Формирование общих учебных умений учащихся средствами урока чтения (из опыта работы учителя начальных классов гимназии 426 Санкт-Петербурга Е.А. Перевозкиной)

Разделы: Начальная школа


Тема урока: А.Барто “Стали грамотными”; Г.Новицкая “Книжки”

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новой учебной книгой.
  • Продолжить работу над формированием общих учебных умений.
  • Создать условия для развития интереса к чтению.
  • Создать условия для воспитания культуры общения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель раздаёт детям новые книги для чтения и сообщает, что по этим книжкам они будут продолжать учиться читать. Учитель напоминает детям о необходимости обложки и закладки.

2. Постановка учебной задачи.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новой книгой для чтения. Как вы думаете, что значит “познакомиться с книгой”?

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель фиксирует опорные слова на доске (например: рассмотреть, картинки, узнать и т.д.).

3. Знакомство с новой учебной книгой.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть новую книгу. По окончании работы дети отвечают на вопросы:

  • Понравилась ли вам новая книга?
  • Чем она вас заинтересовала?

На первые два вопроса учащиеся отвечают, исходя из личных впечатлений, ответы на следующие вопросы подкрепляются коллективным рассматриванием книги.

  • Как называется книга?
  • Где вы прочитали её название?

Учитель фиксирует внимание учащихся на следующих частях книги: обложка, корешок, форзац.

  • Как вы думаете, почему автор назвал книгу “Любимые страницы”?
  • Для кого эта книга – для взрослых или для ребят?
  • Что позволяет вам так думать?
  • Для чего предназначена эта книга?
  • Почему вы думаете, что это учебная книга?
  • Кто автор книги?
  • Где вы прочли имя автора?
  • Как вы думаете, в книгу помещено одно произведение или несколько?
  • Почему вы так решили?
  • У произведений из этой книги один автор или нет?
  • Почему вы так думаете?

Учитель объясняет, что Ольга Владимировна Кубасова – автор-составитель учебника, она собрала для них в одной книжке интересные произведения разных детских писателей.

  • С произведениями каких детских писателей вы уже знакомы?
  • Давайте попробуем найти в книге произведения Самуила Яковлевича Маршака. Как вы будете это делать?
  • Чей способ лучше? Почему

В ходе дискуссии учащиеся под руководством учителя обращаются к содержанию. Учитель обращает внимание учащихся на то, что книга разделена на части – разделы, в каждом из которых помещены произведения, близкие по теме.

4. Подведение итога этапа урока.

  • Состоялось ли наше знакомство с книгой?
  • Что из намеченного в начале урока мы выполнили?

Учащиеся называют, а учитель подчеркивает те опорные слова на доске, которые соответствуют выполненным видам работы.

  • Кто из наших товарищей правильно помогал знакомству с книгой?

Дети и учитель называют имена учеников, уточняя критерии правильной работы на уроке: активная работа, понятная всем речь, умение слушать другого, умение вежливо дополнить и исправить ошибку.

5. Работа над стихотворением А. Л. Барто “Стали грамотными”.

а). Подготовка к чтению.

Учитель предлагает детям открыть начало первого раздела и прочитать его название: “ЗВЕНИТ ЗВОНОК – НАЧИНАЕТСЯ УРОК”.

  • Как вы думаете, о чем расскажут произведения этого раздела?
  • О каком дне напомнила вам иллюстрация?
  • Почему вы вспомнили о 1 сентября?
  • Какая книга стала вашей верной помощницей в этот день?
  • Чему научила вас “Азбука”?
  • “Азбука” просит вас не подвести её и выполнить задание: напечатать в тетради по чтению разные слова, меняя на месте пропуска буквы гласных звуков.

М…Л

  • Какие слова у вас получились?
  • Перечитаем эти слова хором с доски. Объясните смысл каждого слова.

МЫЛ – МИЛ – МАЛ – МЯЛ – МЕЛ

  • Прочитаем следующие слова. Чем они похожи? Чем различаются?

