Оздоровительная экологическая тропа: "Ребенок открывает мир природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Будем, обязательно будем любить природу.

Задачи:

  • Воспитание природоохранительных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
  • Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений.
  • Показать соответствие строения растений условиям их обитания.
  • Выявить причины разнообразия растений.
  • Воспитывать культуру общения с природой

Цели:

  • Создание условий для экологического образования дошкольников.
  • Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
  • Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

Проблемы:

  • Повышение заболеваемости детей.
  • Отчуждение детей от мира природы.
  • Снижение уровня экологического сознания детей и взрослых.
  • Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Оборудование:

  • лупы;
  • повязки;
  • компасы;
  • блокнотики;
  • карандаши.

Объекты:

  • растительность у дороги, у здания, на пустыре;
  • сорные растения;
  • насекомые-вредители;
  • цветы на клумбе.

 Растения:

  • подорожник;
  • одуванчик;
  • ромашка;
  • календула;
  • лён;
  • гусиная лапка;
  • мятлик;
  • клевер.

Карта Экологической тропы

Стоянка “Двор детского сада”

Название

Особенности внешнего строения

листьев

цветков

плодов

Подорожник

7

2

много

Одуванчик

5

1

много

Беседа:

1. Чем отличаются растения друг от друга?
2. Что у них общего?
3. Найдите ещё такие же растения.

Мотивация детей на отношение к природе.

Стоянка “Обочина на дороги”

  • Задание № 1. Рассмотреть одуванчик и подорожник у дороги. Какие у них стебли и листья?
  • Задание № 2. Рассмотреть одуванчик и подорожник в стороне от дороги.
  • Задание № 3. Сравните их, найдите сходства и отличия.

Стоянка “Природный госпиталь”

Задание. Найти на растениях насекомых.

Воспитатель рассказывает о том, что раны на растениях – это “ворота” для болезней. Призывает бережно относиться к зелени растений.

Стоянка “Удивительное рядом”

Алгоритм исследования объектов:

1. Потрогать, погладить.
2. Посмотреть.
3. Понюхать.
4. Послушать.
5. Рассказать.
6. Выразить чувства, эмоции.

Стоянка “Пустырь”

Растения: лопух, крпива.

Задания:

1. Почему лопух вытесняет другие растения?
2. Почему мы не любим бывать на пустыре?
3. Почему животные не поедают эти растения?
4. Чем эти растения отличаются от тех, что растут при дороге?
5. Каковы условия жизни растений на пустыре?

Предложение: и лопух, и крапива хотят вашего внимания, приласкайте их, скажите им ласковые слова.

Стоянка “Ориентирование”

Вступительная беседа: "Как пользоваться компасом".

Задания:

1. Определите по компасу расположение различных объектов.
2. Предложите другие способы ориентирования.

Практикум:

1. Практическое занятие с компасом.
2. Обозначение ориентировки на местности.

Заключение:

  • Обеспечение здоровья и безопасности детей:
    • Безопасное обращение с колючими и жгущимися растениями (Стоянка “Пустырь”);
    • Развитие глазомера (Стоянка “Ориентирование”);
    • Укрепление органов дыхания и обоняния (Стоянка “Удивительное рядом”);
    • Укрепление опорно-двигательной системы (Стоянка “Природный госпиталь”);
  • Ознакомление с лекарственными растениями и их использованием (Стоянка “Обочина дороги”)
  • Работа на экологической тропе содействует летнему прогулочному оздоровлению детей.
  • Солнце, воздух, растения, эстетика благотворно влияют на укрепление здоровья детей.
  • Приобщение детей к практической экологической деятельности способствует развитию умения вести исследовательскую работу.

Литература:

1. Клюева Н.В. “Общение детей 5 – 7 лет”. Москва, 2000 г.

2. Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день: уроки здоровья”. Москва, 1998 г.

3. Журнал “ Дошкольное воспитание” № 7. 2004 г.