Интегрированный урок: русский язык + музыка + ИЗО по теме: "Общее понятие о тексте"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определённость границ предложений и их места в тексте);
  • познакомить с темой текста: учить определять тему, конструировать текст;
  • обучать коллективным формам работы; развивать речь уч-ся путём использования элементов “критического мышления”;
  • использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения; показать оценочную деятельность уч-ся; проконтролировать знания детей с помощью теста.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Раздаточный материал.
  2. Книги (с красиво оформленными красными строками).
  3. Иллюстрации к уроку.
  4. Рисунки детей.
  5. Магнитофон с записью музыки С. Рахманинова “Итальянская полька”, муз. В. Шаинского “Голубой вагон”.
  6. Набор слов “Логическая цепочка”.
  7. Алфавит с нумерацией букв.
  8. Учебник по русскому языку Т. Г. Рамзаевой, 2 класс (1-4).

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке: книги, ручки и тетрадки?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

Звучит мелодия песни “Голубой вагон”. Дети поют песню “Мы вместе”.

Каждый наш урок, как происшествие
Нам на радость всем оно дано,
Ждёт нас ежедневно путешествие.
Пусть же не кончается оно.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Вот так чудо из чудес: мы попали прямо в лес.
У зверей идёт урок. Пёс - учитель очень строг.

- Ребята, ученики “Лесной школы” тоже пишут в тетрадях, но необычных, “лесных”. Они лежат у вас на парте [2].

На партах у уч-ся лежат карточки со словарными словами в виде кленовых листочков. Они разных цветов: красные, желтые, зелёные. Уч-ся вставляют пропущенные буквы.

С.рока, в.рона, м.олоко, к.рова, гор.д, м.роз, в.робей.

- Что общего в этих словах? На какие группы их можно разделить?

Чтобы легче было запомнить данную группу слов, воспользуемся “Запоминалочкой”: “Сорока-ворона кашку варила на молоке от коровы. В городе был сильный мороз. Пришёл голодный воробей и всю кашку съел”.

А кашка была вот в таком горшочке в виде буквы О.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

- Те ребята, у кого зелёные листочки, должны вставить пропущенные буквы.

Ребята, у которых жёлтые листочки, выписывают названия птиц и составляют с ними словосочетания.

Те ребята, у кого красные листочки, составляют предложение с любым из слов и разбирают его по членам.

Дети выполняют задания.

- Ученики “Лесной школы” тоже получают оценки – “съедобные”. Красное яблоко получают за отличный ответ, жёлтое – за хороший, зелёный – за удовлетворительный ответ. Ну а те, кто проказничает на уроке, получают яблочко с червячком. В конце урока мы посмотрим, чей ряд соберёт богатый “урожай”.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель надевает на руку куклу – перчатку, изображая пса Барбоса. Он предлагает ребятам восстановить перепутанную логическую цепочку.

На карточках предложены слова: звуки, слова, слоги, предложения.

Ученик у доски восстанавливает цепочку:

Звуки – слоги – слова – предложения.

В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание [1].

- Текст,- отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово).

- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?

- Я думаю – это тема нашего урока, - сообщает ученик.

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Текст – что это такое? На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.

- Давайте поработаем с вами со схемой-рисунком “Яркие признаки текста”.

На доске цветок с разноцветными лепестками. Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало основная часть, концовка, ключевые слова, абзац, тема. Основная мысль.)

Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.

- Объясните каждый признак.

- Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Основная мысль – самое важное, главное, о чём говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.

Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделиться с нами своими мыслями и чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль).

- Теперь применим теоретические знания на практике.

РАБОТА НАД ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

По ходу работы дети выясняют значение слова горсть.

Рис.1

Рис. 2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

1. Две, несла, горсти, гороху, обезьяна, полные. (См. рис.1).

2. Осень, золотая, наступила. (См. рис.2).

3. Озером, над, лебеди, белые, летят. (См. рис.3).

- Что у вас получилось? Что позволяет судить об этом?

- Сколько вы записали предложений? О ком говорится в каждом из них?

- Сколько рисунков можно нарисовать к ним? Кто будет изображён на них?

- Связаны ли они между собой по смыслу?

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. (Текст записан на доске) [1].

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала всё. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала. (Л. Н. Толстой).

- Все ли слова понятны?

- Сравните составленные предложения и то, что вы сейчас прочитали.

- Что будет являться текстом? Почему?

- О ком говорится в 1 предложении? Во 2-м? В 3-м? В 4-м?

- Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям?

- Кто будет изображён на них? (См. рис. 1, 4, 5, 6,)

- Составленные предложения связаны между собой по смыслу или они о разном?

(- Я думаю, что это текст, но у него нет концовки. А я заметила, что у текста нет заглавия).

- Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной).

- Придумайте концовку. (Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами).

-Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста, я назову их).

- Итак, какой сделаем вывод? (Текст – это группа предложений, объединённых темой, основной мыслью. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу).

