Интегрированный урок внеклассного чтения и технологии: "Собака – друг человека. Оригами"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием “чуткость”, “доброта”, “ответственность”, “отзывчивость”; научить приёмам оригами из бумаги.
  • развивающая: развивать познавательный интерес, развивать мировоззрение взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;
  • воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся доброту, чуткость, внимание и уважение, содействовать в создании эстетических вкусов и уважительное отношение к миру животных.

Подготовительная работа: собрать пословицы, поговорки, крылатые выражения, стихи о собаках, создать выставку мягкой игрушки, написать сочинение на тему: “Моя любимая собака”, сделать фотоальбом с фотографиями своих собак, узнать о породах собак.

Оборудование: презентация “Собака друг человека” (Приложение), технологическая карта, цветная бумага, клей, ножницы, образцы готовых изделий, выставка мягкой игрушки, выставка книг про собаку, песня из кинофильма “Приключения Электроника” “Веселей собаки нету существа”.

Технические средства: компьютер, мульти проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Учитель: Всем хорошо известно, какая огромная семья “братьев наших меньших” нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наших верных и преданных друзей. Если вы отгадаете загадку, то мы узнаем, о ком мы будем сегодня говорить на уроке.

Загадка.

С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
А хвост колечком. (Слайд 2)

Кто это? Почему собаку зовут другом человека? У кого дома есть собака? Расскажите про неё. (Ученики показывают фотографии своих любимцев и читают отрывки из сочинений).

Любое животное существо приносит немалую помощь. Но кроме помощи они еще вызывают приятные чувства радость, восхищение.

У меня живет собака Джек. Он очень веселый, я люблю с ним играть. Он большой проказник. А сколько в нем радости при виде меня, сколько веселого лая, визга! У меня сразу поднимается настроение и на душе становится радостно.

Сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь.

Фатхуллина Алина.

Учитель: Давайте, послушаем Кристину, она познакомит нас со стихотворением Б. Заходера:

У одной собачки - носик,
У другой собачки - хвостик.
А у МАЛЕНЬКОЙ СОБАЧКИ -
нет ни носа, ни хвоста,
Нету лапок, нету глазок,
нету шерстки, нету ушек. . .
Всё у маленькой собачки,
всё - СПЛОШНАЯ КРАСОТА !!!

Учитель: Какие собаки бывают?

Настя: Собака – домашнее животное, семейства псовых. Бывают служебные, комнатные, охотничье, сторожевые собаки. (Слайд 3)

Учитель: Обученные собаки несут службу на границе. В годы Великой Отечественной войны они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили поставленные мины. Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их.

Учитель: Давайте обратимся к истокам слова. В древнерусском языке были слова пес и пёс. Слово собака пришло позднее из иранских языков. У древних славян, если оно и встречается, то только в неодобрительном значении – распущенный, злой человек. (Слайд 4).

Учитель: А какие крылатые выражения вы нашли и прочитали? (Дети читают найденные выражения).

Как собака на сене – о человеке, сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.

Как кошка с собакой живут – о постоянно ссорящихся людей.

Нужен как собаке пятая нога – совсем не нужен. (Слайд 5).

Учитель: Также давайте вспомним пословицы и поговорки о собаках.

Собака - друг человека.

Собака лает, ветер носит. И т. Д (Слайд 6).

Учитель: Послушаем Динару. Она прочитает нам стихотворение:

ПРО ЩЕНКА

Я - толстый маленький щенок,
смешной и толстолапый.
Меня хозяин в дом принес,
забрав у мамы с папой.
Когда мне грустно, я скулю и,
как умею, лаю -
Ведь как еще людей позвать,
пока -увы- не знаю.

Учитель: А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”.

След, лай…(кого?);

Выставка…( кого?);

Кормить, дрессировать … ( кого?);

Ездить … (на ком?);

Бежать, мчаться … (от кого?);

Гулять, играть … (с кем?). (Слайд 7).

Учитель: Послушаем стихотворение А. Барто "Уехали".

Рустам.

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.

Азат.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Гузель.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Ирек.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Альбина.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Нияз.

Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Данил.

Он им на встречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после прочтения этого стихотворения?

Марат: Мы в ответе за тех, кого приручили.

Учитель: Чьи это слова?

Альбина: Это слова Антуана Сент де Экзюпери, из рассказа “Маленький принц”.

Учитель: Вот послушала я выступления и думаю, что не все еще у нас благополучно по отношению к “братьям нашим меньшим”. Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому. Я прочитаю экологические ситуации, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.

Экологические ситуации.

1. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. “Вот бедняга, – сказал Женя, – кто-то выгнал его в такую погоду”. Щенок вдруг пошел за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утором обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес.

– Что понравилось в этой истории?

– В чем проявилось такое отношение к животному у мальчиков?

– Можно ли быть человечным, если не любишь животных?

2. В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала….

– Как вы оцените такой поступок?

– Что это? Наказание детей? Собаки? Или просто все устали от забот о животном?

- Или собака мешала их отдыху?

– Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?

Учитель: Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. Я вам прочитаю стихотворение Звездослава:

“Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем”.
Вот так бы каждый.
Не было бы тогда жестокости на земле.

Учитель: Как вы понимаете смысл этих строк?

Рустам: Без надобности не рви цветы, не лови бабочек, не трогай никого. Защити беззащитных.

Учитель: Да, ребята, вы правильно поняли суть девиза нашего занятия. Каждому встать на защиту живого, беззащитного существа. Для этого надо, в первую очередь, научиться оценивать и понимать поступки окружающих. Физкультминутка.

Дети поют и танцуют под музыку из кинофильма “Приключения Электроника” песню “Веселей собаки нету существа”. (Песню разучили на уроке музыки).

Учитель: Собака тоже достойна того, чтобы её увековечили. Посмотрите несколько памятников собаке. ( Рисунки с памятниками собакам).

Этот памятник стоит в городе Кракове псу Джоку. Памятник собачий верности. Этот пёс несколько месяцев приходил в автобусную остановку встречать своего хозяина, но тот так и не появился…

А этот памятник установили в городе Воронеже, за верность человеку.

Учитель: Сейчас Настя расскажет нам стихотворение: Жучкины заботы.

"Гав!" - тревога во дворе -
"Кошка Дуська в конуре!
Там внутри тепло и мягко,
Как под солнышком на травке!
Только домик этот - мой!
Дуська, брысь! Иди домой!
Коль не станешь меня слушать,
Оттреплю тебя за уши!"
Дуська вылезла наружу:
"Мур! Твой домик мне не нужен!"

Учитель: Ребята, на свете очень много разных пород собак. Кто мне назовёт, какие породы бывают? (Ответы детей).

Давайте, посмотрим, какие же породы собак существуют? (Стенд с рисунками породистых собак).

Учитель: О собак можно говорить и говорить, но ведь у нас урок технологии. Сегодня мы с вами будем складывать собачку-оригами. Кто скажет, что означает слово оригами? (Оригами в переводе с японского языка – сложенная бумага.) Оригами очень популярно во многих странах. А людей, которые занимаются оригами называют художниками-оригамистами. В области оригами немало интересных рекордов. Некоторые из них попали в Книгу рекордов Гиннеса.

  • Самый большой японский журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 м.
  • Самый маленький – из квадрата 1х1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.
  • Самая большая модель животного – панда высотой 3 метра из квадрата 8х8м.
  • Самое большое панно с изображением головы кота было собрано из 10357 модулей.
  • Самая сложная фигура – “морской ёж” - складывается в 913 этапов и имеет 2700 складок.

А сейчас, возьмите на вооружение свои умения, навыки, силу и в путь. ( Дети за учителем складывают собачку. Работа выполняется по принципу, делай как я).

Технологическая карта.

3. Украшение готового изделия.

Из цветной бумаги дети самостоятельно украшают собачку.

4. Защита изделия.

Учитель: Как зовут твою собачку? Какая она?

5. Итог урока.

Чем мы занимались на уроке?

6. Домашнее задание. Сочинить стихотворение про собаку.