“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориетированное обучение, обозначенное в концепции модернизации
Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:
– Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.
– Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.
Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
В Региональной концепции компетентностно-ориентированного образования, принятой в Самарской области, под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В этой связи мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями “компетенция” и “компетентность”
Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской, который представил их в 4-х основных группах:
– ценностно-смысловые компетенции;
– учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые
– общекультурные;
– компетенции личностного самосовершенствования.
Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Он определяет наличие в содержании знаний, средств актуализации, личностных ценностей и смыслов. Личностный компонент может быть представлен в содержании изучаемого материала таким образом, чтобы востребовать духовность, гражданственность, актуализировать личностные структуры сознания. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целее и качеств.
Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших ребят. “Мы просто обречены на компетентностный подход. Если он не состоится, школу никто не будет “покупать” и она сама собой свернется, как институция”, – утверждал на конференции в Самаре Анатолий Пинский. Известно, что новые стандарты российского образования создаются с позиции компетентностного подхода. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое.
Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат. В ней содержится указание на то, что для общеобразовательной школы актуальным становится для школьника наличие общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Это:
– развитие когнитивных качеств (умение чувствовать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать информацию);
– развитие креативности (гибкость ума, творчество, чуткость к противоречиям);
– оргдеятельностные качества (способности осознания целей, умения их пояснить, организовать их достижение);
– коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающей природы и его информационными потоками;
– мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки, его способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение являются:
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектного обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Технология когнитивного обучения;
- Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
- Технология решения изобретательских задач.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.
Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.
Урок окружающего мира в 3-м классе по программе “Гармония” по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина
Тема: Тела. Вещества. Частицы.
Цели:
1. Дать представление о телах, веществах, частицах.
2. Формировать коммуникативные, когнитивные, мировоззренческие качества учащихся.
Ход урока.
Оргмомент.
– Сегодня нам предстоит открыть много тайн в самом интересном и любимом вами предмете – окружающий мир. Вы готовы?
Тогда начнем.
Знакомство с понятием “тела”.
– На какие большие 3 группы можно разделить предметы окружающего нас мира?
– Все эти предметы очень разнообразны. Что значит разнообразны?
Давайте поиграем. Я называю предметы окружающего нас мира, а вы скажите, что вы представляете.
Вода (река озеро, море).
Капля воды (вывешивается рисунок с изображением капли воды).
Глина (кирпич, морской откос).
Глиняный кувшин (вывешивается рисунок глиняного кувшина).
Стекло (оконная рама, стеклодув).
Стеклянный стакан (вывешивается рисунок стеклянного стакана).
– Когда вы представляли предмет точно, а когда вам приходилось фантазировать?
Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют фору, очертание ученые назвали научным словом. Найдите его название в учебнике С. 60 (“Предметы, что нас окружают, ученые назвали телами”.)
Т Е Л А
Назовите тела, изображенные на иллюстрации. Таким образом, мы определили первую часть темы нашего урока (открывается часть темы).
Знакомство с веществом.
– Рассмотрите тела. Чем они отличаются? (Дети делают вывод, что тела отличаются размером, цветом, формой и веществом из которого сделаны). На доске появляется схема.
Для уточнения ребятам можно предложить сравнить две воронки, пластмассовую и стеклянную.
– Открываем вторую часть темы. (Вещества.)
– Попробуем объединить тела, сделанные из одного вещества (рабочая тетрадь № 48).
Ребята работают в парах, затем объясняют свой выбор.
– Проведем исследование в группах. Для этого отправимся на различные объекты. Дети заполняют карточки.
Магазин игрушек |
|
Тела |
Вещества |
Грузовик | |
Дом для Барби | |
Кубики | |
Воздушный шарик |
Офис |
|
Тела |
Вещества |
Стол | |
Блокнот | |
Ручка | |
ножницы |
Стройка |
|
Тела |
Вещества |
Гвозди | |
Кирпичи | |
Оконная рама | |
молоток |
Кухня |
|
Тела |
Вещества |
Кусочек сахара | |
Пакет молока | |
Стакан | |
чайник |
При проверке группы с одинаковыми заданиями дополняют друг друга и приходят к выводу, что некоторые тела, сделаны из нескольких веществ.
Разнообразие веществ.
Ребятам предлагается объединить по группам следующие вещества: cтекло, камень, воздух, молоко, дым, сок. В результате обсуждения их общих признаков дети делают вывод, что вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
При затруднении можно спросить у ребят, почему некоторые напитки шипят и пенятся?
– Попробуем самостоятельно определить состояние веществ (рабочая № 47).Обратить внимание на тот факт, что в облаках вода находится в жидком состоянии.
– Хотите узнать на какие еще группы делятся вещества? Поработайте с информацией в учебнике.
Для своих изделий человек использует как естественные(природные, так и искусственные материалы, которые создаются в химических лабораториях В результате обсуждения статьи в учебнике появляется запись:
Знакомство с частицами.
– В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем уже в третьем классе провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.
Ребята растворяют в воде поваренную соль и наблюдают, что вещество распалось на более мелкие частицы.
– Вы хотите узнать, как называются эти частицы. Отыщите научные слова в учебнике (мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).
Ребята делают вывод о том, что вещество состоит из более мелких частиц, молекул и атомов.
Открывается третья часть темы. (Частицы.)
Для самостоятельной работы по группам ребятам предлагается изучить материал учебника и ответить на следующие вопросы:
1. Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы?