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

- Предлагаю вам задание на выбор.

1 уровень. – Выберите из текста и запишите предложение из 6 слов, разберите по частям речи, подчеркните главные члены.

2 уровень. – Выберите из текста и запишите предложение из 3 слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены.

Ученики приступают к работе. Два ученика работают у доски.

(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина).

Проверка. По ходу урока уч-ся получают за свои ответы яблоки соответствующих цветов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дети танцуют “Танец мотыльков” [4].

А знаете ли вы, что есть перелётные бабочки. Например, репейницы летят осенью на юг стаями. Зимуют они в Турции, Иране, Африке. Там они откладывают яйца и погибают. А их потомки прилетают к нам в июне. Отложив яйца, они тоже погибают. В конце лета появляются молодые репейницы, которые осенью отправляются в путь. Каждая бабочка только раз в жизни совершает огромное путешествие.

Бабочки адмирал тоже летят на зимовку за сотни километров. Причём летят не стаями, а в одиночку. Учёные до сих пор ищут ответы на вопросы: почему они улетают? Как ориентируются в дороге? Как выбирают свой путь?[3]

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧ-СЯ.

На уроке изобразительного искусства мы с вами рисовали бабочку. У каждого из вас она получилась по-своему замечательная. Вы дружно оценили работы товарищей, указали на достоинства и недостатки рисунка, исправили свои ошибки. Давайте покажем гостям ваши рисунки. Кто оценивает свою работу на “отлично”, становится в центре класса, на “хорошо” - справа от доски, “удовлетворительно”- слева от доски.

КОРРЕКТИРОВКА ТЕКСТА. (Текст распечатан для каждого ученика).

Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определённую последовательность.

- Перед вами текст. Прочитайте его.

Никита-охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е. Чарушину).

- Легко ли было читать текст? Почему?

(Очень трудно. Ничего не понятно. Нет знаков препинания. Нет границ предложений).

- Граница – линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания. Великий русский учёный М. В. Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст.

- Представьте себе, что вы корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо.

Самостоятельная работа уч-ся. Проверка работы в парах и на доске.

- Прочитайте текст. Докажите, что прочитали текст.

РАБОТА НАД ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ в группах.

Дом белый, а крыша у него розовая.

Вот наш дом. Он большой.

Они как мачты на сказочном корабле.

На крыше антенны.

Такой корабль я видел на картинке.

(По Г. Цыферову).

- Можно ли это назвать текстом? Почему? Восстановите текст.

Уч-ся карандашом нумеруют предложения в нужной последовательности.

- Озаглавьте. Что вы ещё узнали о тексте?

- Сделаем вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определённой последовательности).

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА ПРИ ПИСЬМЕ.

Уточнение представлений уч-ся об оформлении текста при письме.

Даются сведения из истории о том, когда и откуда пришло название красная строка. Вниманию уч-ся предлагаются для рассмотрения иллюстрационные книги, в которых в старинном стиле оформлена красная строка (См. рис. 7).

ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ТЕМЫ.

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак “ + ” - верное высказывание, знак “ - ” - неверное высказывание.

Учитель Ученики
1. Текст состоит из предложений. +
2. К тексту нельзя придумать заглавие. -
3. Все предложения в тексте имеют границы. +
4. Предложения в тексте не имеют определённой последоват-ти. -
5. В тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится. +
6. Каждая часть текста записывается с красной строки. +
7. Текст можно разделить на части. +

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

“Русский язык” Т. Г. Рамзаева, 2 класс (1-4).

- Рассмотрите задание упражнения 141, стр.75. О чём хотите спросить у меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?)

- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.

Трудно птицам зимовать. Надо птицам помогать. (А. Чепуров).

ИТОГ УРОКА.

-Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Что узнали?

Ответы детей:

- Мне понравилось писать в листиках-тетрадях словарные слова.

- Мне понравилось отгадывать по цифрам слово текст.

- Я узнал, что каждое предложение имеет границы.

- Я запомнил признаки текста.

- Мне интересно было работать корректором.

- Я смеялся, когда Астемир получил яблочко с червячком за то, что отвлекался.

Учитель подводит итог урока и просит показать “урожай яблок”, собранный уч-ся каждого ряда

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (по выбору).

Дописать концовку к тексту “Никита – охотник”; придумать и записать свой текст на любую тему; составить предложения о том, как вы помогаете птицам зимой.

- На следующем уроке мы с вами узнаем, какие бывают тексты. На уроке вы сами определите, к какому виду относится, написанный вами дома текст.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Литература

  1. Журнал “Начальная школа” №1, 1999, И. Б. Соколова, с.80-83; №12, 2002, О. В. Наумова, с. 63 – 66.
  2. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для учителя.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000, с.228.
  3. Литературно-художественный журнал для детей “Солнышко” № 7, 2006 , “В мире интересного”, с.6.
  4. А. И. Буренина. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., исправ. и допол. – СПб.: ЛОИРО, 2000.-220 с., с.106.