Урок по природоведению: "Родной край – часть большой страны. Красноярский край"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать представления учащихся о родном крае;
  • развить умение работать с картой и дополнительной литературой;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, делать выводы;
  • сформировать представление о своебразном вкладе края в развитие экономики страны;
  • воспитывать любовь к своему краю.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит песня “Наш край”.

II. Формулирование темы и целей урока

– Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (Потому что говорить будем о нашем крае.)

– Да, совершенно верно, мы начинаем изучение нового раздела “Родной край – часть большой страны”.

– А говорить на уроке мы будем о … (Красноярском крае.)

– Что вы уже знаете о Красноярском крае? (Столица – город Красноярск, расположенный на реке Енисей.)

– Для чего необходимо знать информацию о том месте, где мы живём?

(Ответы детей)

– Итак, целями урока будут являться:

  • знать географическое положение;

  • иметь представление о формах поверхности Красноярского края;

  • знать водоёмы края;

  • знать растения и животных края;

  • знать экономическое положение края.

Знакомство с губернатором Красноярского края.

– Что вы можете сказать про число 1934? (Четырёхзначное, чётное и т.д.. Может быть обозначает какую то дату?)

– 1934 год – это год образования Красноярского края.

III. Несколько фактов из жизни Красноярского края

Карточки с числами по одному вывешиваются на доску.

  1. 1934 год – образование Красноярского края.
  2. 3487км – протяжённость с севера на юг.
  3. 1200 км – протяжённость с запада на восток.
  4. 3995км – расстояние до Москвы.
  5. 204000 – рек.
  6. 323000 – озёр.
  7. 2942000 человек – численность населения края.
  8. 1628 год – основание города Красноярска.
  9. 1950 год – основание города Железногорска.
  10. 92000 человек – численность населения Железногорска.

– Расположите числа в порядке возрастания, переверните карточки. Какое слово получилось? (Губернатор.)

– Что обозначает слово губернатор?

(Ответы детей)

– Воспользуемся словарём С.И.Ожегова: “Губернатор – начальник какой-нибудь большой административно-территориальной федеративной единицы (напр. губернии в царской России, штата в США, колониальной области), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города”.

– Кто является губернатором Красноярского края? (Александр Геннадьевич Хлопонин.)

Вывешивается фотография губернатора.

IV. Знакомство с символами Красноярского края

– Каждая территория имеет свои символы: флаг и герб. Рассмотрите герб Красноярского края.

Вывешивается изображение герба.

– На гербе изображён золотой лев на червлёном щите с золотыми лопатой и серпом. Лев символизирует власть, отвагу, храбрость и великодушие. Орудия труда в лапах льва указывают на исторически главные занятия населения края: лопата символизирует добычу полезных ископаемых (в более широком смысле является эмблемой строительства), а серп – символ земледелия.
Щит окружён золотыми дубовыми и кедровыми ветками, перевитыми голубой лентой. Над щитом расположен золотой пьедестал с тремя малыми щитками – двумя золотыми и одним серебряным с изображением орденских лент. На двух золотых щитках изображены ленты орденов Ленина, которыми Красноярский край был награждён в 1956 и 1970 годах. На левом серебряном щитке изображена лента ордена Октябрьской Революции, которым край награждён в 1984 году. Лазоревый столб на щите символизирует реку Енисей. Кедровая ветвь – символ Сибири.

– Рассмотрите флаг Красноярского края.

Вывешивается изображение флага Красноярского края.

– В центре флага изображён герб края. Цвет флага – красный. Этот цвет в России является символом храбрости, мужества, неустрашимости.

V. Географическое положение Красноярского края

– Перед вами карта России. Как вы думаете, где на карте располагается территория Красноярского края? (В районе реки Енисей.)
Красноярский край расположен практически посередине страны. Именно здесь, у озера Виви, находится географический центр России. Кроме того, на территории края находится мыс Челюскин – крайняя северная точка материковой части России. Красноярский край расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей. На севере край омывается Карским морем и морем Лаптевых. Протяжённость территории от севера до горных районов Южной Сибири почти 3000км. По площади Красноярский край занимает второе место среди регионов России, уступая лишь Якутии. Это примерно одна десятая часть территории России.

