномерное движение…
  3. Одинаковые ли пути проходят головной и хвостовой вагоны при движении поезда?
  4. Количество пассажиров в автобусе – векторная или скалярная величина?
  5. Сравнить: 18 км/ч и 5 м/с.

Задание №2. Разгадайте кроссворд (см. рисунок №1)

По вертикали.

  1. Одна из основных характеристик движения.
  2. Прибор для измерения времени.
  3. Единица времени в системе СИ.
  4. Длина траектории.
  5. Направленный отрезок.

По горизонтали/

  1. Числовое значения величины.
  2. Прибор для определения скорости.
  3. Линия, вдоль которой движется тело.
  4. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.

Задание №3. Аукцион графиков. (см. приложение, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6)

Дан график. Требуется как можно больше почерпнуть из него информации .

Задание №4. Экспериментальное задание. Определить скорость движения пузырька в трубке.

Оборудование: трубка, заполненная подкрашенной водой и закрытая с обоих концов, линейка, секундомер.

Задание №5. Задача-шутка.

Заяц-русак выскочил из-под колес автомобиля “Жигули”, едущего по проселочной дороге, и побежал впереди машины. Может ли автомобиль, двигающийся со средней скоростью 40 м/с догнать его, если заяц за 0,5 ч может пробежать 30 км? Что нужно сделать зайцу, чтобы машина его не догнала?

Задание №6. Решение задач на определение средней скорости.

Команда №1.

  1. В течении первых 6ч поезд двигался со скоростью 50 км/ч, а затем в течение 3 ч – со скоростью 20 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда за все время движения.
  2. Мотоциклист за время, равное 2 ч, проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие 3 ч он двигался со скоростью 50 км/ч?

Команда №2

  1. Трактор проехал путь 600 м за время, равное 5 мин., а за следующие 30 мин. он проехал путь 3,6 км. Какова средняя скорость трактора за все время движения?
  2. Скорость поезда на подъеме 30 км/ч, а на спуске – 90 км/ч. Определите среднюю скорость поезда на всем участке пути, если спуск в 2 раза длиннее подъема.

Команда №3

  1. Теплоход по течению двигался со скоростью 15 км/ч, а против течения – со скоростью 10 км/ч. С какой средней скоростью теплоход прошел весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8 км?
  2. Первую четверть пути автомобиль двигался со скоростью 20 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.

Команда №4

  1. Первые три четвертых времени своего движения поезд шел со скоростью U1 = 80км/ч, остальное время со скоростью U2 = 40км/ч. Какова средняя скорость движения поезда на всем пути?
  2. Треть пути человек ехал на велосипеде со скоростью U1 = 15 км/ч, а остаток пути шел со скоростью U2 = 5 км/ч. Какова его средняя скорость на всем пути?

В конце урока заполняется аттестационный лист и подводятся итоги соревнования.