Пояснительная записка
Дисциплина “Фольклор в ДОУ” призвана ознакомить будущих воспитателей с русским детским фольклором, его своеобразием и спецификой, с особенностями и методикой использования фольклора в образовательном процессе ДОУ. Программа позволит вооружить студентов теоретическими и практическими знаниями, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности.
Непременным условием изучения данного курса является его связь с курсами дошкольной педагогики, психологии, детской литературы, методики музыкального развития.
Создавая программу, мы решили отдать приоритет знаниям, формирующим человека не равнодушного к своему отечеству, к своей культуре. Мы считаем, что основательное знакомство детей с родным языком, с фольклором должно происходить в детском саду под чутким руководством педагогов.
Фольклорные произведения всегда входили в книги для чтения в детском саду и в программы по музыкальному воспитанию. Мы решили ввести студентов в фольклор с помощью урока - основной формы обучения.
Фольклор на нашем уроке не приложение к основной теме, а наоборот, весь урок отдан различным жанрам фольклора, разнообразным явлениям духовной культуры русского народа. Цель урока - научить будущих педагогов понимать и чувствовать произведения фольклора в его специфике. Одна из главных задач каждого урока - активизация речевой культуры и умение употреблять поэтическое народное слово в повседневной жизни в работе с детьми.
Наша программа- это интегрированный курс музыки, литературы, истории, созданного на основе фольклора.
В результате изучения курса студенты должны уметь организовать работу с детьми на занятиях и в повседневной жизни, составлять конспекты занятий, самостоятельно работать с литературой.
При организации учебных занятий предусматриваются различные формы работы: лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Задача первой темы - познакомить студентов со своеобразием народного поэтического искусства, с определением фольклора и его значением, родах и видах поэтического искусства, историей развития.
При рассматривании второй темы, студенты узнают о своеобразии и специфике детского фольклора, его классификации, жанрах.
В третьей теме студенты знакомятся с календарно- обрядовой поэзией.
Четвёртая тема посвящена методике использования фольклора в образовательном процессе ДОУ.
Предлагаемое распределение материала по практическим занятиям примерное. Наша программа рассчитана на 32 часа обучения. Отобранный материал представляет собой блок уроков, подчинённых единой теме, с соблюдением межпредметных связей.
Тематический план учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных часов |
||
Всего |
Лекции |
Практика |
|
Введение Своеобразие народного поэтического искусства |
2 |
2 |
|
Раздел 1 Народное поэтическое творчество |
10 |
||
1.1.Специфика детского фольклора, его жанры и классификация 1.2. Поэзия пестования. Бытовой и потешный фольклор. 1.3. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, частушки. 1.4. Игровой фольклор. 1.5.Народный театр. |
2 1 1 1 1 |
1 1 1 1 |
|
Раздел 2. Календарно-обрядовая поэзия |
6 |
||
2.1. Происхождение, собирание, изучение и значение календарно- обрядовой поэзии. 2.2. Зимние и весенние календарные обычаи и обряды. 2.3. Летние обряды и обряды времени уборки урожая. |
2
2 2 |
||
Раздел 3 Использование фольклора в образовательном процессе ДОУ. 3.1. Методика работы с фольклором. Фольклорные занятия: значение, принципы построения. 3.2. Роль фольклора, родной культуры, народного искусства в интеллектуально- эстетическом воспитании и развитии детей. 3.3. Формирование у детей интереса к фольклору. Использование малых фольклорных форм для формирования образной речи дошкольников. 3.4. Фольклор в физическом воспитании и повседневной жизни малышей. 3.5. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению. 3.6. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. |
14 |
2
2
1
2 1 1 |
1
2 1 1 |
Всего по дисциплине |
32 |
23 |
|
Введение
Студент должен знать
- О своеобразии народного поэтического искусства;
- Определение фольклора и его значение;
- Роды и виды народного поэтического искусства;
- Историю развития русского фольклора.
Уметь:
- Доказывать связь фольклора с другими видами искусства;
- Выделять особенности содержания фольклора
Содержание: Студенты знакомятся со своеобразием народного поэтического искусства, его родами и видами истории развития.
Раздел 1. Народно-поэтическое творчество
Тема 1.1. Специфика детского фольклора, его жанры и классификация.
Студент должен знать:
- Специфику детского фольклора;
- Жанры и классификацию детского фольклора;
- Отношение , взгляды учёных и писателей к детскому фольклору.
Уметь:
- Давать характеристику разных подходов к классификации детского фольклора;
- Проводить сравнительный анализ состояний исследований по детскому фольклору.
Содержание: Студенты получают знания о специфике, жанрах, классификации детского фольклора, знакомятся с отношением и взглядами учёных и писателей к детскому фольклору.
