Цели урока:
1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
- материковая отмель (шельф),
- материковый склон,
- ложе океана,
- срединно-океанический хребет,
- глубоководная впадина (желоб),
- котловина.
2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема “Рельеф дна Мирового океана”, тесты, учебник, атласы, контурные карты.
ХОД УРОКА
І. Организационный этап урока.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ
Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”
“В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)
Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).
В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля
ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ
Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.
На доске перед учащимися открывается опорная схема “Рельеф суши” Приложение1.
Дети. Озвучивают схему
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель.
Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения.
Дети. Делают свой выбор и обосновывают его.
Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение
На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана <Рисунок 1.>
и опорная схема, “Рельеф дна Мирового океана” Приложение 2. которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.
ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)
Учитель.
На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфо) и материковый склон.
Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)
Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км.Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане- Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб - Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /
Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.
ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)
На доске сложилась опорная схема-конспект изложенного на уроке изученного материала. Приложение 2.
Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.
Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.
Озвучивают схему.
ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)
Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.
Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2)
ІV. Закрепление нового материала
ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.70% ложе океана занимают:
а) котловины;
б) желоба;
в) срединно-океанические хребты.
2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана;
б) материковый склон;
в) шельф.
4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб.
6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
б) в желобах;
в) на материковой отмели.
7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового
океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
Ответы к тесту
1 2 3 4 5 6 7 А Б В А Б В А
V. Домашнее задание. (Дифференцированное)
ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ
1 уровень – прочитать § 22 (учебник Т.П. Герасимова) , нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.
2 уровень - прочитать § 22. Определить ФГП Срединно-Атлантического хребта по плану описания ФГП гор.
3 уровень – прочитать § 22. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.