Цель: Дать представление о том, как зимуют дикие звери и птицы (заяц, белка, лиса, волк, лось, медведь, поползень, клест, кукушка).
Показать связь жизни этих животных и птиц с состоянием неживой природы и растений зимой.
Учить связному пересказу, умению применять дополнительный материал.
Прививать сострадание к птицам, животным, подкармливать, беречь.
Оборудование: таблицы. Белка, заяц, медведь, лиса, волк, лось, рысь.
Картинки: кукушка, клест, дятел, поползень. “Зимующие птицы”.
“Перелетные птицы”.
ХОД УРОКА
1. Постановка цели урока (5 минут).
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как живут птицы и дикие животные зимой.
Какую пользу они приносят и как их нужно охранять и беречь.
Вначале послушаем рассказ дежурного о погоде.
Учитель. Итак. Наступили сильные морозы, земля замерзла, деревья, кустарники, трава, замерзли, листья облетели. Выпал снег.
Вопросы.
- Почему многие птицы улетели в теплые края?
- Как их называют?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать у нас?
- Назовите их.
- Чем они питаются? Где находят себе корм?
Рассмотреть на картинках зимующих и перелетных птиц.
Учитель. Сейчас мы разгадаем ребус, и вы расскажете о птицах, о которых вы читали дома. (Вывесить ребус).
Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка).
Пусть я птичка-невеличка
У меня, друзья привычка.
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь).
По вертикали.
1.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел).
2.
Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист
Голосисто — голосисто заливается горнист.
На лугу трава не смята
Солнце смотрится в реку
На зарядку все ребята
На заряд -ку-ку-ре-ку.
3.
Кто эта птица?
Никогда не строит гнезда.
Яйца подкладывает соседям.
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка).
4.
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома
Длинноногий, длинноносый
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист).
Учитель. Ну а сейчас расскажите о птицах, что вы читали.
(Дети рассказывают об этих птицах).
Кулик. А вот над болотом летит длинноклювая птица. Да и клюв то у нее такой интересный, загнут вниз (показывает картинку). Внимание – птица закричала: “Ку-у-у-лик! Ку-у —у-лик!” И всем понятно как ее зовут. Вот как описывает куликов В. Бианки “Кулики стройные такие птицы, на очень длинных ногах и с очень длинным клювом. Живут больше на болтах, по берегам рек и озер. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются носом до земли. Носом достают себе еду в тине, или под камешками и в траве. Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее и все они по-разному называются.
Кукушка. Многие птицы сами себя назвали, т.е. получили название за свой голос, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую, с полосками на груди птичку, слышали все. Это кукушка. За что эта птица могла получить свое название? Конечно за то, что она кукует, кричи: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птичку “кукачка”, болгары - “куквица”, немцы “кукук”, французы “куку”, испанцы “куко”, итальянцы “кукуко”. Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак - крик кукушки, поэтому и название птицы звучит похоже.
Учитель. А это что за птица?
Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле поет со свистом. (Клест).
Клест. (Показывает картинку). Рассказывают дети.
Название этой птицы произошло от старого русского слова клестить, сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло слово клещи. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.
Поползень. (Показывает картинку). Рассказывают дети.
Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все щели и трещины в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тоненьким клювом.
Зяблик. А вот эту птичку зовут зяблик. (Показывает картинку).
Почему же ее так называют? Потому что она зябнет. Так ли это? Послушайте отрывок из сказки Н.Сладкова “Упрямый зяблик”. (Читает).
“Октябрь так птицу пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон - ей хоть бы что. Каркает! Галки остались, воробьи. Ну, с этими октябрь и связываться не хочет. Этим и январь не очень страшен. А вот за зябликов октябрь взялся! Потому что фамилия у них такая - Зяблик. Должны они холода боятся. Взялся и всех разогнал! Холода боятся. Один только остался. Самый упрямый зяблик. Рассердился октябрь.
- Зяблик ты? Так зябни!
И стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А зяблик не зябнет.
- Небось озябнешь? - разбушевался Октябрь и давай зяблику под перо дуть.
А зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство - тугой животик.
Прыгает по веткам как по ступенькам. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная - плюс сорок три. А с такой температурой и в октябре - май!”
Оказывается зяблик - совсем не зябнет. Он не боится холода и прилетает ранней весной. Когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зяблое”, как говорят время. И назвали его за это зябликом.
Учитель. А что вы еще можете рассказать о птицах?
Дети. Предсказывают погоду.
Учитель. Мы говорили уже с вами, что почти все птицы живут у нас в стране, знаем как трудно им зимой.
Как мы с вами можем помочь им? (ответы детей о кормушках).
Учитель. А сейчас мы поговорим с вами о животных.
Как вы думаете, изменения в неживой природе повлияли на жизнь диких животных?
Чем питаются животные зимой?
Какие животные обитают в наших лесах?
