Разработка учебного проекта по теме: "Создание книги-сборника "Устное народное творчество"

Разделы: Начальная школа


Тема охватывает следующие предметные области:

  • мы и окружающий мир
  • литературное чтение
  • история
  • русский язык.

Дидактические задачи проекта:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы с большим объемом информации;
  • усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • формирование навыков работы в группе.

Методические задачи проекта:

  • освоить представление об устном народном творчестве как отражении жизни народа;
  • освоить понятия: фольклор, различные жанры устного народного творчества;
  • научить проводить учебное теоретическое исследование;
  • научить пользоваться различными источниками информации;
  • научить кратко излагать мысли.

Этапы проведения.

І. Постановка учебной задачи.

ІІ. Выдвижение гипотез решения учебной задачи.

ІІІ. Определение творческого названия проекта.

IV. Выбор тем для группового исследования учащихся.

V. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

VI. Определение плана работы учащихся в группах.

VII. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение заданий, составление плана работы группы.

VIII. Самостоятельная работа группы. Подготовка учебной презентации по отчету.

IX. Защита полущенных результатов и выводов.

X. Рефлексия - группы оценивают работу.

Презентация результатов работы в группах.

1. Вступительное слово учителя.

- Фольклор. С ним, так или иначе, мы знакомы с раннего детства. Какие виды устного народного творчества вы можете назвать?

( Дети перечисляют виды, названия фиксируются на доске.)

На сегодняшний день вы знаете немало произведений народного творчества и, готовясь к занятию, решили создать свою рукотворную книгу - сборник фольклорных произведений. Пока наша будущая книга выглядит вот так. (Показать папку.)

Готовясь к занятию, вы еще раз убедились насколько многообразно и неповторимо устное народное творчество. Это помогло вам определиться с названием книги, выбором рисунка на обложке. Жар-птица, как символ яркой многоцветности, необыкновенности, волшебности и непохожести на что-либо.

Каждый из вас готовил свою страницу для этого издания по теме, которую выбрала группа. Каждая группа, выбрав один из видов устного народного творчества, подробно изучала и готовилась представить его. Группы готовы? Можно начинать. Чтобы определить порядок выступлений посчитаемся.

Считалки:

- Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем - водишь ты.

Тили-тели,
Птички пели,
Взвились - к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить.

Я куплю себе дуду,
Я на улицу пойду,
Громче, дудочка, дуди!
Мы играем,
Ты води!

За морями, за горами,
За высокими столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.

Отчет 1-й группы.

Знаете ли вы, что загадки появились еще в глубокой древности?

Человек хотел познать мир, объяснить себе явления природы. Гром, молния, дождь, звездное небо, ветер - все это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому нужно было найти какое-то объяснение. И пытливый ум человека старался представить себе суть этих явлений.

Загадка - это символическое изображение жизненных и природных явлений в сочетании с требованием отгадать смысл.

Отгадайте эти загадки:

Рассыпался горох,
По сто дорог,
Никто его не соберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.

Рычит, фырчит, ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его.

Красное коромысло
Через реку повисло.

Летит огневая стрела,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни белая рыбица.

С неба пришел,
В землю ушел.

Сегодня загадка служит для развлечения, для веселой игры ума. Но в древности роль загадки, наверное, была более серьезной. Сведения об этом сохранили сказки, мифы, судя по которым решение загадок было каким-то испытанием мудрости человека и могло помочь, а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.

Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалеку от города Фивы, поселилось страшное чудовище - Сфинкс.

Он загадывал загадки всем, кто шел по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать - пожирал.

Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался плач по погибшим.

Но мудрый юноша Эдип не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришел к подножью скалы, и Сфинкс загадал ему загадку.

- Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?

- Человек, - ответил Эдип. - В младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на палку.

Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.

Этот миф рожден в Древней Греции, но во многих русских народных сказках тоже рассказывается о том, что герой или героиня разгадывают загадки, получают в награду жениха, невесту, целое царство и другие сокровища. Из таких сказок понятно, что в старину загадка была не только развлечением.

Эти страницы мы помещаем в общую книгу.

Отчет 2-й группы.

Наша группа работала над этими страницами. Мы хотим рассказать о русских народных сказках.

Драматизация.

Внук. - Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка. - А какую сказку ты хочешь?

Внук. - Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка. - Конечно, есть сказки волшебные. Они все могут: превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

Внук. - А есть еще сказки про зверей.

Бабушка. - Правильно, но в них нет волшебных превращений, хотя звери говорят человеческим языком.

Внук. Но эти сказки такие забавные! В них живут добродушный медведь, хитрая лиса, трусливый заяц, злой волк.

Бабушка. - А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Внук. - Бабушка, а почему А.С.Пушкин говорил: ,,Сказка ложь, да в ней намек, - добру молодцу урок.

