ЦЕЛИ: построить систему модульного обучения, которая исключит перегрузку учащихся, поможет дифференцировать обучение, развить у учащихся различные виды деятельности, что эффективно скажется на уровне качества ЗУН учащихся
Переход школы на базисный учебный план и профильное обучение требует, чтобы школа выбрала соответствующую педагогическую технологию.
Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности и надежности результата, чем традиционные способы обучения.
Как связаны между собой понятия: технология, методика, диагностика?
Технология обучения – это опора методики преподавания предмета на диагностические данные
Каковы критерии технологичности деятельности учителя?
- Диагностично заданная цель, то есть конкретные понятия деятельности, операции, освоенные учащимися как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики.
- Представления изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения.
- Достаточно жесткая логика этапов усвоения материала.
- Адекватная предыдущим система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и информационной средой.
- Личностно-мотивированное обеспечение деятельности учащихся и учителя.
- Применение в учебном процессе новейших средств и способов информации.
Технология модульного обучения (ТМО) должна гарантировать конечный результат.
ТМО базируется на следующих принципах:
- Частные дидактические цели обеспечивают достижение интегрированной цели модуля.
- Учебный материал излагается доступно, конкретно в диалогической форме.
- Обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний.
ШАГИ ТМО:
- Уметь выделить оптимальную модель обучения, представление учебного курса как системы, то есть первичное конструирование материала, наглядное представление по всему курсу, теме, уроку.
- Этап проектирования – это составление технологической карты модуля, что ведет к закономерности учебного процесса.
- Учитель создает развивающее поле на определенное количество уроков в зависимости от поставленных целей. Определяется комплексная дидактическая цель модуля, которая формируется на трех уровнях: ЗУН и значение их для последующего усвоения материала, для жизненной практики, для духовного развития.
- Отбор содержания модуля, который составляет законченный блок информации, при этом учебный материал рассматривается не только как порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных ориентаций.
- Задания (групповые, дифференцированные, парные) направлены на формирование системного мышления (вводятся фундаментальные понятия, раскрывается использование этих понятий в разных разделах, в новых ситуациях).
- Разработка процедур контроля, измерения, диагностики качества усвоения материала. Уровни планируемого результата: а) базовый; б) продвинутый; в) творческий (тренинг – минимум, решение задач повышенной сложности).
Таким образом профессиональная культура учителя закономерно выходит на технологический уровень, все более обретает инструментальный характер, не утрачивая при этом гуманистической ценности.
С овладения ТМО меняется и педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
ТМО предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса по курсу.
Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.
Задания:
- осуществляют непрерывность внутриконкретных и межпредметных связей;
- дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности;
- проблемны;
- отражают механизм усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация).
Деятельность учащихся:
- проходит в зоне его ближайшего развития;
- ориентирована на самоуправление и взаимоуправление;
- формирует навыки общения;
- дает возможность работать в индивидуальном темпе;
- рационально распределять свое время;
- реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии .
Деятельность учителя:
Принципиально меняется Его главная задача – разработать модульную программу, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, то есть используя потенциал модульного подхода осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.
Литература.
- П.И.Третьяков. Управление школой по результатам. М. 1997.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе.
- Практико – ориентированная монография. Москва – Тюмень, 1994
- В.В.Сериков. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград , 1994.
- И.С. Якиманская. Развивающее обучение. М., 1979.
- М.И.Чуприкова. Умственное развитие и обучение. Психологические основы РО. М., 1995.
- Педагогическая технология академика Манакова. Журнал “Педагогический вестник” №8, 1997г, стр.3 №1, 1998г, стр.4-5.
- Т.И.Шамова. Технология модульного обучения. Журнал “Народное образование” №1, 1998г. Стр. 77-89