– Посмотрите на политико-административную карту России. Кто является нашими соседями?
На востоке край граничит с республикой Саха (Якутия) и Иркутской областью, на юге – с Республикой Тува и с Республикой Хакасией, на западе – с республикой Алтай, Кемеровской и Томской областями, а также с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

VI. Определение главных форм поверхности Красноярского края

– Давайте теперь поговорим о формах поверхности Красноярского края.

Работа в парах.

– На каждой парте лежит конверт, в котором лежат части, из которых необходимо собрать всю поверхность Красноярского края.

Ученики в парах за партой собирают.

– Из каких главных форм поверхности состоит территория Красноярского края? Покажите их на физической карте Красноярского края.

– Рельеф Красноярского края весьма разнообразен. С правобережья к долине реки уступами спускается Среднесибирское плоскогорье и Енисейский кряж. С левого берега реки расположена Западно-Сибирская низменность. Северо-Сибирская низменность занимает большую часть Таймырского полуострова. На севере полуострова протянулись горы Бырранга. Юг края занимает Алтайско-Саянская горная область.

VII. Река Енисей

– Какая река протекает с юга на север через всю территорию Красноярского края? (Енисей.)

Сообщение о реке Енисей, заранее подготовленное учеником. Ученик у доски рассказывает, показывая по карте.

Енисей – одна из крупнейших рек в Сибири.
Истоками Енисея являются горные реки Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей). Бий-Хем начинается из высокогорного озера Кара-Балых в Западном Саяне, недалеко от границы Иркутской области. А Каа-Хем берёт начало в нагорье Сангилен в Монгольской Народной Республике. Сливаются они в столице республики Тыва – г. Кызыле. Отсюда начинается Енисей, который течёт на Север, к Карскому морю.
Главные притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска.
Енисей – самая многоводная река в России. В Енисее в два с половиной раза больше воды, чем в Волге. Свои воды он выносит в Карское море. Это больше, чем выносят воды в моря все реки европейской части России.
Енисей – одна из самых длинных рек России. Её протяжённость от истоков составляет свыше четырёх тысяч километров. Десять таких рек смогли бы опоясать Земной шар по экватору.
Енисей является наиболее глубокой рекой в стране. Поэтому развито судоходство. По Енисею вывозят такие грузы, как: лес, бензин, продовольственные и промышленные товары.
В Енисее водится рыба: хариус, таймень, осётр, налим, окунь.
На Енисее расположены Красноярская и Саяно-Шушенская гидроэлектростанции.

VIII. Физминутка

По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы.)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны.)

IX. Просмотр фильма о Красноярском крае

Просмотр фильма. В фильме кратко сообщаются общие сведения о крае, особенности климата, флоры и фауны Красноярского края.

X. Закрепление изученного

Игра “Лото”. Одной половине класса раздаются карточки с вопросами, а другой – с ответами.

1. Какие природные зоны можно выделить на территории Красноярского края? (Зона арктических пустынь, тундра, тайга, степи.)

2. Как называется самая крупная река Красноярского края? (Енисей.)

3. Какие животные обитают в зоне арктических пустынь? (Чайка, белый медведь, кайра, тюлень, гагарка, сайка.)

4. Какие животные обитают в тундре? (Северные олени, серые гуси, полярная сова, песец, лемминг, белая куропатка.)

5. Какие животные обитают в тайге? (Кедровка, летяга, белка, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь.)

6. Какие животные обитают в степи? (Дрофа, журавль-красавка, суслики, степная гадюка, хомяк, шмель, кузнечик, кобылка, степной жаворонок.)

7. Кто является губернатором Красноярского края? (А.Г. Хлопонин.)

8. В каком году был образован Красноярский край? (7 декабря 1934 года.)

9. Как называется северная точка Евразии? (Мыс Челюскин.)

10. Где находится географический центр России? (Эвенкия, озеро Виви.)

11. Какие моря омывают Красноярский край? (Карское море и море Лаптевых.)

XI. Роль Красноярского края в жизни России

– Наш край занимает огромную территорию. А какое значение имеет край для развития экономики нашей страны?

