Классный час в День знаний на тему: "Я – Сургут – Югра – Россия"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Задачи:

  • Прививать любовь к своему городу, краю, стране; уважительное отношение к государственным символам.
  • Прививать интерес к истории города, края, страны.
  • Довести до сознания школьников, что только бережное отношение к уже созданным духовным, нравственным ценностям, природным богатствам есть основа дальнейшего существования человечества.

Оборудование:

  • у учащихся: белый лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры; для групп: зашифрованные слова, толкование цветов;
  • у учителя: пословицы о доме, образец дома, выполненного в технике “оригами”, таблички со словами: Сургут, Югра, Россия, Земля; краткие версии толкования названия города Сургут; фото или репродукции с видами города; изображение гербов города, края, страны, флагов Югры и России; аудиозапись гимна, портрет Петра 1, карта Солнечной системы.

Ход занятия

Играми весёлыми отшумело лето.
Позади остались сборы у костра.
Сколько троп исхожено, сколько песен спето
И опять осенняя подошла пора.

Ветер листья жёлтые оборвал с акаций.
Парус туч лохматых поднял небосвод.
Всем ребятам в школу нужно собираться.

У: Вот и закончились ваши первые летние каникулы. Они были значительно длиннее предыдущих, поэтому многие ребята нашего класса уезжали из города в летние лагеря, в гости к родственникам, к морю вместе с родителями. Но закончился август, и вы все вернулись домой.

На нашем первом уроке во втором классе мы будем говорить о доме. Ведь не зря же русский, сочинил пословицы о доме.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • За горами хорошо петь песни, а жить дома лучше.
  • И стены в доме помогают.

У: Давайте мы сделаем дом своими руками. (Изготовление из белой бумаги дома в технике “оригами”) Рисунок 1

У: Дорисуйте цветными фломастерами на своём доме 4 окошка.

А вот, что записать в этих окошках, вам сейчас предстоит угадать.

Работая в группах, отгадайте, какие слова спрятались. Рядом на листе запишите, какие слова вам удалось прочесть.Рисунок 2

 

По ходу называния учитель крепит на доску таблички со словами “Югра”, “Сургут”, “Земля”, “Россия”.

У: Давайте обсудим, какое слово, в какое окошко нашего дома нужно записать.

В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что расположить слова необходимо таким образом: Сургут, Югра, Россия, Земля. Записывают в каждом окошке по одному слову.

У: Давайте заглянем в каждое окошко. Возьмите желтый карандаш или фломастер и раскрасьте первое окошко. Наш разговор пойдёт о городе, в котором мы живём, о Сургуте.

Сургут. * * *
У всех ребят во всей планете
Есть города свои,
Но мне дороже и родней сибирские огни.
Я видел много городов
Красивых, там и тут
Но мне дороже и родней
Заснеженный Сургут. (З.Козусь.)
Есть у каждого местечко,
То, что родиной зовут.
Может Вам Москва родная,
Ну, а мне – родной Сургут.
Здесь зимой мороз трескучий,
Но зато нет горок круче!
И фонарики горят,
Не один, а целый ряд.
А весною Обь-река
Бросает лёд на берега.

У: А знаете ли вы, почему наш город носит такое название? (мнения детей)

Есть несколько версий названия нашего города.

  • В 593 г. на территории Сургута проживала этническая группа “селькупы-сургуты”. Есть мнение, что место, где они жили, позднее стало называться Сургут.
  • В переводе с хантыйского Сумгут — “берёзовый”;
  • В переводе с тюркского Сургут — это благодатное счастливое место (сур - “схлёбывать”, гут — “счастье”);
  • Есть мнение, что название Сургут произошло от слова “ургучить” - выполнять тяжёлый подневольный труд;
  • Название Сургут произошло от хантыйских слов “сор” - пойма, “гут” - рыба, что дословно обозначает “рыбное место”;
  • Существовала протока (“мугот”) реки Обь — Сургутка;
  • Название Сургут произошло от слов “ур” - возвышенность и “гут” - населённый пункт, т.е. населённый пункт на возвышенности.

