Формирование социально-личностной компетенции школьника как одно из условий современного образования

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориетированное обучение, обозначенное в концепции модернизации

Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:

– Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.

– Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.

Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

В Региональной концепции компетентностно-ориентированного образования, принятой в Самарской области, под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В этой связи мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями “компетенция” и “компетентность”

Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской, который представил их в 4-х основных группах:

– ценностно-смысловые компетенции;

– учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые

– общекультурные;

– компетенции личностного самосовершенствования.

Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Он определяет наличие в содержании знаний, средств актуализации, личностных ценностей и смыслов. Личностный компонент может быть представлен в содержании изучаемого материала таким образом, чтобы востребовать духовность, гражданственность, актуализировать личностные структуры сознания. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целее и качеств.

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших ребят. “Мы просто обречены на компетентностный подход. Если он не состоится, школу никто не будет “покупать” и она сама собой свернется, как институция”, – утверждал на конференции в Самаре Анатолий Пинский. Известно, что новые стандарты российского образования создаются с позиции компетентностного подхода. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое.

Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат. В ней содержится указание на то, что для общеобразовательной школы актуальным становится для школьника наличие общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Это:

– развитие когнитивных качеств (умение чувствовать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать информацию);

– развитие креативности (гибкость ума, творчество, чуткость к противоречиям);

– оргдеятельностные качества (способности осознания целей, умения их пояснить, организовать их достижение);

– коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающей природы и его информационными потоками;

– мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки, его способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение являются:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология когнитивного обучения;
  • Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
  • Технология решения изобретательских задач.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.

Урок окружающего мира в 3-м классе по программе “Гармония” по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

Тема: Тела. Вещества. Частицы.

Цели:

1. Дать представление о телах, веществах, частицах.

2. Формировать коммуникативные, когнитивные, мировоззренческие качества учащихся.

Ход урока.

Оргмомент.

– Сегодня нам предстоит открыть много тайн в самом интересном и любимом вами предмете – окружающий мир. Вы готовы?

Тогда начнем.

Знакомство с понятием “тела”.

– На какие большие 3 группы можно разделить предметы окружающего нас мира?

– Все эти предметы очень разнообразны. Что значит разнообразны?

Давайте поиграем. Я называю предметы окружающего нас мира, а вы скажите, что вы представляете.

Вода (река озеро, море).

Капля воды (вывешивается рисунок с изображением капли воды).

Глина (кирпич, морской откос).

Глиняный кувшин (вывешивается рисунок глиняного кувшина).

Стекло (оконная рама, стеклодув).

Стеклянный стакан (вывешивается рисунок стеклянного стакана).

– Когда вы представляли предмет точно, а когда вам приходилось фантазировать?

Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют фору, очертание ученые назвали научным словом. Найдите его название в учебнике С. 60 (“Предметы, что нас окружают, ученые назвали телами”.)

Т Е Л А

Назовите тела, изображенные на иллюстрации. Таким образом, мы определили первую часть темы нашего урока (открывается часть темы).

Знакомство с веществом.

– Рассмотрите тела. Чем они отличаются? (Дети делают вывод, что тела отличаются размером, цветом, формой и веществом из которого сделаны). На доске появляется схема.

Для уточнения ребятам можно предложить сравнить две воронки, пластмассовую и стеклянную.

– Открываем вторую часть темы. (Вещества.)

– Попробуем объединить тела, сделанные из одного вещества (рабочая тетрадь № 48).

Ребята работают в парах, затем объясняют свой выбор.

– Проведем исследование в группах. Для этого отправимся на различные объекты. Дети заполняют карточки.

Магазин игрушек

Тела

Вещества

Грузовик  
Дом для Барби  
Кубики  
Воздушный шарик  

Офис

Тела

Вещества

Стол  
Блокнот  
Ручка  
ножницы  

Стройка

Тела

Вещества

Гвозди  
Кирпичи  
Оконная рама  
молоток  

Кухня

Тела

Вещества

Кусочек сахара  
Пакет молока  
Стакан  
чайник  

При проверке группы с одинаковыми заданиями дополняют друг друга и приходят к выводу, что некоторые тела, сделаны из нескольких веществ.

Разнообразие веществ.

Ребятам предлагается объединить по группам следующие вещества: cтекло, камень, воздух, молоко, дым, сок. В результате обсуждения их общих признаков дети делают вывод, что вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.

При затруднении можно спросить у ребят, почему некоторые напитки шипят и пенятся?

– Попробуем самостоятельно определить состояние веществ (рабочая № 47).Обратить внимание на тот факт, что в облаках вода находится в жидком состоянии.

– Хотите узнать на какие еще группы делятся вещества? Поработайте с информацией в учебнике.

Для своих изделий человек использует как естественные(природные, так и искусственные материалы, которые создаются в химических лабораториях В результате обсуждения статьи в учебнике появляется запись:

Знакомство с частицами.

– В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем уже в третьем классе провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ребята растворяют в воде поваренную соль и наблюдают, что вещество распалось на более мелкие частицы.

– Вы хотите узнать, как называются эти частицы. Отыщите научные слова в учебнике (мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Ребята делают вывод о том, что вещество состоит из более мелких частиц, молекул и атомов.

Открывается третья часть темы. (Частицы.)