2. Почему воду можно переливать?
3. Почему так быстро распространяются запахи?
Молекулы в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. Некоторые вещества можно изгибать, сдавливать, придавать им разную форму. Такие вещества называют пластичными.
У жидких веществ промежутки между молекулами немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи, но упруги – сопротивляются сжатию.
У газообразных веществ расстояние между молекулами много больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.
Вывод урока делается с помощью кластера на доске, составляемого в течение урока.
Рефлексия.
– Ребята, вы хотите проверить свои знания?
Согласны ли вы с моим утверждением? (Прием верных и неверных утверждений.)
- Предметы, которые можно представить точно называются телами.
- Все тела состоят только из одного вещества.
- Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
- Все вещества созданы природой.
- Вещества состоят из более мелких частиц, молекул и атомов.
Проверка. Если ребенок согласился с неверным утверждением, то он еще раз обращается к материалу учебника и зачитывает информацию.
В заключение урока учитель выставляет отметки и задает домашнее задание.
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику О.В. Кубасовой.
Тема Е. Пермяк “Торопливый ножик”.
Цели:
1. Познакомить учащихся с произведением, научить ориентироваться в произведениях детской литературы.
2. Развивать коммуникативные, мировоззренческие и когнитивные качества учащихся.
Ход урока.
Какой раздел учебника мы сейчас изучаем?
– О чем могут быть эти книги?
В мире книг.
– Этот мир большой, чтобы в нем не заблудиться мы с вами, ребята, отправимся по дорожкам. Для кого пишутся книги?
Для взрослых. Для детей.
– Посмотрите на нашу выставку книг, отберите те книги, которые написаны для детей. Группа детей работает с выставкой книг, среди которых есть книги для детей и для взрослых.
– По каким признакам можно догадаться, что эти книги о детях?
– Ребята, загляните в оглавление учебника, постарайтесь определить темы произведений из части “В мире книг”
О животных. О растениях. О детях.
– Тема нашего урока звучит так (открывается главная тема урока):
О детях и для детей.
– Каким нужно быть человеком, чтобы создавать произведения о детях и для детей? Как раз таким человеком и был Евгений Пермяк, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. И сейчас мы послушаем один разговор между дедушкой и внуком о том, как появляется произведение.
Ребята инсценируют произведение Е. Пермяка “Перо и чернильница”.
– Действительно ли сказки появляются из чернильницы?
– Какой совет детям дает Е. Пермяк?
На доске появляется запись:
Советы писателя детям.
1 совет.
Научись быть самостоятельным.
Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Е. Пермяка “Торопливый ножик”.
– Рассмотрите обложку книги, в которой помещен этот рассказ.
– Как вы думаете о ком эта книга?
– По каким признакам можно догадаться, что она о детях (по обложке, автору, иллюстрациям)?
В этой книге писатель обращается к читателям. Прочитайте это обращение в своих учебниках и скажите, какой еще совет дает автор детям?
Дорогой юный друг!
С каждой новой книгой появляются у тебя новые
знакомые. Найдешь ты их и здесь. Разные это люди.
Хорошие и не очень хорошие…такие, на которых ты,
наверно, не захочешь походить. А вот кто какой –
можно узнать, только прочитав книгу. Внимательно,
не торопясь. Потому, что торопливый читатель и
хорошего может принять за плохого. Мало ли
славных мальчиков и девочек, которые немножечко
в чем-то ошибаются…Что-то не понимают… Не
понимают что-то и кажутся плохими…
Ну да ты сам разберешься и решишь, кого тебе брать
в свои знакомые, а кого нет.
Читай и решай!
2 совет.
Научись читать книги внимательно, не торопясь.
– Почему это важно (“торопливый читатель может принять хорошего”)?
– Что значит торопливо?
– Разве плохо все делать быстро?
– А в жизни нужна торопливость?
Знакомство с произведением можно провести в форме чтения небольшими смысловыми отрывками.
“Торопливый ножик”
– Может ли ножик быть торопливым?
С помощью толкового словаря дети объясняют значение слова торопливый (поспешный, быстрый)
Строгал Митя палочку. Строгал, да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
– Почему палочка получилась неровная, некрасивая?
– Как же это так? – спрашивает Митю отец.
– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.
– Вы согласны с Митей?
– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
– Что вы думаете?
– А как? – спрашивает Митя.
– А вот так, – сказал отец.
Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Что сделал папа?
– Как строгал?
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
– Как отец учил сына терпению?
Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил Митя его терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
– Может ли ножик быть торопливым?
Кого хотел научить папа, быть терпеливым?
– Какой совет дает нам автор рассказа?
Прочитайте пословицу на доске и выберете ту, которая отражает гл. мысль произведения.
1. Терпение дает умение.
2. Дело мастера боится
3. Терпение и труд все перетрут.
3 совет.
Терпение дает умение.
– Оказывались ли вы в ситуации, когда торопливость мешала вам, сделать, что-либо хорошо?
Подготовьте рассказ к чтению по ролям.
Ребята самостоятельно выбирают роли и готовят инсценировку.
– Чтение какой группы вам показалась наиболее удачной? Аргументируйте свой ответ.
– Что нового открыли вы для себя с помощью советов автора?
– Какой из советов для вас был наиболее важным? Почему?
Домашнее задание: ребята самостоятельно придумывают обложку книги на тему
“О детях и для детей”, а также пробуют составить список книг на эту тему.