БЕЛОЧКА – БУЛОЧКА

ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ

  • Вот как важно правильно прочесть каждую букву. Ведь одна буква может изменить смысл всего слова.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

ПО + ЗДРА + ВИЛ ПОЗДРАВИЛ
ГРАМОТ А
ГРАМОТ НЫЙ
ГРАМОТ НЫМИ
СТАЛИ ГРАМОТ НЫМИ

Учитель объясняет, что эти упражнения они выполняли для того, чтоб без ошибок прочитать текст и предлагает повторить упражнение в паре.

б). Первичное чтение.

Учащиеся находят на стр. 5 название стихотворения, фамилию автора и предполагают, о чём будет идти речь. Хорошо читающие учащиеся читают текст по строфам.

в). Вопросы после чтения:

  • Понравилось ли стихотворение?
  • Что понравилось?

г). Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:

  • Кто герои стихотворения?
  • Что позволяет вам так думать?
  • Чем они похожи на вас?
  • От чьего лица ведется рассказ?
  • Почему вы решили, что это девочка?
  • Какие эпизоды проиллюстрировал художник?

д). Выборочное чтение.

  • Какие слова в первой и второй строфе автор написал, разделяя чёрточками? Прочитайте их.
  • Что хотел показать читателям автор, разделяя слова? Перечитайте предложения, в которых автор прямо говорит о том, что ребятам было трудно читать.
  • Найдите и прочитайте в третьей строфе слово, отмеченное необычным значком. Как вы думаете, что это значит?
  • Найдите на странице слово ОДОЛЕТЬ. Что написано после него? Как вы думаете, для чего.

Учитель объясняет детям назначение сносок.

  • Прочитайте строфы к каждой из иллюстраций. Сравните настроение и подберите подходящие слова:

ВЕСЁЛОЕ

ТОРЖЕСТВЕННОЕ

СЕРЬЁЗНОЕ

ГРУСТНОЕ

  • Перечитайте строфу к понравившейся иллюстрации, передавая настроение.

е). Выразительное чтение.

Задача выразительного чтения: поставить себя на место рассказчицы и прочитать стихотворение так, чтоб всем было интересно слушать.

ж). Разговор об авторе.

  • Мы познакомились со стихотворением замечательной поэтессы Агнии Львовны Барто. Недавно исполнилось 100 лет со дня её рождения. Всю свою жизнь она посвятила работе для ребят. Рассмотрите её портрет (рисунок 1) и выставку книг.
  • Какие книги Агнии Львовны вам знакомы?
  • Найдите книги, которые рассказывают о школьной жизни. По каким признакам вы их выбрали?
  • Какие книги Барто вам захотелось прочитать?
  • Агния Львовна Барто написала много замечательных стихов. Вы узнаете из её книг много интересного, если будете следовать совету поэтессы Новицкой.

6. Работа над стихотворением Г.Новицкой “Книжки”.

а). Первичное восприятие.

Стихотворение читает учитель, дети слушают. Учитель выясняет, понравилось ли стихотворение детям, и что именно понравилось.

б). Повторное чтение.

Учитель предлагает сначала прочесть в паре упражнение на стр. 8, предварительно выяснив, почему это полезно сделать. Затем дети читают стихотворение шепотом. Вопросы после чтения:

  • Как читают мартышки?
  • Какой совет автор даёт детям?
  • Что значит: уметь читать книжки?

в). Выразительное чтение.

Задача: читать правильно, выразительно, соблюдая знаки препинания.

7. Подведение итога урока.

  • Какую задачу мы выполняли на уроке?
  • С какими новыми словами познакомились? Объясните их значения.
  • Оцените свою активность на уроке на шкале самооценки.

В конце урока учитель просит детей принести на следующий урок чтения свою любимую книгу.

