У детей рано складывается свое видение окружающего мира. И если в детстве она еще несовершенна, именно в этом возрасте она имеет важное преимущество - целостность. С приходом ребенка в школу эта целостность несколько разрушается, так как мир начинает представать перед детьми разделенным на фрагменты разными учебными предметами. В результате знания, приобретенные детьми на уроках в школе, могут оказаться разрозненными, мало связанными между собой. Но само знание должно быть целостным, таким оно и должно быть представлено ученикам. Об этом должен позаботиться учитель.
Принцип сохранения и развития у ребенка представлений о целостности мира, формирование целостного образа мира требует от учителя отбора такого содержания учебного материала, которое поможет ребенку понимать, удерживать в сознании и воссоздавать в воображении картину мира в ее целостности. Важно обеспечивать осознание детьми сложных и разнообразных связей между объектами и явлениями окружающего мира, и в то же время развивать их умения видеть разные стороны одного и того же предмета.
В.А.Сухомлинский справедливо считал, что детство - это каждодневное открытие мира. Поэтому знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в его связях с другими предметами и явлениями: “открыть - его надо так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги”. При этом важно не забывать закономерность развивающего обучения - воспитательное и развивающее воздействие содержания изучаемого материала может быть эффективным, если учащиеся участвуют в самом процессе обучения.
Реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании способствует личностно значимому и осмысленному восприятию как знаний, приобретенных детьми при изучении различных учебных дисциплин, так и формированию личного социального опыта школьника. Этот подход позволяет не только более эффективно изучить и усвоить новый материал или закрепить ранее полученную информацию, но и усилить познавательную мотивацию, создать атмосферу духовной близости, искренней заинтересованности между учителем и учащимися.
Правильное использование межпредметной интеграции приводит к систематизации учебного материала. Школьники лучше усваивают содержание учебного материала, гораздо легче и свободнее излагают изученный материал, интеграция вызывает усиление познавательного интереса, развивает интеллект ребенка. Это позволяет реализовать личностно ориентированный подход в образовательном процессе, более полно раскрыть воспитывающие и развивающие функции предметов, организовать внеучебную деятельность детей, не только усиливающую образовательный потенциал учебных предметов, но и развивающую способности каждого ребенка.
Рассмотрим возможности реализации интегрированного подхода средствами организации деятельности детской театральной студии. Участие детей в театральной деятельности является естественным продолжением их учебного труда, способствует тому, что приобретенные на уроках знания они могут воплотить в реальные действия, “обыграть”, “прожить” в поступках и действиях героев.
Например, для решения задач воспитания экологической культуры у младших школьников особенно важно ввести самого ребёнка в различные роли, предоставить ему возможность проиграть различные формы поведения в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому уже более десяти лет я осуществляю руководство детской театральной студией, детским театром, цель создания которого – знакомство детей с реальными экологическими проблемами их ближайшего окружения, формирование у них ответственного отношения к природе, формирование норм и правил поведения в природной и социальной среде.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
Я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в школьные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается интеллектуально и нравственно. Есть простая истина: в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание. В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое горе как своё, совсем личное. Следовательно, в человеке раздается и развивается человечность, человек начинает формироваться как Человек.
Думаю, что дети, которые сами сочиняют экологические произведения, а на сцене в театрализации своих сказок научаются передавать зрителям страдания живых существ, боль гибнущих животных и растений, смогут и в будущем, в своей взрослой жизни, и в настоящее время всегда правильно сделать выбор между “хорошо” и “плохо”, “правильно” и “неправильно”.
В жизни младших школьников все еще большое значение имеет игра, в том числе игра с куклами. Поэтому они очень любят кукольный театр, свое творчество с удовольствием раскрывают именно в работе с куклами, начиная с самого процесса изготовления кукол для кукольного театра. С огромным удовольствием составляют дети сценарии для кукольных спектаклей, сочиняя и переделывая сказки.
Особое место занимает процесс подготовки к выступлению. Это очень трудоёмкий процесс, но и очень интересный.
