Новый учебник – новые результаты (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Своих детей первого сентября я встречаю такими словами: “Давайте познакомимся!” Поэтому, прежде чем рассказать вам о своей работе, я также обращаюсь к вам с этими словами.

Несколько слов о себе: окончила МГПУ имени В.И. Ленина. Педагогический стаж- 29 лет; имею высшую квалификационную категорию; работаю заместителем директора по УВР и учителем в начальной школе.

Безусловно, за время работы у меня в руках побывало много учебников русского языка. Обучала детей по учебникам традиционной программы; более 14 лет работала по системе Л.В. Занкова. Учебники А.В. Поляковой показали какими могут быть задания, насколько материал может увлечь и заинтересовать ребенка. Развивают у детей способности к самостоятельному анализу, сравнению, классификации и обобщению фактов языка.

В 2001 году я прошла обучение на курсах МИПКРО по теме: “Организация и содержание работы по учебникам русского языка авторов М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко” . Уже тогда поняла, что авторы учебника предлагают новый подход к изучению русского языка. Вот уже два года мы с детьми открываем “Тайны нашего языка”, но прежде чем рассказать о наших успехах и трудностях, мне хотелось бы познакомить вас со своим классом. В первом классе обучалось 20 человек. Обследование психолога показало, что 40% детей требуют коррекционной работы, направленной на развитие и совершенствование ряда психических процессов: внимания, мышления, памяти. Изучение быстроты мышления, устойчивости внимания, уровня развития производительности, самооценки своей работы дали следующие результаты: низкий уровень быстроты мышления у 57% учащихся; средний уровень – у 43%; низкий уровень устойчивости внимания у 50% детей; уровень производительности у 25% учащихся – низкий. Вывод: 8 человек требуют индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Видя, что класс слабый я долго сомневалась, как дети смогут учиться по новому учебнику? Решила использовать идею развивающего обучения. Считаю, что самое главное для ребенка, когда он не боится овладевать новыми знаниями, не боится школы, а с удовольствием идет по дороге ЗНАНИЙ. Моим малышам нужно уверенно идти вперед, уверенно делать открытия в родном языке, научиться радоваться полученным знаниям, и,самое главное, сформировать заботливое отношение к качеству своей речи и речевому поведению.

ПОЧЕМУ я остановила свой выбор именно на учебнике М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко? ПОЧЕМУ захотела по нему работать?

  1. Учебник может быть использован после обучения грамоте по любому букварю. Мои ученики первые шаги начинали с азбуки В.Г. Горецкого. ТРУДНОСТЬ состояла в том, что при изучении фонетики требовалось дополнительное внимание, особое знание и умение наблюдать за словом, предложением, текстом.
  2. Коммуникативная направленность, т.е. нацеленность на обучение школьников устному и письменному общению средствами языка.
  3. Для формирования осознанных лингвистических действий надо строить обучение на ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ основе, а это отличает отношение педагога к процессу обучения. Ведь в традиционном уроке учитель сам определяет и диктует тему урока, а здесь – дети выбирают способ действия, мотивацию, операции контроля.
  4. Я строю обучение в форме общения.

Итак, мы начали свое путешествие в страну русского языка. Буквально с первых уроков в ходе совместного поиска ребята решали учебные задачи: умение правильно общаться друг с другом, слушать совет товарища (это оказалось самым трудным: каждый хочет показать, что он знает больше), правильно рецензировать ответ. Каждый учитель, проработавший в школе много лет, знает, что проблема орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т.к. именно здесь мы закладываем основы всех лингвистических знаний и умений. Учебник помогает проводить целенаправленную работу над формированием орфографической зоркости, начиная с первого класса.

Своих первоклассников приучала к той мысли, что безударному гласному доверять нельзя. Много игровых заданий в книге, которые способствуют повышению мотивации учащихся. Если бы вы видели их глаза, когда дети хотят не попасть в “ловушки”, устроенные безударным гласным. Пыталась добиться от детей умения обнаружить “ОПАСНОЕ МЕСТО”, т.е. констатировать для себя наличие орфографической проблемы. Само название “опасное место” завораживает детей, они становятся следопытами и с удовольствием отправляются на поиск безударного гласного, беря в руку карандаш красного цвета, и радуются, что опять избежали “ловушки”. Естественно, я стараюсь даже любую ошибку не пропустить из поля зрения, но делаю это не в стиле нотации, а обыгрываю ее: на доске есть “ОСТРОВ”, где живут заблудившиеся гласные, которым весь класс помогаем выбраться из беды. Ребята с удовольствием доказывают правильность своего суждения.

В учебнике много тренировочных упражнений, мне не нужно затрачивать время, чтобы их найти, вот они – рядом. Упражнения несут вопрос – как надо действовать? Все это помогло детям избежать ошибок при письме слов и предложений.

Интересна работа со зрительным восприятием текста:

  1. Карандашом отметь “опасные места”;
  2. Используй два вида чтения – “как написано”, “как говорим”.