Тема урока: Р. Сеф “Учись читать!..”; Л. Пантелеев “Ау”

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с произведениями Р. Сефа и Л. Пантелеева.
  • Создать условия для развития речи учащихся.
  • Создать условия для формирования адекватной самооценки.
  • Создать условия для формирования положительной мотивации к самостоятельному чтению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся под руководством учителя готовятся к уроку чтения. В парах проводится взаимопроверка наличия обложки и закладки. Учащиеся вспоминают правила посадки на уроке при чтении и слушании.

2. Постановка учебной задачи.

  • Сегодня на уроке мы будем учиться рассуждать, рассказывать, выразительно читать, соблюдая правила взаимной вежливости.

3. Работа с выставкой книг.

  • У кого есть любимая книга?
  • Кто принёс её на урок?
  • Познакомьте нас со своей любимой книгой. Что для этого нужно сделать?

Учащиеся ставят свою книгу на выставку и рассказывают о ней по плану:

  • Название книги.
  • Автор книги.
  • Что понравилось?

По окончании работы учащиеся под руководством учителя дают название получившейся выставке и выделяют группы книг, например: книги о природе, сказки, книги о детях и т.п.

  • Какую книгу вам захотелось прочитать?

Подводя итог этапа урока, учащиеся оценивают свою работу на шкале самооценки с точки зрения активности.

4. Работа над стихотворением Р. Сефа “Учись читать!..”.

А). Подготовка к чтению.

  • Я хочу познакомить вас с произведением одного из моих любимых авторов – Романа Сефа. Он родился и сейчас живёт в Москве, пишет и переводит книги, является автором произведений для театра. Роман – не настоящее имя писателя, а литературный псевдоним. На самом деле его зовут Роальд Семёнович.
  • Рассмотрите портрет писателя (рисунок 2) и скажите, что рассказывает он о характере Романа Сефа.
  • Роман Сеф – весёлый человек, но сегодня мы прочитаем серьёзное стихотворение этого автора.

Учащиеся читают подготовительные упражнения хором с доски, а затем самостоятельно по учебнику.

СЕРЬ + ЁЗ + НО – СЕРЬЁЗНО

ВНИ + МА + ТЕЛЬ + НО – ВНИМАТЕЛЬНО

Уточняются лексические значения слов:

  • Серьёзно – вдумчиво, не легкомысленно.
  • Внимательно – сосредоточенно, не отвлекаясь.

Б). Первичное чтение.

Самостоятельное шепотное чтение.

  • Понравилось ли вам стихотворение?
  • Что хотел объяснить читателям автор?

В). Выборочное чтение.

  • Найдите восклицательные предложения. Как их нужно прочитать? Прочтите, соблюдая восклицательную интонацию. Для чего автор использовал восклицательный знак?
  • Прочитайте предложение, в котором автор объясняет, для чего нужно уметь читать. Как вы понимаете его смысл?
  • Прочитайте слова, с помощью которых автор объясняет, как нужно читать. Что значит: читать внимательно, серьёзно?

Г). Выразительное чтение.

  • Давайте попробуем прочитать это стихотворение так выразительно, чтоб даже Незнайка захотел научиться хорошо читать.

Учащиеся выразительно читают стихотворение в паре и с помощью соседа отмечают на шкале самооценки успешность выразительного чтения. Подводя итог этапа урока, дети обосновывают выбор самооценки. Несколько человек читают стихотворение вслух, затем выразительное чтение повторяется хором.

5. Работа по учебнику с сюжетной картинкой “В библиотеке”.

  • Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят радами тесными:
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.

  • Как вы догадались, что это библиотека?
  • Рассмотрите иллюстрацию.
  • Что такое библиотека?
  • Зачем дети пришли в библиотеку?
  • Кто помогает ребятам выбирать книги?
  • Как нужно вести себя в библиотеке?
  • Как нужно обращаться с книгой?

Выделенные курсивом вопросы напечатаны на доске. По этим вопросам коллективно составляется рассказ, который дети повторяют в паре и у доски. Подводя итог этапа урока дети оценивают на шкале самооценки свою вежливость.

6. Работа над рассказом Л. Пантелеева “Ау”.

А). Первичное восприятие.

