Пояснительная записка:
Моральный облик ребёнка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности, в учение, труде, игре, полезной общественной работе, в процессе взаимоотношении с окружающими людьми.
Важно так строить работу с детьми, чтобы моральные знания и преставления, получаемые школьниками во взаимодействии с учителем, родителями углублялись затем на уроках этической грамматики. Эти знания должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Всё то, что эмоционально воспринято, что нашло оклик в душе ребёнка, становится побудительной основой его поведения. Знания, чувства, поведения вот та триада, через которую педагог ведёт воспитательное влияния на ребёнка.
Вместе с тем большое значения имеет нравственное просвещения ребенка. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребёнку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.
Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Эффективный приём разъяснения детям правил культурного поведения – использование литературных произведений, рассказов, стихотворений, басен, сказок. В работе надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев. Целесообразно обсуждать поступки поведения.
Пример тому классный час “Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости”.
Цели:
- Выявить знания о поведении, обсудить о том, как учащиеся ежедневно в школе, дома, на улице выполняют знакомые им правила.
- Подвести итог о проделанной работе, расширять круг знаний.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. На доске записаны высказывания:
“Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе”
“Сознание сделанного добра является высшей наградой для человека”
Выясняем: добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Пословицы (дети приводят примеры).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим…
Доверие – уверенность в чьей-то добросовестности
Вежливость – совокупность правил приличия.
Тот, кто, делает добро другому, делает добро себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра является высшей наградой для человека.
Сенека
Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя, не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
Конфуций
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
В.Г.Белинский
Дружба – самое необходимое в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
Аристотель
Стараясь о счастьях других, мы находим своё собственное.
Платон
2. Открываем волшебные двери добра, вежливости.
– Сегодня, ребята, мы открываем волшебные двери сказки.
А произошло вот что…
2. Девочка Маша и мальчик Алёша Гуляли однажды. Вечерней порошей Вдруг всё замело, закружило вокруг. И рядом уже ни друзей, ни подруг. Какие-то тропки вились вкруг детей, Какие-то звуки лились в темноте, |
Какая-то тайна звучала в тиши, И кто-то шептался в тёмной глуши. Всё так непонятно, и чудно, и дико, Всё так неприятно и многолико, Что дети невольно застыли в испуге И крепко прижались со страхом друг к другу. |
– Войдём и мы в сказку, чтобы дети не остались одни. Согласны? Как помочь детям? Какие наши усилия могут изменить ситуацию? Возьмите с собой ваших любимых сказочных героев, с ними будет не страшно. Каких героев вы берёте с собой? Поместим их на сказочной поляне. (Учитель открывает на доске или на специальном стенде изображения сказочной поляны). Каким образом они помогут Маше с Алёшей? (Рисунки со сказочными героями, подготовленными на предыдущем уроке, размещают на поляне. Звучит тихая музыка).
Но вот что-то тонко и тихо запело, На тропке одной лучом заалело, Дети несмело по тропке пошли Всё дальше и дальше… И в сказку вошли. (Музыка играет громче) А в сказке сияло кругом и сверкало, И ласковым было сказки начало, И песня детей по тропинке звала |
К дороге широкой сплошь из стекла. В ней отражались все дивные дива. Было вокруг песнопевно, красиво. И дети внимали всему не дыша. И тихо ступали, боясь помешать. Вдруг перед ними замок явился. Светлый и тонкий он нежно светился. Дети несмело остановились. Ворота и двери тотчас открылись. |
– Войдём вместе с героями в замок? Что бы вы хотели там увидеть? Чего вы опасаетесь?
Ну что же теперь заглянем в замок. А там так красиво всё, чисто и ладно, Уютно, тепло, необычно, нарядно, Что трудно решить, куда встать или сесть, Куда посмотреть, что сделать, что съесть. |
Растерянно Маша с Алешей стоят, На всё тихо смотрят, не пьют, не едят, Не знают, к кому обратиться, как быть. Что дальше их ждёт? Как свой дом возвратить? |
3. Напишите, что самое хорошее есть в вашем доме, пусть это поможет детям. (Ребята пишут ответы на листочках или с помощью свитка. Листочки складывают в конверт. Учитель читает ответы). Сказка продолжается.
Только о доме подумали, вдруг На стенном полотне обозначился круг. В круге написано было письмо, И дети решили – поможет оно. В письме говорилось, что дети должны Волшебные чары, что злобы полны, |
Развеять, рассеять, и сразу домой Они попадут по дороге прямой. Задумались дети, что делать, как быть, Как зло обнаружить и как победить. Как им волшебные чары понять, Их разгадать и на них повлиять. |
4. Звучит песня “Под крышей дома своего”.
Ребята, а где ещё надо быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми?
Конечно же, в школе.
5. Звучит песня. “Учат в школе”.
Человек-творец добра. Добрые поступки нужны нам в жизни. Друзьям надо помогать, выручать их, быть внимательными друг к другу.
6. Просмотр видеофильма “Волшебник Изумрудного города”.
7. Фрагмент песни “Собака бывает кусачей”.
8. Просмотр эпизода видеофильма “Финист-ясный сокол”.
Существуют знакомые вам правила приличия, которыми вы пользуетесь ни только дома, но и в школе.
9. Басня “Из парты капнула слеза”. М. Ильин (см. в Приложении).
10. Стихотворение С.Я. Маршака “Школьнику на память” (см. в Приложении).
11. Стихотворение “Два козла” В. Лившиц (см. в Приложении).
12. Стихотворение “Перемена”. Б. Заходер (см. в Приложении).
13. Песня “Не терять друзей”(магнитофон).
14. Стихотворение “Любочка” (обсуждение) (см. в Приложении).
Детям разъясняется в беседе: добро – это все положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь. От добра добра не ищут. Не к добру (предвещание нехорошего, дурного). Сделать много добра людям. Помнить добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).
15. Песня “Вместе весело шагать” (магнитофон).
16. Вежливый – соблюдающий правила приличия. Вежливое обращение. Вежливость -совокупность правил поведения не являющееся юридически обязательным. Несоблюдение -недружелюбие, не несёт ответственности.
17. Стихотворение “Если вы вежливы”. С.Маршак (см. в Приложении).
18. Песня “Если с другом вышел в путь”.
Человек – творец добра. Добрые поступки нужны сказке, нужны нам в жизни.
Детям разъясняется в беседе: доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доверие – уверенность, чьей-то добросовестности, искренности, в правильности, чего-то. Заслужить доверие, оказать кому-нибудь. Пользоваться чьим-нибудь доверием. Отнестись с доверием.
19. Памятка “Основные правила
культурного поведения”
Итог:
Чего добивается учитель, систематически проводя уроки этической грамматики. У детей постепенно формируется привычка морального самоконтроля, в коллективе утверждается доброжелательная атмосфера, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций, нравственного выхода из случившихся.
Учитель начинает учебный день, высказывая детям уверенность, что они будут доброжелательны друг другу, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.
В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.