Проблема: определить алгоритм перспективной направленности воспитательной работы с подрастающим поколением для учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и членов администрации МОУ “СОШ № 21” в ходе учебно-воспитательного процесса.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, 2 флипчата с ватманами, раздаточный материал для работы в группах (листочки, карандаши, набранный материал с формулировкой проблемы, таблички с надписями групп ( родители, учителя, дети).
Принимают участие: учителя начальных классов, работающие во 2 классах; психолог школы с психологической раскладкой современных детей и подростков; педагог дополнительного образования для формулировки целей и задач дополнительного образования в решении проблем образования подрастающего поколения; актив старшеклассников (4–5-х учащихся 10–11-х классов; педагогический коллектив, заранее разделенный на микрогруппы “учителя”, “дети”, “родители”.
ХОД ПЕДСОВЕТА
Введение
Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение великой державы и идеологии, общества социальной устойчивости – всё это непросто далось стране. Открылся целый мир, а мы оказались к этому не готовы. Серьёзные проблемы, встающие на пути современного воспитателя, идут не из школы, а в школу.
У современной молодёжи существует множество проблем. Я хочу познакомить вас с наиболее важными, но это общие проблемы, даже можно сказать абстрактные.
Опасности XXI века:
- Юношеская безработица (признак того, что школа может давать хорошие знания, но производство, судя по всему, нуждается вместо этого или наряду с этим, в общественных и социально значимых умениях выпускников школ)
- Отчуждение детей и родителей.
- Негативные последствия быстрого имущественного расслоения.
- Снижение у значительной части населения культурных запросов
- Рост индивидуальных настроений, снижение роли и значения коллектива.
- Тиражирование и распространение культа силы, суперменства, оружия, мгновенного успеха.
- Привлекательность мгновенного обогащения без длительной учёбы, работы, накопления.
- Школа и общество не проявляют достаточных усилий для социализации детей.
- Досуг и его формы не отражают интересов и потребностей детей.
- В обществе снижается интерес к серьёзному чтению.
- Дети не воспитаны в духе уважения к природе, к своей родине, к старикам.
- Агрессивное телевидение и кинематограф, СМИ в целом.
- Компьютеризация и информатизация, или изменение скорости движения информации (без приличных обучающих программ, без профессиональных специалистов, компьютер наносит ощутимый вред подрастающему поколению, ибо приучает не думать, а брать, не читать, а сканировать тексты, не сочинять, а компилировать, не жить полной жизнью, а сутками проигрывать жизнь)
- Проблемы здоровья подрастающего поколения: физическое, нравственное, психическое, умственное невозможно заложить и сберечь усилиями школы. Это – важная задача всего общества.
- Наркотики, алкоголь, никотин.
- Испытание одиночеством и одиночество в коллективе.
- Терроризм, преступность, шовинизм как формы антиобщественного сознания, порождаемые, кроме всего прочего, странной глухотой и безволием власти и общества.
- Изменение демографической, этнической обстановки, изменение характера брака и отношений людей в браке.
- Проблема талантливых детей и не выявленных талантов.
Итак, как я уже сказала ранее, это общие проблемы, даже опасности молодёжи XXI века. Наша задача – спрогнозировать свои проблемы, исходя из общих.
На сегодняшнем педсовете-фантазии, мы должны спрогнозировать свою педагогическую деятельность на ближайшие 10 лет. Многие из вас могут сказать: “10 лет, это такой большой временной период. Столько воды утечёт за это время”. Или: “Да я и работать уже не буду в школе. До пенсии 1 год остался”.
Но я думаю, и постараюсь доказать и вам, что данный вопрос касается всех участников образовательного процесса. И тех, кто уже собирается на заслуженный отдых, и тех, кто только приступил к освоению этой нелёгкой профессии, и тех, кто трудится уже не первое десятилетие.
Каким будет поколение детей через эти 10 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники, находясь через 10 лет у власти? Какие ценности будут у наших нынешних малышей – ваших внуков? И вообще, какие люди будут окружать вас, и как вы сможете “существовать” с нашей нынешней молодёжью? И, наконец, может быть кое-что придётся изменить в себе, измениться самому, шагая в ногу с новым поколением?
Какое оно, это новое поколение? С этим вопросом мы обратились к учителям начальной школы, ведь именно сегодняшние второклассники в 2016 году будут нашими выпускниками.
Из выступлений учителей начальной школы и психолога образовательного учреждения
Изучив социальный статус семей наших второклассников, уровень здоровья и притязаний школьников, картина в МОУ “СОШ № 21” выглядит следующим образом: 87% детей имеют хронические заболевания. 43% родителей – со средне-специальным образованием, 26% – с высшим, 31% – окончили школу. Возрастной состав родителей составляет в среднем – 27 лет.