Главным для себя считаю добиться осознанного ДЕЙСТВИЯ: остановка во время письма, обращение к правилу. Опора на фонематический принцип письма позволил моим детям на первом этапе обучения не учитывать морфемную структуру слов, а ориентироваться лишь на наличие в них слабых позиций фонем. Использовала специальные упражнения, которые широко представлены в учебнике:

а) упражнения, выполняемые на слух;
б) упражнения на зрительно воспринимаемом материале.

Первая группа помогла моим детям обнаружить орфограммы до записи слова, а вторая – тренирует в самоконтроле по ходу и после записи. Хочется отметить, что авторы учебника предоставили огромный материал для учителя. Нам уже не надо обращаться к другой методической литературе, искать разнообразные упражнения. Авторы помогли сэкономить время педагога.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Контрольное списывание проводилось по памятке № 1.

Данная технология списывания включает все виды памяти: зрительную, слуховую, артикуляционную, моторную – это помогает развивать у учащихся орфографическую память в целом. Вот почему списыванию, осуществляемому по данной системе, я уделяла особое внимание. Сравнивая работы учащихся, вижу насколько они овладели начальными навыками списывания: без ошибок написали – 7 чел., с одной ошибкой – 12 чел., две ошибки допустил – 1 чел. Весь класс справился с работой. Мои первоклашки имеют достаточно высокую орфографическую ориентировку в тексте. Однако следует отметить, что орфографическая зоркость еще не достаточно хорошо развита, т.к. дети иногда пропускают орфограммы, иногда нет.

ВЫВОД.

Что меня удивило, так это отношение первоклассников к проверке своей работы. Не секрет, что дети не любят перечитывать свои работы, искать ошибки, - им просто лень это делать. А так как задания учебника с первых уроков заставляют детей внимательно и правильно работать по памяткам № 1,№ 2, то действие по ним доходит до автоматизма. Мои ученики во время проверки ЛЮБОЙ работы не слышат звонка, а только говорят: “Можно еще одну минитку, чтобы еще раз проверить работу?”, - причем это я слышу даже от слабых учеников.

Итоговый диктант показал следующие результаты: качество знаний – 85%, уровень обученности – 0,78; количество ошибок на одного ученика – 0,3

Перед диктантом для себя ставила следующие задачи:

  1. Проверить умение обнаружить орфограммы в тексте.
  2. Наличие у первоклассников орфографической рефлексии.
  3. Влияние орфографической зоркости на уровень орфографической грамотности.

При выборе написания слов учащиеся руководствовались различными аргументами: “помню как писать, т.к. слово словарное”, “помню, т.к. слово уже встречалось в упражнении учебника”, “знаю правило, могу проверить”.

ВЫВОД.

Естественно, каждому учителю понятно, что первый класс – это лишь база для последующего обучения постановке и решению различных орфографических задач.

Большую пользу в правильном безошибочном письме оказывают два персонажа, которые вместе с детьми осваивают “тайны русского языка” - это Антон / ровесник/ и мальчик иностранец: мы с детьми назвали его Жан / он из Франции/. Ребята с удовольствием помогают мальчикам: находят их ошибки, исправляют речь, правильно ставят ударение, составляют предложения и рассказы. Часто на уроке раздается смех, дети рады помочь Жану, порой он допускает нелепые ошибки. За игровой ситуацией ребята не замечают, что они учатся принимать правильные решения и доказывать свой выбор. А как умело используют авторы учебника прием, возвращающий нас в XIX век – это прием какографии: умышленное ошибочное письмо. Здесь раскрывается полнота всей пословицы: “На ошибках учатся!” Этот прием формирует у учащихся сознательное действие контроля и оценки, помогает усилить мотивационный компонент учебно-познавательной деятельности. Ученики выполняют задания и индивидуально, и в группах, и вместе с соседом по парте. Я считаю, что эти упражнения и явились первым шагом на пути моих учеников к осознанному и безошибочному письму. Дети поняли важность самоконтроля. Исправляя “чужие” ошибки, они не только накапливают опыт правильного выполнения, но и обретают веру в собственные силы, уверенность в своем успехе.

Трудности в работе по учебнику:

  1. Учитель должен быть готов к непривычным методическим решениям – широкое применение транскрипции, письма детьми слов с пропусками орфограмм, использование в упражнениях “отрицательного языкового материала”;
  2. В отличие от традиционной программы мы не “даем ученикам знания”, а они сами их добывают в обсуждаемых на уроке проблем.

Трудности в работе с родителями:

  1. Все родители обучались по учебникам традиционной программы и не могут справиться с рядом упражнений, предлагаемыми авторами.
  2. На родительских собраниях начинаю объяснять значение каждой темы, смысл и решение данных упражнений.
  3. Своеобразный “ликбез” - например, значение “ОПАСНОГО МЕСТА”, транскрипции, пропуска орфограмм.
  4. Главное правило – не сделать за ребенка упражнение, а помочь ему понять задание и самому справиться с ним.
  5. Вижу огорчение учеников, когда за выполнение домашнего задания не получили “СТАРАШКИ”. Часто звучит: “Я же говорил маме!”
  6. Родители задают вопросы: “Почему не изучаем имена существительные, имена прилагательные? Зачем нужны слова-названия, слова-указатели, слова-помощники? Мы сами путаемся.” Поэтому на встречах с родителями – по пятницам консультационные часы – часто отвечаю и разъясняю смысл и значение каждого упражнения или понятия.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВО 2 классе.