Бабушка. - Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит бороться со злом, презирать хитрецов и льстецов.

Учит понимать чужую беду, верить в счастливое будущее.

Внук. - Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.

Мы приготовили викторину по сказкам. О каких сказках идет речь?

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка.
Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой.
Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота -
Выглянул в окошко.
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
- Печечка, спаси меня!
- Реченька, спаси меня!
Вымолвил словечко -
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что - не знаю-
Повезло лентяю.
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Не лежалось на окошке -
Покатился по дорожке.
Сел на коня и полетел, что твой сокол,
Прямо к палатам Елены - царевны.
Кто- то за кого-то
Ухватится крепко.
- Ох, никак не вытащу!
- Ох, засела крепко!
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто-то простился с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей.

Отчет 3-й группы.

Делу - время, потехе - час.

Мы узнали, что в русском народном творчестве есть много игр. Наши предки были веселыми людьми и в свободное время, а особенно в праздничные дни любили поиграть. Причем играли не только дети, взрослые тоже развлекались играми. Самыми любимыми играми были ,.Горелки” и ,,А мы просо сеяли.”

приглашаем всех поиграть в игру ,,А мы просо сеяли.”

1 группа.

А мы просо сеяли, сеяли.
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

2 группа.

А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.

1 группа

Да зачем же вам вытоптать, вытоптать.
Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать.

2 группа.

А мы коней выпустим, выпустим .
Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим.

1 группа.

А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
Ой, дид-ладо, в плен возьмем,в плен возьмем.

2 группа.

А мы коней выкупим, выкупим.
Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.

1 группа.

Чем же вам их выкупить, выкупить.
Ой, дид-ладо, выкупить, выкупит

2группа.

А мы дадим сто рублей, сто рублей.
Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей.

1 группа.

Нам не надо тысячи, тысячи.
Ой, дид-ладо, тысячи, тысячи.

2 группа.

А чего ж вам надобно, вам надобно?
Ой, дид-ладо, надобно, надобно.

1 группа.

А нам надо девицу, девицу.
Ой, дид-ладо, девицу, девицу.

2 группа.

А какую девицу, девицу?
Ой, дид-ладо, девицу, девицу?

Отчет 4-й группы.

А у нас видеозагадка. Догадайтесь, о чем мы хотим рассказать?

(Фрагмент из сказки ,,Руслан и Людмила.”)

Былина - это песня - сказание. В этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, только очень давно.

На картине В.М. Васнецова герои - былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Э то богатыри земли русской. Богатыри любят свою землю, стоят на охране её рубежей, защищают свой народ от врагов. Они сражаются и всегда побеждают врагов: Змея Горыныча, Тугарина Змеевича, Идолища Поганого. Об этих подвигах и поется во многих былинах.

Былины помогают нам представить как выглядели богатыри, каким было старинное вооружение. Кто не знает - меч, копьё, булаву, шлем, кольчугу старинных воинов? Все это есть у былинных богатырей. И, наверное, В.М.Васнецов написал картину ,,Богатыри” после того, как хорошо изучил былины. Былины о подвигах русских богатырей еще называют богатырскими или героическими.

Былины описывают исторические события, но при этом удивляют нас и своей фантазией и вымыслом.

Этими страницами мы хотим пополнить нашу книгу.

Отчет 5-й группы.

Былины рассказывают о том, что было на самом деле. А есть в фольклоре такие творения, в которых нет ни слова правды. Все выдумка. Догадались, о чем идет речь?

Небылица - это маленькая сказка с большим юмором, о том, чего не бывает в реальной жизни, то чего не произошло.

Благодаря небылицам мы узнали, что наши предки - славяне били веселыми людьми: умели пошутить и посмеяться над шуткой.

Небылицы в лицах
Сидят в теремах - светлицах.
Щелкают орешки,
Да говорят насмешки.

Ехала деревня
Мимо ямщика.
Вдруг из-под воротни
Лают ворота.

Крыши полетели
Сели на ворон.
Лошадь понукает
Ямщика кнутом.

,,Тпру,” - сказала лошадь,
А ямщик заржал.
Лошадь пошла в гости,
А ямщик заржал.

Лошадь ела шаньги,
А ямщик - овес.
Лошадь села в сани,
А ямщик повез.

Это страницы для книги, составленные нашей группой.

Заключительная часть работы над проектом.

Учитель. Перед нами наше общее творение книга-сборник ,,Жар-птица”.

В нее вошли разные произведения устного народного творчества, собранные вами на собственноручно изготовленных страницах.

Этой книгой мы сможем пользоваться при подготовке к урокам, она пригодится во время классных часов и праздников. Мы сможем поделиться ею с ребятами из других классов

Рефлексия. Как вы относитесь к проделанной работе?

Какие чувства испытываете?

Чему научились во время работы над книгой?

Какие открытия сделали для себя?