Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Цели:
- тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных;
- развитие речи, внимания, формирование учебно-логических навыков.
- знакомство с профессией журналиста;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование: карта, толковый словарь, картина Дудинского порта.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут,
Их склонять тебя зовут!
– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.
II. Минутка чистописания
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
– Прочитайте внимательно слова, попробуйте догадаться, какую букву будем писать? (Букву Т, так как во всех словах встречается эта буква.)
Трамвай, цветок, мать.
– Что вы можете сказать о звуке, который обозначает эта буква? (Это – парный глухой согласный, может быть твердым, может быть мягким.)
Тт
Через бескрайние просторы Таймыра протекает могучая река Енисей.
– Енисей-батюшка – называют его в народе (показ учителем по карте Красноярского края). И неудивительно. Енисей – кормилец нашего края, много рыбы водится в водах могучего Енисея. Кроме того, благодаря его мощным потокам, работает бесперебойно Красноярская ГЭС, которая снабжает нас электричеством. По нему идут суда с продуктами питания и жизнеобеспечения не только в Норильск, но и в отдаленные поселки, которые расположены по берегам реки. Из Дудинки по Енисею круглый год идут баржи, которые везут от нас продукцию Норильского комбината (медь, кобальт, никель, и другие металлы). А ледоколы зимой прокладывают им путь. На берегах Енисея расположены такие крупные города, как столица нашего края – город Красноярск, города – Енисейск, Дудинка, Хатанга, Игарка (показ по карте).
– Найдите прилагательные (Бескрайние, могучая.)
Один ученик у доски склоняет имя прилагательное могучая (река).
– Прилагательное бескрайние разбираем по составу самостоятельно. Проверка бескрайние.
– Докажите, что необходимо писать окончание -ие?
III. Выборочное письмо
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.
Послушайте текст: Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.
– О чем он? (Этот текст о ручье.)
– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.
– Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.
– Проверка каждого словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)
IV. Работа с учебником
– Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице, найдите упражнение 282. Какое задание? (Поставить вопросы к прилагательным, правильно написать окончание.)
– Как правильно написать окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
Один ученик пишет у доски, остальные в тетради разбирают по частям речи и по членам предложения. Остальные предложения с комментированием с места.
– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
V. Работа в парах
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку с пропущенным окончанием, записываете словосочетание в тетрадь с новой строки с маленькой буквы в строчку, выделяете окончание, определяете падеж.
1 вариант из Цветочн... города |
2 вариант хрустальн... туфельку |
– По-очереди доказать, какое окончание напишете, если вы оба сомневаетесь. Работает редактор отдела (Кучерук Татьяна), она поможет, подскажет и проверит ваши работы.
В это время два человека у доски:
- Шурдова Юля – разобрать прилагательное из словосочетания на высоком берегу как часть речи.
- Дяченко Алена – к данным именам прилагательным подобрать антонимы (противоположные по смыслу слова):
Б.гатый человек – … (нищий),
правдивые ответы – … (ложные),
сложная задача – … (простая),
печальные глаза – …(радостные),
северный ветер – … (южный)
VI. Зарядка для глаз
– Мы с вами совсем недавно на уроках “Окружающего мира” говорили о том, что необходимо беречь свои глаза. Выполните упражнения, которые выучили “Страшилки”; “Пчелка”.
VII. Творческая работа
– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Весна”.
Работа по группам:
- 1 группа пишет текст самостоятельно.
- 2 группа – даны опорные слова: потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветер, свежий воздух, чувствуешь дыхание весны.
- 3 группа – вставить прилагательные, подходящие по смыслу.
Светит ____________ солнышко. _________ снег остался только в тени. На __________ озерах треснул лед. Журчат ___________ ручьи. На березах надулись __________ почки.
Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.
Задание для всех групп: подчеркните все орфограммы, которые встретились в первом предложении.
Проверка сочинений.
VIII. Физминутка
– Покажите, как важно ходит гусь.
– Покажите, как лисонька тихонько крадется к добыче.
– Покажите, как летит птица. (все задания выполняются пока класс переходит в компьютерный кабинет по коридору)
IX. Работа в компьютерном кабинете
Текст написан, но нужно последний раз журналист еще раз его проверяет, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных отсутствуют. Вставьте окончания.
- 1 группа – работает за компьютерами (5 минут) – вставить нужные окончания. (Приложение)
- 2 группа – работает в тетрадях, выполняют задания, указанные в плане работы. Спишите, поставьте вопрос к имени прилагательному, выделите окончание, определите падеж имени прилагательного.
Было ясное летнее утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.
Затем группы меняются местами. Учитель выставляет оценки ученикам, работающим на компьютере.
Х. Итог урока
– Какие задания у вас вызвали интерес?
– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных.?
– Каково ваше отношение к уроку?
– С каким настроением его закончили?
– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?
XI. Дополнительное задание
Самоконтроль и самооценка.
– Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?
Около (оздоровительный) лагеря – …род.
Рассказывал о (храбрый) зайце – …лет.
Катался по (крепкий) льду – …т.
Вернулся (раннее) утром – нал….
– Оцените свое умение писать имена прилагательные с безударными падежными окончаниями.
План работы (для каждого учащегося отдельно)
1. Минутка чистописания.
2. Выборочное письмо.
3. Работа с учебником.
4. Работа в парах.
1 вариант из Цветочн.. города |
2 вариант хрустальн.. туфельку |
5. Зарядка для глаз.
6. Творческая работа.
- 1 группа – самостоятельно написать текст на тему “Весна”
- 2 группа – даны опорные слова (потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветер, свежий воздух, чувствуешь дыхание весны)
- 3 группа – вставить прилагательные, подходящие по смыслу.
Светит ____________ солнышко. _________ снег остался только в тени. На __________ озерах треснул лед. Журчат ___________ ручьи. На березах надулись __________ почки.
Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.
5. Физминутка.
6. Работа в компьютерном кабинете.
Спишите, поставьте вопрос к имени прилагательному, выделите окончание, определите падеж имени прилагательного.
Было ясное летнее утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.
7. Итог урока.
8. Дополнительное задание.
Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?
Около (оздоровительный) лагеря – …род. (огород)
Рассказывал о (храбрый) зайце – …лет. (омлет)
Катался по (крепкий) льду – …т. (омут)
Вернулся (раннее) утром – нал…. (налим)