Самостоятельная работа:
Написать сообщение на тему “История собирания и изучения детского фольклора”
Тема 1.2. Поэзия пестования. Бытовой и потешный фольклор
Студент должен знать:
- Влияние народной педагогики и психологии на развитие детского фольклора;
Генезис и художественный стиль колыбельной песни, пестушек, потешек, прибауток и докучных сказок;
- Многофункциональность, сочетание игровой и вербальной магической силы бытового фольклора.
Уметь:
- Подбирать практический материал по теме;
- Доказывать положительное влияние поэзии пестования на эмоциональное развитие детей
Содержание: Студенты знакомятся с генезисом и многофункциональностью детского фольклора. В процессе изучения данной темы получают сведения о влиянии народной педагогики и психологии на развитие детского фольклора.
Самостоятельная работа:
Вписать в педкопилку колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, приговорки и т.д.
Тема 1.3. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, частушки
Студент должен знать:
- Жанровые признаки, классификацию, идейную направленность сказок;
- Виды, значение, общественную ценность, художественные особенности пословиц, поговорок;
- Идейно- тематическое содержание и происхождение загадок;
- Поэтику частушек.
Уметь:
- Определять ценность и значимость сказок, пословиц, поговорок, загадок;
- Осуществлять тематический подбор сказок, пословиц, поговорок, загадок.
Содержание: Изучая данную тему, студенты закрепляют, уточняют знания, полученные в процессе изучения курса детской литературы: жанровых признаках, классификации сказок, видах, значении, художественных особенностях пословиц, поговорок, частушек, идейно- тематическом содержании загадок
Самостоятельная работа: Студенты дополняют записи, используя статьи хрестоматии Минц С.И., Померанцевой Э.В. “Сказка, её бытование и носители”, “Первые сказки”, “Содержание и форма пословицы и поговорки” Делают записи в педкопилку.
Тема 1.4. Игровой фольклор
Студенты должны знать:
- Определение жанра, собирание игр, хороводов, плясок
- Содержание игр, хороводов, плясок
Уметь:
- Проводить игры, хороводы
- Работать с первоисточниками, подбирать игры, хороводы
Содержание: Изучая данную тему студенты получают знания о собирании игр, хороводов, плясок, их содержанием, совершенствуют навыки работы с первоисточниками.
Самостоятельная работа: Сделать подборку игр и хороводов и записать в педкопилку.
Тема 1.5. Народный театр
Студент должен знать:
- Историю народного театра;
- Театр Петрушки, понятия: игрища, народная драма
Уметь:
- Организовать и провести театр Петрушки
- Драматизировать небольшие по объёму произведения фольклора
Содержание: Студенты получают сведения из истории народного театра, его разновидностях, совершенствуют навыки организации и проведения театра Петрушки.
Самостоятельная работа: пополнить педкопилку, играми-драматизациями, сценариями театра Петрушки
Раздел 2. Календарно-обрядовая поэзия
Тема 2.1. Происхождение, собирание, изучение и значение календарно- обрядовой поэзии
Студент должен знать:
- Происхождение и значение календарно- обрядовой поэзии.
- Методику использования календарно- обрядовой поэзии в работе с детьми.
Уметь:
- Работать с первоисточниками и находить необходимую информацию.
- Использовать теоретические знания в работе с детьми.
Содержание: Изучая данную тему, студенты познакомятся с происхождением и методикой использования календарно- обрядовой поэзии.
Самостоятельная работа: Дополнить записи, пользуясь статьями журналов “Дошкольное воспитание”
Тема 2.2. Зимние и весенние календарные обычаи и обряды
Студенты должны знать:
- Зимние календарные работы, обычаи, праздники (колядки. Васильев день)
- Масленичные календарные обряды, веснянки, Егорьевские песни, вьюнишные обряды.
Уметь:
- Планировать работу с детьми по ознакомлению с зимними и весенними календарно- обрядовыми обычаями и праздниками
- Отбирать необходимый материал и использовать его в практической деятельности
Содержание: Студенты получают сведения о зимних и весенних календарных обычаях и обрядах, учатся планировать работу с детьми на зимне-весенний период.
Самостоятельная работа:
- Составить план работы с детьми по ознакомлению с обычаями, праздниками, календарными работами на период зима- весна.
- Дополнить пед.копилку сценариями праздников, литературным материалом.
Тема 2.3. Летние обряды и обряды времени уборки урожая
Студент должен знать:
- Летние календарные работы и обычаи. Троицкие обряды и праздники.
- Календарные обряды времени уборки урожая.
Уметь:
- Планировать работу с детьми по ознакомлению с летними и осенними календарными обычаями, праздниками.
- Осуществлять отбор необходимого материала для использования в работе с детьми.
Содержание: Студенты знакомятся с летними календарными работами и обычаями и календарными обрядами времени уборки урожая, получают практические навыки по планированию работы с детьми на весенне-осенний период.