Для самостоятельной работы по группам ребятам предлагается изучить материал учебника и ответить на следующие вопросы:

1. Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы?

2. Почему воду можно переливать?

3. Почему так быстро распространяются запахи?

Молекулы в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. Некоторые вещества можно изгибать, сдавливать, придавать им разную форму. Такие вещества называют пластичными.

У жидких веществ промежутки между молекулами немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи, но упруги – сопротивляются сжатию.

У газообразных веществ расстояние между молекулами много больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Вывод урока делается с помощью кластера на доске, составляемого в течение урока.

Рефлексия.

– Ребята, вы хотите проверить свои знания?

Согласны ли вы с моим утверждением? (Прием верных и неверных утверждений.)

  1. Предметы, которые можно представить точно называются телами.
  2. Все тела состоят только из одного вещества.
  3. Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
  4. Все вещества созданы природой.
  5. Вещества состоят из более мелких частиц, молекул и атомов.

Проверка. Если ребенок согласился с неверным утверждением, то он еще раз обращается к материалу учебника и зачитывает информацию.

В заключение урока учитель выставляет отметки и задает домашнее задание.

Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику О.В. Кубасовой.

Тема Е. Пермяк “Торопливый ножик”.

Цели:

1. Познакомить учащихся с произведением, научить ориентироваться в произведениях детской литературы.

2. Развивать коммуникативные, мировоззренческие и когнитивные качества учащихся.

Ход урока.

Какой раздел учебника мы сейчас изучаем?

– О чем могут быть эти книги?

В мире книг.

– Этот мир большой, чтобы в нем не заблудиться мы с вами, ребята, отправимся по дорожкам. Для кого пишутся книги?

Для взрослых. Для детей.

– Посмотрите на нашу выставку книг, отберите те книги, которые написаны для детей. Группа детей работает с выставкой книг, среди которых есть книги для детей и для взрослых.

– По каким признакам можно догадаться, что эти книги о детях?

– Ребята, загляните в оглавление учебника, постарайтесь определить темы произведений из части “В мире книг”

О животных. О растениях. О детях.

– Тема нашего урока звучит так (открывается главная тема урока):

О детях и для детей.

– Каким нужно быть человеком, чтобы создавать произведения о детях и для детей? Как раз таким человеком и был Евгений Пермяк, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. И сейчас мы послушаем один разговор между дедушкой и внуком о том, как появляется произведение.

Ребята инсценируют произведение Е. Пермяка “Перо и чернильница”.

– Действительно ли сказки появляются из чернильницы?

– Какой совет детям дает Е. Пермяк?

На доске появляется запись:

Советы писателя детям.

1 совет.

Научись быть самостоятельным.

Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Е. Пермяка “Торопливый ножик”.

– Рассмотрите обложку книги, в которой помещен этот рассказ.

– Как вы думаете о ком эта книга?

– По каким признакам можно догадаться, что она о детях (по обложке, автору, иллюстрациям)?

В этой книге писатель обращается к читателям. Прочитайте это обращение в своих учебниках и скажите, какой еще совет дает автор детям?

Дорогой юный друг!

С каждой новой книгой появляются у тебя новые знакомые. Найдешь ты их и здесь. Разные это люди. Хорошие и не очень хорошие…такие, на которых ты, наверно, не захочешь походить. А вот кто какой – можно узнать, только прочитав книгу. Внимательно, не торопясь. Потому, что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чем-то ошибаются…Что-то не понимают… Не понимают что-то и кажутся плохими…
Ну да ты сам разберешься и решишь, кого тебе брать в свои знакомые, а кого нет.
Читай и решай!

2 совет.

Научись читать книги внимательно, не торопясь.

– Почему это важно (“торопливый читатель может принять хорошего”)?

– Что значит торопливо?

– Разве плохо все делать быстро?

– А в жизни нужна торопливость?

Знакомство с произведением можно провести в форме чтения небольшими смысловыми отрывками.

“Торопливый ножик”

– Может ли ножик быть торопливым?

С помощью толкового словаря дети объясняют значение слова торопливый (поспешный, быстрый)

Строгал Митя палочку. Строгал, да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

– Почему палочка получилась неровная, некрасивая?

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.

– Вы согласны с Митей?

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

– Что вы думаете?

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Что сделал папа?

– Как строгал?

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

– Как отец учил сына терпению?

Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил Митя его терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

– Может ли ножик быть торопливым?

Кого хотел научить папа, быть терпеливым?

– Какой совет дает нам автор рассказа?

Прочитайте пословицу на доске и выберете ту, которая отражает гл. мысль произведения.

1. Терпение дает умение.

2. Дело мастера боится

3. Терпение и труд все перетрут.

3 совет.

Терпение дает умение.

– Оказывались ли вы в ситуации, когда торопливость мешала вам, сделать, что-либо хорошо?

Подготовьте рассказ к чтению по ролям.

Ребята самостоятельно выбирают роли и готовят инсценировку.

– Чтение какой группы вам показалась наиболее удачной? Аргументируйте свой ответ.

– Что нового открыли вы для себя с помощью советов автора?

– Какой из советов для вас был наиболее важным? Почему?

Домашнее задание: ребята самостоятельно придумывают обложку книги на тему

“О детях и для детей”, а также пробуют составить список книг на эту тему.