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Причины формирования тревожности кроются в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации (проблемы связанные с нарушениями в общении).
Переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватной ситуации. Эмоциональное состояние тревоги способно повысить уровень саморегуляции, гарантирующей более успешного выполнения деятельности, включается в произвольную регуляцию поведения. Положительная роль тревожности – она является мобилизатором резервов психики. У учащихся с низким уровнем развития тревожности сохраненяется уверенность в своих силах, отсутствует нервозность и в случае ошибок в деятельности наблюдается адекватное отношение и стремление исправить их, у них наблюдается социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность.
Негативные стороны высокого уровня личностной тревожности
Личностная тревожность – свойство личности, предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу.
В социальной сфере оказывает влияние на эффективность деятельности, на взаимоотношения, порождая конфликты.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе.
Тревожность проявляется в психофизиологической сфере в энергетике организма, развитием психовегетативных заболеваний.
Своевременная коррекция поможет решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем. Эффективным методом коррекции уровня тревожности у детей – игровая терапия (рисование, рассказывание сказок, развивающие игры).
Рекомендации преподавателям:
- Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.
- Относится с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.
- Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.
- Обладать эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.
- Демократичный стиль общения на уроке.
Чтобы помочь детям снизить уровень их тревожности, прежде всего необходимо обеспечить им достижения успеха. А поскольку главное не сам по себе успех, а реакция на него, родители не должны заострять внимание на неудачах и отдельных ошибках. Следует поощрять малейшие позитивные сдвиги в учебной деятельности, а замечания делать в особой форме: “ Ты молодец, у тебя получается очень хорошо, но пока еще получилось не до конца, в следующий раз сделаешь еще лучше, чем сейчас”.
Наряду с обучающим и воспитательным блоком выступает дополнительное образование. И если у вас начинает возникать вопрос: “А что ещё в дополнительном образовании не понятно? Веди себе кружок и никакое современное поколение не бойся.”Но не всё так гладко ,как нам кажется на первый взгляд происходит с дополнительным образованием в стране и в нашем учебном заведении в частности.
Из выступления педагога дополнительного образования
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности, обучения с помощью дополнительных образовательных программ, дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социо-культурные и образовательные потребности детей.
В условиях образовательного учреждения дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбрать свой индивидуальный путь. Оно увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои качества, демонстрировать те способности, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Дополнительное образование создаёт “ситуацию успеха”, помогает ребёнку изменить свой статус, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребёнок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Раскрыв свои потенциальные способности и, попробовав их реализовать ещё в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели.
Конечно, не всегда возможно (и не всегда нужно) максимально учитывать интересы ребят, но необходимо искать такие варианты решения проблемы, которые помогут школьникам реализовать свои потенциальные возможности и потребности в творческом развитии в системе дополнительного образования.
На сегодняшний день дополнительное образование в нашей школе столкнулось со следующими проблемами:
- Уменьшение количества учащихся в школе, влечёт сокращение часов дополнительного образования;
- Переход на платную основу может сократить количество детей в кружках , что уменьшит занятость учащихся во внеурочное время и тем самым приведёт к увеличению правонарушений среди подростков;
- Отсутствие достаточной материально-технической базы;
- Субъективная оценка некоторых учителей-предметников по отношению к дополнительному образованию.
Итак, выслушав все возникающие проблемы в нашем образовательном учреждении, касающиеся воспитания детей, мы начинаем творческую часть нашего педсовета, в ходе которой каждая группа должна определить алгоритм перспективной направленности воспитательной работы с подрастающим поколением для учителей-предметников, классных руководителей, членов администрации, родителей в ходе учебно-воспитательного процесса.
На нашем педсовете сегодня присутствуют наши будущие выпускники, которые через 10 лет могут быть потенциальными родителями. Они приглашены с целью, помочь увидеть нам существующие проблемы у нынешней молодёжи и по возможности подсказать нам некоторые пути решения.
Пока 1 группа – “Дети” обсуждает и записывает на флипчате существующие проблемы, 2 и 3 группы соответственно пытаются найти пути решения этих проблем с точки зрения участников соответствующей группы. На обсуждение в группах даётся 15 минут, после этого каждая группа назначает делегата и озвучивает свой алгоритм. На рабочих столах у вас есть всё необходимое для работы. Время пошло.
Работа в группах – 15 минут
Во время групповой работы на флипчате
появляются проблемы – актуальные и не очень.
Приблизительные варианты:
– Пятидневная учебная неделя, а 6 день–
развивающий.
– Многие учителя не хотят слушать оправдания
ребят по существующим разногласиям.