У: Но Сургут есть не только в нашем крае. В Самарской области есть небольшой городок Сургут, в Красноярском крае есть населённый пункт Сургутиха, в Казахстане и Узбекистане тоже есть Сургут.

Теперь Сургут – это уже не тот город, который был раньше. Сейчас это большой промышленный город. Жители нашего города добывают нефть и газ, работают на крупнейших в стране ГРЭС-1 и ГРЭС-2, которые вырабатывают электроэнергию (фото). К городу проложена железная дорога (фото железнодорожного моста через Обь), построены железнодорожный вокзал, аэропорт (фото), автовокзал. В Сургуте ежегодно строятся новые высокие красивые дома, озеленяются улицы, парки, работают дворцы культуры, кинотеатр, парк аттракционов (показ фото или репродукций с видами города).

У нашего города, как и у любого другого, есть свой герб (показ герба).

Учитель кратко рассказывает об элементах герба и их смысловом значении.

У: Давайте заглянем в следующее окошко. Возьмите желтый карандаш или фломастер и раскрасьте второе окошко. Наш разговор пойдёт о нашем крае – Югре.

Наш округ – седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России – Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!

Югра многоликая,
Делами великая
Идёт вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ! (из гимна Югры)

У: О Югре известно из летописей XI века. В них сказано, что из страны Югры возят меха соболей “с чёрным отливом”. Так называлась страна, расположенная на территории нынешнего Ханты-Мансийского округа. Ханты – Мансийский автономный округ – Югра своим названием обязан племен угры. Позднее в 1930 году этой на территории был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово. Одновременно в 5км от Самарова началась строительство нового посёлка для окружного центра. Он стал называться Остяко-Вогульск, а в 1940 году переименован в Ханты-Мансийск, т. к остяки – это предки ханты, а вогулы – манси.

У нашего округа есть свои символы: гимн, флаг и герб. Посмотрите, на них вы увидите разные цвета: белый, синий, зелёный, красный, золотой. Каждый цвет имеет своё значение.

Сейчас работая в группах, прочитайте, что обозначает каждый цвет (у каждой группы есть лист с толкованием каждого цвета), составьте рассказ об округе по тем цветам, которые есть гербе и флаге.

Синий – цвет воды Зелёный – цвет лесов
Белый – цвет снега Золотой – символ славного прошлого
Красный – цвет жизни

У: Давайте заглянем в следующее окошко. Возьмите желтый карандаш или фломастер и раскрасьте третье окошко.

Россия.

С.Васильев.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом “Русь”!

- Что вы знаете о России? (дети говорят о её размерах, столице и т.д.)

- Известно, ли вам кто первым стал называть жителей России “россияне”? (Петр Ш) Учитель показывает портрет Петра I.

У: У нашей страны. Как и у округа, есть свои символы: гимн, герб, флаг.

Гимн – это торжественная песня или просто мелодия.

- Известно ли вам, когда она исполняется?

- Как необходимо вести себя во время звучания гимна?

У: Когда исполняется гимн, люди встают и слушают его молча, а если знают, поют, мужчины должны снять головные уборы.

Наш гимн величественен, в его словах прославляется наша Родина – Россия.

Прослушивание гимна.

У: Нам осталось заглянуть в последнее окошко. Возьмите желтый карандаш или фломастер и раскрасьте его.

- Что такое Земля?

Наша планета Земля не самая большая в Солнечной системе. Она третья по удалённости от Солнца – самой яркой звезды (можно воспользоваться картой солнечной системы). Но, как утверждают учёные, только на неё есть жизнь: произрастают растения, обитают животные, живёт человек.

У: Посмотрите на дом, который вы сделали.

- Без кого не могут существовать ни город, ни край, ни страна, ни наша планета Земля? (без человека)

Каждый из вас может сказать:

Я – сургутянин, Я - россиянин
Я – югорчанин, Я – землянин.

- Как Вы думаете, куда можно поместить маленькое слово “Я” на нашем домике? (записать на крыше)

- Что мы, жители этого дома, может сделать, чтобы наш дом стоял прочно, вечно? (дети высказывают свои мнения)

У: Вот и подошёл к концу наш урок. Я верю в то, что вы – юные жители сможете сберечь свой дом, сделать его ещё краше.