Форма: урок-соревнование.
Цели:
- Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.
- Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитание у учащихся чувства ответственности перед товарищами по команде.
Материалы: альбом, простой карандаш, трафареты овалов лица.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, магниты с прикрепленными на них изображениями глаз, носа, ушей, цветные карточки за верные ответы.
Зрительный ряд:
- Репродукции портретов художников.
- Плакат: “Пропорции лица”.
- Рисунки в файлах “Пропорции лица” на каждую парту.
- Карточки с вопросами для игры “Получи 5”.
- Плакат-ребус “Чем рисовать”.
- Рисунки лиц с ошибками для игры “Самый внимательный”.
Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с
разновидностями портретов. Сегодня вы
познакомитесь с пропорциями лица человека и
научитесь изображать лицо человека в
соответствии с пропорцией.
Проведем урок-соревнование между рядами. За
каждый верный ответ команда будет получать
карточку. За каждую хорошо выполненную работу
тоже получите карточку.
Все члены команды, которая наберет наибольшее
количество карточек и станет победителем –
получат за урок по две пятерки.
II. Повторение
– А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.
- Назовите жанры изобразительного искусства, к которым относятся эти картины. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет.)
- Как называют художника, который пишет пейзажи? Море? Животных, птиц? Портреты?
- Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)
- Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)
- Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.
- Парадный – во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека–ордена, медали.
- Камерный – противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.
- Психологический – показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т.п.
- Социальный – портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.
- Назовите, какое изображение человека использовано в данных портретах? (Поплечное, погрудное, попоясное, лицо, 3/4, в полный рост.)
- Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)
III. Объяснение нового материала
– Чем же вы сегодня будете рисовать? Об этом вы узнаете отгадав ребус. (Карандаш)
Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску, а затем рисуют в альбомах.
– У вас в альбомах уже нарисованы овалы для лица, которые разделены вертикальной штрих-линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Вертикальную линию разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Проведем еще две горизонтальные линии снизу и сверху овала. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)
– Что вы можете сказать о расстояниях от линии подбородка до линии основания носа, от линии основания носа до линии бровей, от линии бровей до линии роста волос? (Они равны.)
– Проведем дополнительную штрих- линию– линию головы. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между глазами равно ширине одного глаза, которая в свою очередь равна ширине носа. (Отдельно рассмотрим рисунок глаза.)
– Основание носа расположено где? (На линии основания носа.)
– Ширина рта равна расстоянию от одного зрачка до другого? Нижняя губа расположена на линии делящей пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка?
– Где расположено ухо? (Между линией бровей и линией основания носа.)
IV. Закрепление изученного
– Проведем игру “Получи 5” с последующей
взаимопроверкой.
Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику.
Художник приготовил для каждого из вас карточки
с вопросами. Всего 5 вопросов. Запишите в альбоме
ответы.
Теперь обменяйтесь альбомами с соседом по парте.
Проведем взаимопроверку. За каждый верный ответ
поставьте 1 балл.
Сложите полученные баллы и запишите
получившееся число в альбом– это и будет ваша
оценка.
Поднимите руку, кто получил “5”, “4”, “3”. (За
каждую “5” команда получает карточку.)
Карточка
- На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3.)
- Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)
- Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)
- Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)
- Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)
V. Самостоятельная практическая работа
– Ребята, сейчас вам предстоит самостоятельно
нарисовать лицо человека.
В помощь вы получите карточки- образцы с
изображением лица человека. Внимательно
рассмотрите пропорции лица и постарайтесь
нарисовать лицо, не допуская ошибок. Все линии
теперь намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь
карандашом бумаги, это даст возможность в
дальнейшем как можно меньше применять ластик,
внося изменения и уточнения).
VI. Итог урока
Игра на внимательность “Найди и объясни ошибки”.
– Итак, поиграем. Я буду сегодня самым невнимательным учеником. А вот кто из вас самый внимательный, мы узнаем, когда вы назовёте допущенные мною ошибки и объясните, как их можно исправить.
За каждый верный ответ команда получает одну карточку.
Учитель показывает рисунки с ошибками.
– Есть ли ошибки? Какие? Как их можно исправить?
На магнитной доске нарисован овал лица, разделённый на 3 части. Глаза, нос, уши на магнитах учитель прикрепляет поочерёдно, допуская ошибки, ученики исправляют их.
VII. Подведение итогов игры-соревнования
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
– Подобрать портреты из журналов, газет, книг.
Литература
- Н.Н. Ростовцев “Учебный рисунок”. Москва Просвещение 1985.
- Н.М. Сокольникова “Краткий курс художественных терминов”5–8 класс Обнинск Издательство “Титул” 1998 стр. 62–63.
- Н.М. Сокольникова “Основы рисунка” 5–8 класс Издательство “Титул” 1998 стр. 34–35.
- Уильям Ф. Пауэлл “Рисунок. Шаг за шагом” Москва АСТ-Астрель 2004 стр.22–23.