– Ввести электронный классный журнал, что
позволило бы родителям в любой удобный для них
момент ознакомиться с результатами учёбы детей.
– Форма одна для всех.
Начинаем обсуждение по существующим проблемам и не забываем про культуру активного слушателя.
Обсуждение
Заключение
Важнейшей задачей работы с одарёнными и талантливыми детьми является изменение подхода: стоит задуматься над тем, чтобы делать таланты из обычных детей. Это трудно, но педагогически красиво.
Педагоги обычно отсекают неуспешных, агрессивных, непонятных учеников. Родители орут и проклинают своих нерадивых детей. Общество любит восхвалять и почитать кумиров.
Хорошим и счастливым хорошо, плохишам – плохо. Как трудно заставить себя преодолеть брезгливость, неприятие чужого, грязного и не адекватного. Учителя и родители хотят, чтобы дети добились того, чего не смогли добиться они сами, и при этом не у кого не хватает терпения ждать. Нужно чтобы качество, умение, способность сформировать быстро, и в наш нервный век ждать, трепетно и долго выводить ребёнка на дорогу успеха не хватает сил, здоровья, желания у многих.
Посмотрите, каждый мужчина мечтает о красивой женщине, но их количество всегда меньше 100%, каждый человек мечтает быть счастливым, но общее количество счастья ограничено и его не хватает на всех, каждый учитель мечтает о хорошем классе, но в классе всегда есть разные дети. Неоднородность всякого общества, где есть одарённые, средний класс и маргиналы, как бы изначально предполагает, что часть детей, подрастая, займет асоциальную позицию и взрослые помогут им в этом.
Исходя из всего сказанного и предложенного сегодня, разрешите зачитать проект решения нашего педагогического совета.
Проект решения педагогического совета-фантазии на тему “Поколение-2016 ”
от 27.03.06.
- В целях поиска эффективных форм сотрудничества учителей, учеников и родителей текущий год считать в школе годом прецедентов, т.е. поиска новых точек направления. Каждый последний четверг месяца – родительский: уроки, встречи, конференции, концерты, родительский всеобуч.
- Использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические технологии в рамках воспитательной программы, основанной на воспитательной системе Щурковой.
- Психологу школы провести диагностику учащихся 1–8-х классов с целью определения круга проблем учащихся школы и предложить рекомендации по коррекционной работе классным руководителям.
- Всем субъектам образовательного процесса учитывать рекомендации психолога в рамках перспективной работы с учащимися.
- При планировании воспитательной работы на 2006–2007 учебный год учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса.
- Создать Управляющий совет школы. Ответственные: директор школы, классные руководители 1–11-х классов. Сроки: 2006–2007 уч. год.
Ответственные: директор школы, зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, зам. директора по ВР Сроки: 2006–2007 учебный год
Ответственные: классные руководители 1–11-х классов Сроки: 2006–2007 уч. год.
Ответственные: психолог школы. Сроки: 2006–2007 уч. год.
Ответственные: соц. Педагог школы, психолог школы, старшая вожатая, классные руководители 1–8-х классов, учителя-предметники. Сроки: 2006–2007 уч. год.
Ответственные: зам. директора по ВР, старшая вожатая, социальный педагог школы, психолог школы, классные руководители 1–11-х классов, руководители кружков и секций. Сроки: 2006–2007 уч. год.
Кто за данный проект, прошу голосовать. Итак, данный педсовет-фантазия подошёл к финалу. Благодарю весь коллектив за сотрудничество.
Приложение 1
Анкета “Соотношение предложений и интересов”. Интересы учащихся.
Класс_____________________________ год
ФИО учеников |
Учебные интересы |
Общие интересы |
Какие из общешкольных мероприятий в этом году были наиболее удачными? |
Каких мероприятий не хватает в общешкольном плане и заинтересовали бы тебя? |
Пример: Антонов Дмитрий
|
Факультатив по химии | Стрельба, прыжкис парашютом | Осенний переполох | Совет старшеклассников |
Интересы, возможности и предложения родителей
ФИО родителей |
Какая предметная помощь и развивающие программы нужны учащимся с точки зрения родителей | Какое дополнительное образование необходимо учащимся с точки зрения родителей | По какой теме родительского всеобуча хотелось бы получить дополнительную информацию в следующем учебном году | Каких мероприятий на ваш взгляд не хватает в общешкольном плане работы? |
|
Интересы, возможности и предложения классного руководителя
Учебные предложения |
Педагогические и общекультурные предложения |
Какая тема семинара по воспитанию учеников была бы интересна вам на следующий год |
Какие мероприятия необходимо оставить в общешкольном плане воспитательной работы |
Чего на ваш взгляд не хватает в общешкольном плане воспитательной работы, какое направление необходимо учесть при планировании |
|