Урок русского языка с применением информационных технологий в 4-м классе по теме: "Повторение изученного материала о простом предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить знания о простом предложении.
  2. Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.
  3. Развивать творческие возможности детей.
  4. Развивать умение работать в сотрудничестве.
  5. Воспитание интереса к изучению русского языка.
  6. Прививать и развивать навыки работы на компьютере.
  7. Развивать зрительную память, самооценку, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 слайд)

II. Словарная работа.

- Сегодня мы проведем словарную работу за компьютерами. Вам нужно будет вставить в тексте в словарных словах пропущенные буквы. После окончания работы и выдачи компьютером результата вашей работы, вы должны будете записать все словарные слова из этого текста в тетрадь с выделением орфограмм.

- А теперь к нам пришел Афанасий и принес загадки. Он просит отгадки найти среди ваших словарных слов. (Находим отгадку и проверяем орфограммы).

Презентация

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

Он науку изучил, землю словно приручил.
Знает он, когда сажать, сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном и зовется… (Агроном) (2 слайд)

Не живая, а идет, неподвижна - а ведет. (Дорога) (3 слайд)

Под Новый Год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. (Календарь) (4 слайд)

Коллективное хозяйство, объединение крестьян, форма организации сельскохозяйственного труда. (Колхоз)

В желтом море корабль плывет,
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (Комбайн) (5 слайд)

Состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. (Погода)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном,
Стены позолочены. Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Пшеница) (6 слайд)

Дети записывают в тетрадь слова:

Агроном, автомобиль, дорога, календарь, колхоз, комбайн, погода, пшеница. (7 слайд)

- Выберите любое из словарных слов и составьте с ним предложение. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение?

(Связать слова по смыслу. )

- Прочитаем несколько предложений.

- Ребята, у всех вас какие предложения получились по цели высказывания? (повествовательные)

- А какие они по интонации? (невосклицательные)

III. Введение в тему урока:

- А вот какое предложение придумал наш домовой Афанасий:

Падают с ветки золотые монетки. (8 слайд)

- Афанасий сочинил для вас осеннюю загадку. Попробуйте её разгадать. (Это осенние листья)

- Правильно, ребята. Это листья.

Афанасий предлагает вам сделать разбор этого предложения.

У доски будет работать ……

Разбор предложения.

1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).

3. Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное).

4. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое, какой часть речи они выражены).

5. Второстепенные члены.

(На экране появляется схема разбора предложения) (9 слайд)

глаг.  сущ.

с ветки золотые (повествовательное, невосклицательное, распространенное.)

Монетки (какие?) золотые

Падают (откуда? с чего?) с ветки

IV. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка?

- Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня: (10 слайд)

Что мы знаем о предложении?

- Мы с вами сегодня постараемся вспомнить все, что изучили по теме “Предложение”.

V. Работа по закреплению пройденного материала. Упражнения:

- Ребята, из чего состоит предложение?

(Из слов, которые связаны между собой по смыслу. )

- Что выражает предложение? ( Законченную мысль. )

- Итак, мы с вами в ходе словарной работы вспомнили один из самых главных признаков предложения: (вывешивается вывод на доске)

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

1) - А вот вам задание от Афанасия.

Перед вами предложения. Вам нужно разобраться, какие они по цели высказывания. Одни пары будут выписывать повествовательные предложения, другие - побудительные предложения, третьи – вопросительные предложения. (Предложения записаны на экране) (11 слайд)

Уж небо осенью дышало.

С чего начинается Родина?

Что же ты, соловушка, песен не поешь?

Любите родную природу.

Расцвела под моим окном душистая сирень.

Берегите наши леса.

Проверяем:

Повествовательные:

Уж небо осенью дышало.

Расцвела под моим окном душистая сирень.

Побудительные:

Любите родную природу.

Берегите наши леса.

Вопросительные:

С чего начинается Родина?

Что же ты, соловушка, песен не поешь?

- Мы повторили еще одну категорию предложения:

Предложения по цели высказывания бывают:

повествовательные

побудительные

вопросительные

- Какие здесь предложения по интонации? (Невосклицательные)

- Попробуйте сделать предложение (12 слайд) Берегите наши леса. восклицательным. Какой знак препинания теперь будет стоять в конце предложения? (Восклицательный)

- Запишите это предложение.