Самостоятельная работа:
- Составить план работы с детьми по ознакомлению с обычаями, праздниками, календарными работами на летне-осенний период.
- Дополнить педкопилку сценариями праздников, литературным материалом.
Радел 3. Использование фольклора в образовательном процессе ДОУ
Тема 3.1. Методика работы с фольклором. Фольклорные занятия: значение, принципы построения
Студент должен знать:
- Методику работы с фольклором
- Значение и принципы построения и организации занятий.
Уметь:
- Организовать работу с детьми
- Использовать разные формы работы с детьми
Содержание: Изучая данную тему студенты знакомятся с методикой работы с фольклором и принципами построения и организации занятий.
Самостоятельная работа:
Пополнить педкопилку конспектами занятий по ознакомлению с фольклором.
Тема 3.2. Роль фольклора, родной культуры, народного искусства в интеллектуально- эстетическом воспитании и развитии детей
Студент должен знать:
- Цели и задачи интеллектуального и эстетического воспитания детей
- Значение фольклора в воспитании и развитии детей
- Приёмы работы с детьми
Уметь:
- Использовать свои знания и умения в работе с детьми
- Обогатить знания детей, их впечатления сведениями о родной культуре, народном искусстве, в процессе занятий и повседневной жизни.
Содержание: При изучении данной темы студенты получают знания о значении фольклора в воспитании детей, приёмах работы, знакомятся с целями и задачами интеллектуального и эстетического воспитания детей.
Самостоятельная работа: Дополнить записи примерами, приёмами, используя предложенные статьи журналов - Дошкольное воспитание.
Тема 3.3.Формирование у детей интереса к русскому фольклору. Использование малых фольклорных форм для формирования образной речи дошкольников
Студент должен знать:
- Методы и приёмы формирования интереса к фольклору
- Методику использования малых фольклорных форм для формирования образной речи дошкольников
Уметь:
- Организовать работу с детьми
- Использовать малые фольклорные жанры способствующие формированию образной речи у дошкольников
- Использовать разные формы работы с детьми
Содержание: Данная тема призвана познакомить студентов с методикой формирования у детей интереса к фольклору, методикой использования малых фольклорных форм для формирования образной речи дошкольников.
Самостоятельная работа: Студенты дополняют записи изложения примерами из опыта работы, дополняют педкопилки фольклорным материалом.
Тема 3.4. Фольклор в физическом воспитании и повседневной жизни малышей
Студент должен знать:
- Методику использования фольклора в физическом воспитании дошкольников
- Место фольклора в повседневной жизни детей
Уметь:
- Применять произведения фольклора, осуществляя физическое развитие детей
- Включать в повседневную жизнь разнообразные фольклорные жанры
Содержание: При изучении данной темы студенты приобретают знания методики использования фольклора в физическом воспитании дошкольников и в процессе повседневной жизни.
Самостоятельная работа: Студенты дополняют педкопилки практическим материалом.
Тема 3.5. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению
Студент должен знать:
- Значение русской народной песни в воспитании дошкольников
- Методику знакомства с русской народной песней
- Хороводные, игровые русские и народные песни.
Уметь:
- Осуществлять отбор песен в соответствии с возрастом детей
- Использовать русские народные песни в различных видах деятельности детей.
Содержание: Изучая данную тему, студенты узнают о значении русской народной песни в воспитании дошкольников, знакомятся с методикой ознакомления дошкольников с русской народной песней, приобретают навыки отбора песен в соответствии с возрастом.
Самостоятельная работа: Студенты записывают в педкопилки песенный и хороводный репертуар.
Тема 3.6. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей
Студенты должны знать:
- Понятие музыкальных способностей, их виды
- Средства развития музыкальных способностей
Уметь:
- Применять музыкальный фольклор в работе с детьми
Содержание: Студенты закрепляют знания о музыкальных способностях, их видах, средствах развития, получают навыки применения музыкального фольклора в работе с детьми.
Самостоятельная работа: Студенты пополняют педкопилки практическим материалом
Список использованной литературы
- Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М. 1983
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор М. 1987.
- Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия М.1971.
- Михайлова М. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль 2001.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.1998.
- Русское народное поэтическое творчество / Под. Ред. А.М.Новиковой. М.1986.
- Хрестоматия по истории русской фольклористике. М. 1973.
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под. Ред. Орловой Л.К. Владимир 1995.
- Брыкина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению // Дошкольное воспитание №7- 1980.
- Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.
- Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание № 7- 1998.
- Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное воспитание №8-2000.
- Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание № 9- 1993.
- Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.
- Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей //Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.
- Павлова Л. Фольклор: Педагогика раннего детства // Дошкольное воспитание, №4 – 1990.
- Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание № 2,6, 7, 10- 1990.
- Ряховская К. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание, № 6 – 1990.