Важен эффект первого знакомства детей с произведением. Какое впечатление оно произвело на моих учеников? Обсуждая произведение или спектакль с детьми, свою главную задачу я вижу в выявлении того образа спектакля, который складывается у ребенка, стараюсь не навязывать ему ни авторской концепции спектакля, ни своего собственного мнения. После спектакля важно вернуть ребёнка в мир тех чувств и мыслей, которые владели им во время прослушивания, разбудить эмоциональную память. Углубить и осознать впечатления детей от спектакля помогает беседа на тему “Мои воспоминания о спектакле”, которая строится в логике следующих вопросов.
- Закрой глаза. Какая сцена из спектакля возникла самая первая? Почему?
- Вспомни моменты спектакля, когда ты смеялся, улыбался, хлопал в ладоши. Почему ты смеялся?
- Вспомни те моменты, когда тебе было грустно или ты боялся, что сейчас заплачешь. Почему было грустно?
- Были ли моменты, когда было скучно на спектакле или непонятно, что происходит?
- С кем из героев спектакля ты хотел бы дружить? Почему?
- С кем из героев ты не хотел бы встречаться? Почему?
- Были ли такие моменты в спектакле, когда тебе хотелось вмешаться в действие и что-то изменить? Почему?
- Хочется ли тебе еще раз посмотреть спектакль?
- Хочется ли тебе поучаствовать самому в этом спектакле?
- Кому из родных, друзей ты посоветовал бы посмотреть этот спектакль? Зачем?
- О чем бы ты спросил автора пьесы, режиссера, актеров?
Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированный подход в обучении и воспитании ребенка имеет большое значение в становлении Человека
Я вижу, что мои ученики по-другому, ответственно и серьезно, начинают относиться ко всему, что их окружает в этом мире. С трепетом и нежностью относятся к щенку. Восхищаются распускающимся цветком. Могут остановить мальчишку, ломающего ветку дерева или из рогатки прицеливающегося в птицу. Переживают неудачи и искренне радуются успехам друг друга, поддерживают друг друга, да и меня тоже, когда это необходимо.).
Из каждого моего ученика получается настоящий Человек.
А это самое главное для учителя, наставника, друга.
Авторы произведения: ученики 3А класса
От невежества – беда!
Автор:
Дорогие друзья!
Мы хотим вам рассказать
Как от простого баловства
Вдруг случается беда!
И чтобы спастись от многих несчастий
Нужно сознательное человека участие!
(Весёлая музыка)
Автор: В один прекрасный день на лесной полянке играли в салки маленькие зайчики:
1-й зайчик: Не догонишь! Не догонишь!
2-й зайчик: Нет, догоню!
Автор: Их звонкий и беззаботный смех разносился эхом в лесной глуши. И на этот смех стали осторожно подкрадываться волк с лисой
Волк: Вот мы с тобой сейчас славно пообедаем!
Лиса: Да! Редко бывает такая удача!
(Тон музыки меняется)
Автор: Но в это время к ним подошёл медведь и добродушным, можно сказать растроганным голосом, прорычал:
Медведь: Тише вы! Остыньте! Пусть играют!
Лиса: Раскомандовался тут!
Волк: Ишь, какой авторитет!
Медведь: Ну авторитет не авторитет, а сказал пусть играют, значит так тому и быть. А то придётся вам попробовать силу моей железной лапы!
Автор: Весь этот диалог слышала ворона. И так уж ей не терпелось, кому ни будь всё рассказать, каркнула и полетела. А в это время, совсем неподалёку, скучали в своём жилище Кикимора Болотная и Ведьма Лесная
Ведьма Лесная:. Что то скучно стало в нашем лесу…
Кикимора Болотная: Хе-хе-хе! Даже в болото заманить некого.
Ведьма Лесная: Да, звери нас не замечают, а люди всегда целыми группами приезжают, и друг от друга не отходят, подшутить не над кем.