Берегите наши леса!

- Найдите здесь все знакомые орфограммы.

- Еще одна категория предложения:

Предложения по интонации бывают: восклицательные или невосклицательные

2) - Второе задание от Афанасия. (13 слайд)

Расположи предложения в таком порядке:

1)распространенные,

2) нераспространенные.

а) Горела заря.

б) Блестит чистое зеркало воды.

в) Пожелтели листья.

г) Медленно падают березовые листья на воду.

д) Осень царствует.

е) Осень царствует всюду.

Работа в парах. Одна пара работает у доски (один ученик пишет распространенные предложения, другой - нераспространенные).

- Проверяем.

Горела заря.

Пожелтели листья.

Осень царствует.

Блестит чистое зеркало воды.

Медленно падают березовые листья на воду.

Осень царствует всюду.

- Почему вы так распределили предложения? Докажите, что вы правы. Назовите признаки распространенного и нераспространенного предложения.

- Мы вспомнили, что предложения бывают распространенные и нераспространенные.

распространенные и нераспространенные.

- Ребята, вы любите играть в игры с Афанасием? Он хочет поиграть с вами в интересную игру, которая называется (14 слайд)

“Поймай основу!”

- Суть игры заключается в том, что Афанасий вам будет называть предложения, а вы должны записывать только его основу - подлежащее и сказуемое.

Осень заглянула в сады.

Поспевают осенние яблоки.

Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов.

В ясный день садоводы собирают урожай.

В саду слышатся звонкие голоса школьников.

На подстилке из соломы ворохом лежат краснобокие яблоки.

Скоро город получит много свежих фруктов.

- Давайте проверим, все ли были внимательны в игре: (дети читают по очереди, на экране появляется основа предложения): (15 слайд)

Осень заглянула

Поспевают яблоки

Ветки клонятся

Садоводы собирают

Голоса слышатся

Лежат яблоки

Город получит

- Таким образом, мы закрепили, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа- подлежащее и сказуемое.

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.

- Ребята, вам понравилась игра?

Давайте поблагодарим Афанасия. Мы с вами придумали физминутку для нашего домового.

Физминутка. (16 слайд)

Милый Афанасий, мы с тобой дружны.

Разные задания предлагаешь ты.

Очень интересная тема “Предложение”.

Будем изучать её все без исключения.

Чтобы всё отличным стало, умных правил здесь немало.

Всё мы будем замечать, а также правильно писать.

4) Работа по учебнику “Русский язык” Р. Н. Бунеева (стр. 288, №2) (17 слайд)

- А сейчас мы откроем учебник на стр. 288, найдем упражнение №2 и вспомним, что в предложении иногда бывают … (однородные члены предложения).

- Сейчас вам нужно будет пофантазировать и найти, какие однородные члены предложения здесь пропущены. Начинайте сочинять.

Ромашки, маки, васильки пестреют на лугу.

Ребята на перемене

Наташа и Маша не любят ссориться.

Подружки Инна и Римма

- Прочитаем ваши предложения.

- Подчеркните главные члены предложений. Какие здесь однородные члены? Докажите. Какие вы знаете признаки однородных членов предложений?

VI. Выполнение тестовой работы по программе “Школьный наставник” по теме “Предложение”. (18 слайд)

-Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему: “Предложение”, сейчас вы пройдете тест за компьютерами в программе “Школьный наставник”. Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. Это оценки за урок.

VII. Итог урока.

- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (19 слайд)

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

Предложения по цели высказывания бывают:

повествовательные

побудительные

вопросительные

Предложения по интонации бывают:

восклицательные или невосклицательные

Предложения бывают: распространённые и нераспространённые

грамматическая основа - подлежащее, сказуемое

- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все категории предложения. Уже завтра мы начнем знакомство со сложным предложением и узнаем ещё много нового. Спасибо вам за работу. Домовой Афанасий прощается с вами до следующих встреч.

VIII. Домашнее задание. (20 слайд)