Все задания учебника обращены непосредственно к ученику. Авторы подсказывают, напоминают и предлагают помощь школьнику. Углубляются знания и умения детей по орфографии: введение нового способа письма: с пропуском орфограмм, с “окошками”, интересны тетради-задачники: они не заменяют, а лишь дополняют обычную рабочую тетрадь ребенка.

Стремилась довести до сознания ребенка, что сделать ошибку хуже, чем написать “ОКОШКО”. Письмо с “ДЫРКАМИ” вызвало у родителей непонимание, много пришлось убеждать их и доказывать свою правоту. Рада, что родители мне доверяют. Главная работа во втором классе – сформировать у детей умения писать с “ОКОШКАМИ”, а также познакомить их со способами проверки орфограмм слабых позиций изменением слов. При этом много внимания уделяла использованию памятки №3 “Не доверяем”, которая позволяла осуществить не только самоконтроль и самопроверку, но и взаимоконтроль.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Анализ контрольного списывания показал, что уровень орфографической зоркости у учащихся достаточно высокий: написали без ошибок – 12 чел., допустили 1 ошибку – 7 чел. На уроках большое внимание уделяла комментированию, использовала упражнения, направленные на классификацию слов с “окошками” по типам пропущенных орфограмм. С увлечением дети принимают участие в заданиях – “ловушках”, где проверка осуществляется с помощью родственного слова, проверка сильной позиции формы слова.

ИТОГОВЫЙ диктант меня обрадовал, т.к. дети показали следующие результаты:

безошибочных работ – 14; 1 ошибка – 6 чел. В среднем на одного ученика – 0,3ош. Естественно, что в классе есть слабые ученики, которые во время диктанта “перестраховываются”, пишут “окошки” в тех местах, где они уже могут проверить орфограмму на основании правила. Я думаю, это объясняется тем, что дети недостаточно быстро подбирают проверочные слова, у них слабый словарный запас, да и присутствует хитрость: лучше поставлю “окошко”, а думать не буду. В дальнейшей своей работе буду шире использовать знания речевого характера.

В учебнике представлена огромная работа по развитию речи учащихся: тексты для письменного пересказа, дополнительный материал – применяется такой способ письма, как изложение с созданием собственного высказывания. Ребята писали работу на тему: “Первые друзья” - мое первое изложение; изложение по плану - “Птица заговорила”.

Проведению этих работ предшествовали такие задания как:

а) умение анализировать образцовые тексты с точки зрения их построения;
б) научить понимать подтекст произведения : взаимоотношения героев, характер;
в) внедрение в активную речевую практику таких понятий как картинная и деловая речь, текст, тема, главная тема текста.

Анализ изложений показал: у 81% учащихся описание сохранено полностью;

79% - грамотно использовали языковые средства – передали отношение автора; 84% - избежали грамматический повтор; 70% - четко разграничивают тему и главную мысль.

ВЫВОД.

Развитию русской речи на уроках родного языка важно уделять должное внимание. Очевидна необходимость систематической работы, направленной на воспитание речевого этикета, интонационного богатства речи, правильности произношения, поскольку устная речь по вполне понятным причинам занимает лидирующее положение в жизни людей по сравнению с речью письменной.

Я вижу, как впервые при изучении грамматики целенаправленно проводится работа по развитию у школьников основных видов речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение. Интересна работа, которую предложили авторы учебника – это попробовать самому создать словесные зарисовки, этюды, загадки и рассказы. Я вижу с каким удовольствием мои малыши начинают творить, главное необходимо их увлечь: работают в группах, с товарищем или по рядам. Затем мы выбираем редактора и коррекционную группу: детиобсуждают полученный рассказ, не боятся критиковать, но и не забывают похвалить одноклассников, доказывают свою позицию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вот и закончились два года работы по новому учебнику, и что же я вижу:

а) учебная мотивация у учащихся к концу года выросла на 35%;
б) при ранжировании предметов ( математика, русский язык, окружающий мир, москвоведение, литературное чтение) – на первое место поставили русский язык – 35% уч.,; на второе место – 29% уч.

Следовательно, 64% учащихся отдали предпочтение родному языку.

Огромное значение имело обучение детей русскому языку по новому учебнику: смелое и увлекательное путешествие по стране родного языка – полное риска, опасностей и непредвиденных преград.

Свой рассказ о работе я хочу закончить словами великого поэта Г.Р. Державина: “Язык всем знаниям и всей природе ключ”. Покажите маленьким школьникам, что уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его стремление к самообразованию, совершенствованию своего духовного начала.