Картины: белка, лиса, волк, медведь, рысь, лось.
Учитель. Давайте прослушаем сценку и узнаем, кому для чего зубы нужны?
Действующие лица.
Заяц Коська. Мышка Маша. Лиса Алиса.
Коська. Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денек (принюхивается). Что за странный запах? Это вовсе не запах травы!
Мышка Маша. Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста. Не ешь меня! Я вовсе не собиралась забираться в твои владения! Я тебя больше не побеспокою, если ты не съешь меня прямо сейчас!
Коська. Так, так... Это значит, что я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.
Мышка Маша. О да. Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не такие вкусные как травка.
Коська. Ну, об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да и не смог бы съесть мышку, даже если бы и захотел.
Мышка Маша. Не смог бы? Почему?
Коська. Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены, чтобы кусать мышей или других животных.
Мышка Маша. Тогда для чего они предназначены?
Коська. Они приспособлены, чтобы есть траву, листья, кору, деревьев, растения.
Мышка Маша. Я не знала этого. Если мне не надо заботится о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг побегать.
Коська. Пожалуйста. Пока! (Мышка убегает).
- Может я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю что эта лиса не прочь слопать меня на обед и закусить той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу ее об опасности.
Мышка Маша. Сейчас, когда мне нечего заботится о своей безопасности, я могу еще поиграть на лугу. А кто это там? Это лиса! Больше я ее не боюсь. Она наверное тоже не может съесть меня, побегу к ней и поздороваюсь.
(Бежит к лисе).
Лиса Алиса. Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли, что я могу тебя в один миг проглотить?
Мышка Маша. Ты не сможешь меня съесть. Даже если захочешь. Заяц Коська сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не для мышек!
Алиса. Его зубы приспособлены для пережевывания травы, а мои, для того чтобы есть зайцев и мышек!
Мышка Маша. Ты полагаешь что можешь съесть меня? Ай-ай-ай! (Убегает).
Алиса. Ха-ха-ха. Этой маленькой мышке повезло, я сейчас не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы съесть зайца!
(Уходит, появляются заяц и мышка).
Коська. О, как я рад, что нашел тебя!
Мышка Маша. Да-да! Я должна спросить тебя кое о чем. Почему ты не сказал мне, что твои зубы отличаются от зубов лисы?
Коська. Я как раз собирался сделать это! Но большинство животных знают об этом. Лисы - плотоядные животные. А зайцы - травоядные! Плотоядные, такие как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, развиты клыки. А у травоядных, зубы широкие, плоские, приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто что любит!
Мышка Маша. Теперь я поняла! Прежде всего, надо взглянуть на зубы животного и тогда я пойму может оно меня съесть или нет!
Коська. Для тебя будет лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.
Мышка Маша. Вот и замечательно. Я обязательно буду спрашивать у тебя.
Коська. Бежим, а то лиса вернется.
Учитель. Почему одни животные могут есть растительную пищу, а другие нет?
А теперь послушаем о других животных.
Ученик 1.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Зайцы не редко становятся добычей рыжей хищницы. Но они так быстро бегают и так ловко запутывают свои следы, что поймать их лисице не всегда удается. Зайцам приходится прятаться не только от лисы, но и от волка.
Ученик 2.
Посмотрите-ка какая
Вся горит, как золотая
Ходит в шубе дорогой
Хвост пушистый и большой.
Лиса довольно крупный хищник. У нее очень хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро, быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Ученик 3. Лось - настоящий лесной великан. Медленно, величественно бродит он среди деревьев и кустарников. Его корм - молодые веточки и кора.
Учитель. А каких хищников вы знаете? (Волк, куница, медведь). Что вы знаете о волке?
Учитель. Давайте послушаем о волке, может быть, мнение о нем у вас изменится.
Ученик.. Волк сам очень редко нападает на человека. Самцы-волки очень хорошие отцы. Они заботятся о волчице и детях, когда она их кормит. Волк все время ходит за добычей, кормит волчицу и волчат. Когда волчата подрастут, волки учат их охотиться. Волки, как и дятлы, санитары леса. Они уничтожают больных животных и не трогают других зверей. Люди жестоко обращаются с ними, волки нуждаются в защите.
Учитель. Итак, ребята, изменилось ли у вас отношение к волкам после этого сообщения (ответы учащихся).
Ребята, мы поговорили с вами о птицах и животных, узнали кто как себя ведет, чем питается, какую пользу приносит.
Почти все они занесены в Красную книгу.
(Рассказ учителя о животных, которых должны охранять).
Учитель. Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги. Каждая сломанная
веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то, что же станет с природой? Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов. Зато все больше загрязняются воздух, водоемы. А все знают, что воздух и вода необходимы для жизни животных, растений и человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Хранится она в Швейцарском городе Морше.
Прекрасен мир живой природы, а люди - часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!
ИТОГ УРОКА:
Что вы взяли для себя из этого урока? (Ответы детей).