Урок русского языка в 4-м классе по учебнику А.В. Поляковой (программа Л.В. Занкова) по теме: "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Цели:

  • тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных;
  • развитие речи, внимания, формирование учебно-логических навыков.
  • знакомство с профессией журналиста;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: карта, толковый словарь, картина Дудинского порта.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут,
Их склонять тебя зовут!

– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.

II. Минутка чистописания

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

– Прочитайте внимательно слова, попробуйте догадаться, какую букву будем писать? (Букву Т, так как во всех словах встречается эта буква.)

Трамвай, цветок, мать.

– Что вы можете сказать о звуке, который обозначает эта буква? (Это – парный глухой согласный, может быть твердым, может быть мягким.)

Тт

Через бескрайние просторы Таймыра протекает могучая река Енисей.

– Енисей-батюшка – называют его в народе (показ учителем по карте Красноярского края). И неудивительно. Енисей – кормилец нашего края, много рыбы водится в водах могучего Енисея. Кроме того, благодаря его мощным потокам, работает бесперебойно Красноярская ГЭС, которая снабжает нас электричеством. По нему идут суда с продуктами питания и жизнеобеспечения не только в Норильск, но и в отдаленные поселки, которые расположены по берегам реки. Из Дудинки по Енисею круглый год идут баржи, которые везут от нас продукцию Норильского комбината (медь, кобальт, никель, и другие металлы). А ледоколы зимой прокладывают им путь. На берегах Енисея расположены такие крупные города, как столица нашего края – город Красноярск, города – Енисейск, Дудинка, Хатанга, Игарка (показ по карте).

– Найдите прилагательные (Бескрайние, могучая.)

Один ученик у доски склоняет имя прилагательное могучая (река).

– Прилагательное бескрайние разбираем по составу самостоятельно. Проверка бескрайние.

– Докажите, что необходимо писать окончание -ие?

III. Выборочное письмо

– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.

Послушайте текст: Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.

– О чем он? (Этот текст о ручье.)

– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.

– Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.

– Проверка каждого словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)

IV. Работа с учебником

– Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице, найдите упражнение 282. Какое задание? (Поставить вопросы к прилагательным, правильно написать окончание.)

– Как правильно написать окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

Один ученик пишет у доски, остальные в тетради разбирают по частям речи и по членам предложения. Остальные предложения с комментированием с места.

– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

V. Работа в парах

– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку с пропущенным окончанием, записываете словосочетание в тетрадь с новой строки с маленькой буквы в строчку, выделяете окончание, определяете падеж.

1 вариант

из Цветочн... города
за Огурцов... рекой
по Васильков… бульвару

2 вариант

хрустальн... туфельку
за прекрасн... принца
от добр... феи

– По-очереди доказать, какое окончание напишете, если вы оба сомневаетесь. Работает редактор отдела (Кучерук Татьяна), она поможет, подскажет и проверит ваши работы.

В это время два человека у доски:

  • Шурдова Юля – разобрать прилагательное из словосочетания на высоком берегу как часть речи.
  • Дяченко Алена – к данным именам прилагательным подобрать антонимы (противоположные по смыслу слова):

Б.гатый человек – … (нищий),
правдивые ответы – … (ложные),
сложная задача – … (простая),
печальные глаза – …(радостные),
северный ветер – … (южный)

VI. Зарядка для глаз

– Мы с вами совсем недавно на уроках “Окружающего мира” говорили о том, что необходимо беречь свои глаза. Выполните упражнения, которые выучили “Страшилки”; “Пчелка”.

VII. Творческая работа

– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Весна”.

Работа по группам:

  • 1 группа пишет текст самостоятельно.
  • 2 группа – даны опорные слова: потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветер, свежий воздух, чувствуешь дыхание весны.
  • 3 группа – вставить прилагательные, подходящие по смыслу.

Светит ____________ солнышко. _________ снег остался только в тени. На __________ озерах треснул лед. Журчат ___________ ручьи. На березах надулись __________ почки.

Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.

Задание для всех групп: подчеркните все орфограммы, которые встретились в первом предложении.

Проверка сочинений.

VIII. Физминутка

– Покажите, как важно ходит гусь.

– Покажите, как лисонька тихонько крадется к добыче.

– Покажите, как летит птица. (все задания выполняются пока класс переходит в компьютерный кабинет по коридору)

IX. Работа в компьютерном кабинете

Текст написан, но нужно последний раз журналист еще раз его проверяет, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных отсутствуют. Вставьте окончания.

  • 1 группа – работает за компьютерами (5 минут) – вставить нужные окончания. (Приложение)
  • 2 группа – работает в тетрадях, выполняют задания, указанные в плане работы. Спишите, поставьте вопрос к имени прилагательному, выделите окончание, определите падеж имени прилагательного.

Было ясное летнее утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.

Затем группы меняются местами. Учитель выставляет оценки ученикам, работающим на компьютере.

Х. Итог урока

– Какие задания у вас вызвали интерес?

– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных.?

– Каково ваше отношение к уроку?

– С каким настроением его закончили?

– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?

XI. Дополнительное задание

Самоконтроль и самооценка.

– Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?

Около (оздоровительный) лагеря – …род.
Рассказывал о (храбрый) зайце – …лет.
Катался по (крепкий) льду – …т.
Вернулся (раннее) утром – нал….

– Оцените свое умение писать имена прилагательные с безударными падежными окончаниями.

План работы (для каждого учащегося отдельно)

1. Минутка чистописания.

2. Выборочное письмо.

3. Работа с учебником.

4. Работа в парах.

1 вариант

из Цветочн.. города
за Огурцов.. рекой
по Васильков… бульвару

2 вариант

хрустальн.. туфельку
за прекрасн.. принца
от добр.. феи

5. Зарядка для глаз.

6. Творческая работа.

  • 1 группа – самостоятельно написать текст на тему “Весна”
  • 2 группа – даны опорные слова (потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветер, свежий воздух, чувствуешь дыхание весны)
  • 3 группа – вставить прилагательные, подходящие по смыслу.

Светит ____________ солнышко. _________ снег остался только в тени. На __________ озерах треснул лед. Журчат ___________ ручьи. На березах надулись __________ почки.

Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.

5. Физминутка.

6. Работа в компьютерном кабинете.

Спишите, поставьте вопрос к имени прилагательному, выделите окончание, определите падеж имени прилагательного.

Было ясное летнее утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.

7. Итог урока.

8. Дополнительное задание.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?

Около (оздоровительный) лагеря – …род. (огород)
Рассказывал о (храбрый) зайце – …лет. (омлет)
Катался по (крепкий) льду – …т. (омут)
Вернулся (раннее) утром – нал…. (налим)