Учитель сообщает, что будет читать о том, как маленькая девочка училась читать, и знакомит детей с рассказом Л.Пантелеева.

Б). Подготовка к самостоятельному чтению.

Чтение подготовительных упражнений по учебнику хором и индивидуально. Уточнение лексических значений, наблюдение над родственными словами.

7. Подведение итога урока.

Учащиеся составляют устный рассказ о своей работе на уроке с опорой на три шкалы самооценки.

Учитель советует дома поговорить с родителями о пользе чтения.

Тема урока: Л. Пантелеев “Ау”; С. Погореловский “Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке”

Задачи урока:

  • Продолжить работу над формированием правильности и выразительности чтения.
  • Продолжить работу над формированием общих учебных умений.
  • Создать условия для формирования сознательного отношения к учению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку чтения. Повторение правил вежливого поведения и правильной посадки на уроке чтения.

2. Сообщение задач урока.

  • Мы будем продолжать учиться читать без ошибок и выразительно, познакомимся с новым видом упражнений.

3. Свободные высказывания детей о необходимости уметь читать.

  • У кого дома состоялся разговор о пользе чтения?
  • С кем из своих близких вы беседовали?
  • Как проходил разговор?
  • Что нового вы узнали от собеседника?

4. Работа над рассказом Л.Пантелеева “Ау”.

А). Воссоздание содержания рассказа с опорой на иллюстрацию.

  • Откройте учебник на стр. 12. К какому произведению художник сделал иллюстрацию?
  • Почему вы считаете, что это иллюстрация к рассказу “Ау”?
  • Кто автор рассказа?
  • Что делают девочки?
  • Знаем ли мы их имена? Чьё имя нам известно? Почему вы решили, что это Оленька?
  • Какие трудности испытывала Оля при чтении?
  • Какое слово училась читать Оленька?
  • Какой эпизод рассказа вызвал ваш смех?

Б). Разговор об авторе.

  • Как вы думаете, каким человеком был автор рассказа? Что позволяет вам так думать? Рассмотрите портрет писателя (рисунок 3).
  • Леонид Пантелеев – псевдоним Алексея Ивановича Еремеева. Родился он почти 100 лет назад в Петербурге. Пантелеев пробовал сочинять с 8–9-летнего возраста. Став взрослым, он не забыл о своем детстве, поэтому герои его произведений близки и понятны нам. По многим произведениям Пантелеева сняты фильмы, созданы спектакли.
  • Сегодня мы попробуем создать свой маленький спектакль по прочитанному рассказу.

В). Выразительное чтение.

  • Откройте учебник на стр. 15. Как называется новая игра? Из каких двух слов состоит слово “радиотеатр”? Что это такое?
  • Как нам будут помогать портреты героев?

Хоровое чтение реплик с объяснением и отработкой интонации. Чтение по ролям в паре. Конкурс чтецов.

Г). Драматизация.

Выбор исполнителей и драматизация последней части рассказа.

5. Работа над стихотворением С. Погореловского.

А). Первичное чтение.

Стихотворение читает учитель.

Б). Подготовка к чтению.

Сравнение слов Мишка и мишка. Какие слова можно составить, меняя гласную в первом слоге? Печатание получившихся слов в тетради.

Чтение подготовительных упражнений с доски и по учебнику. Наблюдение за родственными словами.

В). Повторное чтение по цепочке.

Г). Беседа по содержанию.

  • Соотнесение текста и иллюстраций.
  • Почему стихотворение так называется?
  • Как автор относится к Мишке? Прочитайте слова, которые позволяют вам так думать. Кто их произносит? Как их надо читать?

Д). Выразительное чтение.

Чтение по две строки с обсуждением и отработкой интонации.

Чтение по ролям в паре.

Конкурс чтецов.

Подведение итога урока.

  • Чему мы учились на уроке?
  • С каким новым упражнением познакомились?
  • Чем полезна игра “Радиотеатр”?
  • Оцените на шкале самооценки свою активность на уроке.