Автор: Увидела их ворона и прокаркала:
Ворона: Вы тут от скуки умираете, а на соседней полянке зайцы играют в догонялки и веселятся. Вот над ними и подшутите. Только вот медведь над ними шефство взял, никому их обижать не даёт.
Ведьма Лесная: Все равно делать нечего, пойдём, посмотрим, что там происходит. Может удастся немного развлечься!
Автор: Пришли они к той полянке. Посовещались. И решили всех сразу напугать. Схватили они огненный шар и пустили его в лесное царство. Помчался огненный шар, злобно припевая песенку:
(Зазвучала грозная, страшная мелодия)
Я пурпурный! Я багряный!
Вместе с молнией нагрянул!
Дуб могучий поражён.
Точно спичка вспыхнул он.
Нет сильней огня – стихии!
Искры сыплются лихие
Разнося по свету жар: костерок я и пожар…
Расщедрюсь – готов обед!
Разъярюсь - накличу бед!
Мне для страшных дел и злых
Хватит красок огневых!
Автор: Когда звери опомнились. Огонь уже к ним подбираться стал. Заметались они, закричали, зайчишки заплакали. Плохо бы всё закончилось, если бы в это время не гуляли в поисках земляники, брат с сестрой. Из ближайшей деревни. Прибежали они на крик, увидели в чём дело и скомандовали всей нечистой братии.
Дети: Чего стоите, пугала огородные, снимаёте свои рехмотья. Да помогайте огонь тушить. А то лес сгорит. И вам жить!
Кикимора Болотная: Ничего, лесов вокруг много, в другой лес уйдём!
Автор: Скинули ребята свои рубашки, и давай огонь сбивать. Увидела всё это тучка, пожалела ребят и зверей. Поспешила им на помощь и пролилась вся на огонь. Он и погас. Звери обрадовались. Давай ребят благодарить.
Медведь: Спасибо вам, ребята. За помощь, за доброе сердце. А вы нечистая сила, убирайтесь из нашего леса.
Дети: Погоди, Мишка, не ругайся. Это они из-за необразованности своей так развлекаются. Если бы они знали, что лес выделяет большое количество кислорода, которым мы все дышим, и вы кстати тоже, не стали бы так развлекаться. Вредить самим себе.
Дети: А ещё лес – это красота. Родной дом для многих, многих обитателей.
Ведьма Лесная: Сколько лет живём, а этого и правда, не знали.
Кикимора Болотная: Простите нас, пожалуйста.
Дети: Простим! Простим!
Дети: И не только простим, но и расскажем основные правила поведения в лесу.
Чтобы беды небывало!
И зарево не полыхало!
Есть правила простые,
Из них вот, основные:
В лесу огонь не разводи!
А коль разжёг – так потуши,
Водой залей,
Землёй присыпь,
Сухие ветки убирай,
Вокруг канавку прокапай,
Кругом весь мусор собери!
И лишь когда всё уберёшь,
Своей дорогою пойдёшь!
Ведьма Лесная: Кажется, мы всё поняли! Давай продолжим эти правила!
Кикимора Болотная:
Если же случится вдруг,
Что молния ударит в дуб.
И вспыхнет крона исполина
Не надо мимо проходить .
Тревогу срочно надо бить.
Потом пожарников будить.
Затем им дружно помогать
Огонь водою заливать!
(Все участники спектакля по очереди)
(светлая музыка)
Дорогие, друзья!
Ничего что мы такие разные:
Чёрные, рыжие, пёстрые, красные
Не важно какого мы цвета!
Мы все обитатели леса!Лес – это лёгкие нашей планеты!
Лес кормит зверей, птиц и людей!
Лес – это дом, всё продумано в нём.
Лес – наше богатство!Жизнь для всего лесного братства!
Лес витамины, грибочки в корзины.
Лес всегда красота!
(Моцарт “Реквием”)
И лишь от огня везде пустота:
Нет птиц на деревьях. Нет гнёзд на траве
Ушёл из берлоги медведь
Здесь не на что больше смотреть!
(Светлая музыка)
Давайте же, люди, леса сохраним!
Жизнь нашей красивой планеты продлим!