(Ответы детей)

Групповая работа

– Давайте разделимся на три группы.

  • I группа – обсуждает тему “Промышленность Красноярского края”.
  • II группа – обсуждает тему “Сельское хозяйство Красноярского края”.
  • III группа – обсуждает тему “Природные богатства Красноярского края”.

Ученики объединяются в группы. Каждой группе раздаётся свой текст. Дети читают, обсуждают, выделяют основные понятия. К доске выходят представители от каждой группы и называют основные понятия по каждой теме.

Природные богатства Красноярского края

Красноярский край является одной из наиболее обеспеченных природными ресурсами территорий России. В крае открыто более 6 тыс. месторождений полезных ископаемых. К важнейшим природным богатствам края относятся:

  • нефть;
  • газ;
  • хвойные леса;
  • железная руда;
  • каменный уголь;
  • золото;
  • гранит, мрамор.

Край занимает первое место в России по запасам древесины, второе – по запасам гидроэнергетических ресурсов, третье – по запасам минерального топлива, по добыче золота одно из первых мест в России.

Сельское хозяйство Красноярского края

Красноярский край по праву считается крупнейшим сельскохозяйственным регионом Центральной и Восточной Сибири, полностью обеспечивающим потребности населения в основных продуктах питания.
Из-за суровых климатических условий Красноярского края сельское хозяйство развито в основном только в южных районах.

Ведущие отрасли сельского хозяйства:

  • растениеводство (зерновые культуры и овощи);
  • скотоводство (на юге края развито тонкорунное овцеводство, в средней полосе разводят коров, свиней, овец);
  • оленеводство (на севере края);
  • звероводство;
  • птицеводство;
  • пчеловодство.

Промышленность Красноярского края

В Красноярском крае сконцентрирован мощный и конкурентоспособный промышленный потенциал. Ведущими отраслями промышленности Красноярского края являются:

  • чёрная и цветная металлургия (медь, никель, алюминий, кобальт и др.);
  • машиностроение (производство зерноуборочных комбайнов, тяжёлых мостовых кранов, судов, лесопогрузчиков, лесовалочных машин; бытовых холодильников, телевизоров, экскаваторов, контейнеров, электротехнической продукции, автоприцепов, инструментов и др.);
  • химическая (продукты нефтепереработки, синтетический каучук, шины, медицинские препараты, резинотехнические изделия и др.);
  • лесная (состоит из отраслей: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная);
  • лёгкая (текстильная, кожевенно-обувная);
  • пищевая.

Красноярский край имеет богатые культурные традиции. Далеко за пределами края известны ансамбль народного танца Сибири имени М. С. Годенко. На красноярской земле родились и жили выдающиеся люди: художник В. И. Суриков, русский писатель В.П. Астафьев. В конце 80-х мировое признание получил красноярец Д. А. Хворостовский. Красноярский край – родина многих спортсменов: двукратного чемпиона мира по вольной борьбе И. Ярыгина, биатлонистки О. Пылёвой, основоположников отечественного альпинизма братьев Абалаковых.

XII. Итоги урока.

– Что новое узнали на уроке?
– Что было интересно на уроке?
– А в чём были затруднения?
– Захотелось ли вам узнать ещё какую-нибудь информацию о нашем крае?

XIII. Домашнее задание

– Перед вами три конверта с домашним заданием. Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить.

  1. Составить устный рассказ на тему “Мой край”.
  2. Приготовить сообщение о водоёмах края.
  3. Приготовить сообщение о животных, обитающих в нашем крае.

– Закончить наш урок хотелось бы стихотворением Анатолия Третьякова:

Веками прирастать Сибирью будет
Могущество России. Нелегко
Здесь утверждались удалые люди,
Пришедшие вослед за Ермаком.
Родимый край! Саянские отроги,
И степь, и тундра… И во всей красе
Тайга на скалах, где кипят пороги,
Весь в облаках, как в льдинах, Енисей.
Какая мощь в тебе, Мой край таёжный!
И нет тебя прекрасней и родней.
Как хорошо, что здесь порою можно
С природою побыть наедине.