Тема урока: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Уважаемые коллеги, в связи с ограничениями связанными с техническими требованиями к работе, Приложение 1 (презентация к уроку) и Приложение 2 (маршрутный лист) не прилагаются к разработке урока. Пользуясь текстом разработки урока можно легко составить презентацию и маршрутный лист.

Цели урока:

1. Формирование представления о строении атмосферы, атмосферном давлении, роли атмосферного давления в жизни человека и животных.

2. Обучение школьников умению распознавать атмосферное давление среди других явлений.

3. Формирование навыка самостоятельной работы видеть практическую пользу знаний.

Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором.

Ход урока:

1. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Ребята давайте просмотрим фрагмент мультипликационного фильма “Приключение капитана Врунгеля” (фрагмент серии, в которой команда яхты “Беда” лечила кита).

– Что произошло с китом?

– Кит заболел?

– А как команда яхты “Беда” лечила кита?

– Ставила банки, горчичники, давала лекарства

– А на каком физическом явлении основывается постановка медицинских банок?

Учитель: Объясняя этот процесс, мы приоткрыли тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте пояснить какого?

Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление (ученики записывают тему на маршрутных листах).

Цель урока: Рассмотреть строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научится использовать полученные знания для решения физических задач.

Учитель: Какие термины нам понадобятся сегодня на уроке?

Ученики:

Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади;

Атмосфера – газовая оболочка Земли.

Учитель: Ребята, оцените, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите тот мешок, который соответствует вашим знаниям по теме.

1. 2. 3.

2. Изучение нового материала.

1) Каково строение атмосферы?

По своему строению атмосфера напоминает многоэтажный дом, в котором пять этажей.

Учитель: Как называется каждый этаж?

Прочитав текст учебной статьи задания №1, определите название каждого этажа (слоя) атмосферы.

 2) Каков состав воздуха в атмосфере?

Учащиеся: Азот, аргон, кислород, углекислый газ…

Пользуясь знаниями, полученными на уроках географии, распределите газы в зависимости от их содержания в атмосфере (задание №2).

Такой состав соответствует нижнему слою атмосферы.

Учитель: Атмосфера состоит из газов, а почему молекулы не улетают в мировое пространство?

Ученики: Как все тела, молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, притягиваются к Земле.

Учитель: Чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с.

Учитель: А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли?

Ученики: Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно.

Атмосфера простирается на несколько тысяч километров. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

3) Что такое атмосферное давление?

Ученики:

Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы.

Учитель:

Внимание вопрос:

…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
“О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными
С моими зверями лесными”.

А почему Айболит боится не дойти?

Ученики: С высотой атмосферное давление уменьшается, так как уменьшается не только высота столба воздуха, но и плотность воздуха.

Учитель: Но мы на себе давление воздуха не ощущаем, существует ли атмосферное давление?

Убедимся в существовании атмосферного давления.

Отто фон Герике провел опыт, который является важным этапом в деле изучения атмосферы.

Для опыта подготовили два металлических полушария, полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. Из полушариев откачали воздух, две семерки лошадей не смогли растащить полушария, когда же впустили воздух в полость между полушариями, полушария легко распались без всякого усилия.

Учитель: Что удерживало полушария?

Ученики: Атмосферное давление, которое превысило давление внутри полого шара.

Демонстрация:

Повторим опыт, используя два стакана, свечу, бумажное кольцо. Объясните наблюдаемое явление.

Самостоятельно проделайте опыт задания №3.

1) Опустите в воду трубку с поршнем.

2) Поднимите поршень вверх.

3) Почему вода поднимается за поршнем?

Вывод:___________________________________________________

Объясните действие ливера, пипетки.

4) С какой силой атмосфера давит на нас?

Учитель: Давайте, оценим силу атмосферного давления, выполнив задание №4.

Вспомни! р=

Ответ: F=…

Полученное значение соответствует силе тяжести тела массой 10 тонн!

Учитель: Почему мы выдерживаем такое давление?

Прав ли художник?

 

 

 

 

Давление распределено по всей площади тела, и внутри тела существует давление, уравновешивающее атмосферное.

Живые организмы приспособились к действию атмосферного давления.

5. Какую роль еще играет атмосферное давление в жизни человека и животных?

Учитель: Что общего между комнатной мухой и осьминогом?

– А где человек использует присоски?

– А почему на Луне присоски не действуют?

Учитель: А теперь объясните действие медицинской банки.

Ученики: В банку вносят горящую спичку, воздух нагревается, расширяется и выходит частично наружу, внутри образуется разряжение. Банку прижимают к телу, атмосферное давление вдавливает внутрь банки часть кожи с прилегающими тканями.

Физкультминутка:

Потрудились – отдохните,
Влево – вправо посмотрите,
Глубоко разок вздохните,
Сделав это, улыбнитесь,
За работу вновь возьмитесь.

Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?

Читая текст учебной статьи задания №5, дополните ее недостающими словами:

Диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких Оно становится , чем атмосферное. Атмосферный воздух проникает в легкие (рис. а).

Когда диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких Оно становится , чем атмосферное. Атмосферный воздух выходит наружу (рис. б).

3.Закрепление изученного материала.

Используя знания, полученные на уроке, укажите, какой из фактов не связан с атмосферным давлением, ответ обоснуйте.

                        

 

 

4. Подведение итогов

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что же называется атмосферой Земли, атмосферным давлением?
  • Что было самым интересным на уроке?

Оцените свои знания, полученные на уроке.

1. 2. 3.

5. Выставление оценок.

Задание на дом:

– § 40, 41;

– задание №10 стр.98 (3) по учебнику А.В. Перышкина “Физика-7” (М.: Дрофа, 2004).