1 сентября в 4 классе.
Цели:
развивать у учащихся познавательный интерес к народам разных стран, их традициям, культуре;
развивать воображение, творческие способности;
воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь к семье, к окружающему миру.
Оборудование: карта России, картины и слайды с изображением национальных костюмов, людей разных народов, ватман, краски, мяч, ТСО.
По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовёт на урок Знаний.
Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир – мир знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее.
1 ученик:
Звенит звонок,
Рассыпав смех весёлый,
Истосковался
В летний час по нас.
2 ученик:
День добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный,
Светлый класс!
3 ученик:
Опять ребят
Зовёшь ты на рассвете –
Счастливых,
Загорелых,
Озорных.
ВСЕ:
«Мы снова вместе, дети!» –
И нас встречаешь,
Как друзей своих.
НА ДОСКЕ: (Во время работы со стихотворением используется презентация)
«Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один– рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А РОДИНА РОССИЯ
У нас у всех одна.
– О какой Российской семье говорится?
– Найдите все непонятные слова.
– Кто такие одни? Другие?
– Что такое черкеска? (Найдите это слово в словаре Ожегова.)
– Какие бывают халаты? Когда их надевают? Почему в халатах?
– Что значит с рожденья рыбак? Оленевод?
– Что такое кумыс? Из чего его готовят?
– Как готовят мёд?
– Что значит милее осень? Весна?
– Как понимаете: язык свой и наряд?
– Почему народов много, а Россия одна? Как понимаете?
Учитель дополняет.
Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, которые живут в веках и передаются из поколения к поколению. В традициях отражаются быт, взаимоотношения, кухня, культура, другими словами - особенности и своеобразие данного мира.
– Что такое культура? Культурный человек?
КУЛЬТУРА – это способ жизни людей, в рамках этого народа .Всякая культура несёт внутри себя определённый образ жизни, основанный на системе ценностей
(мифы, сказки, легенды, ритуалы, игры.)
– Найдите в словаре Ожегова понятие – культура.
Несходство людей разных национальностей проявляется не только в языке, но и в костюмах, предметах быта, праздниках, танцах, фольклоре.
Костюм – важный элемент народной культуры. Национальные костюмы бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. (Демонстрация костюмов и людей разных национальностей.)
– Как вы думаете, почему в конце стихотворения фотография нашего класса?
– Можно сказать, что наш класс – СЕМЬЯ?
– Что значит семья? дом?
– Какие бывают дома? Кто живёт в домах?
– А какие слова вспоминаются, когда мы говорим слово «ДОМ?»
(Мама, папа, тепло, уют и т. д.)
– Чем красен дом? Что вам больше всего нравится в вашем доме? Что нужно делать, чтобы дом был всегда светлым, радостным, счастливым?
СВОЙ ДОМ НУЖНО ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ!
– Как вы думаете, почему?
– А наш класс– это дом?
(Дети стоят по кругу и держатся за руки; звучит мелодия.)
– Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза, возьмитесь за руки и послушайте меня.
«Другой человек – есть радость для тебя…
Окружающий мир – есть радость для тебя.
Ты всегда радость для другого.
Уважай, люби. Всё, что на Земле, – это чудо!»
Прислушайтесь к звукам в нашей комнате, к звукам, доносящимся с улицы. Послушаем своё дыхание! А теперь, почувствуем свою правую руку, а в ней – руку соседа; левую руку и руку соседа слева.
Представьте, что через руки бежит невидимый ручеёк. Этот ручеёк в виде тепла, доверия, поддержки друг друга. Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
/Дети на ватмане обводят свою руку и подписывают, раскрашивают./
«ЛАСКОВОЕ ИМЯ».
– Вспомните, как вас ласково зовут дома?
/Ребенок бросает мяч другому ребенку и называет свое имя, а другой должен постараться запомнить/.
– А как папа ласково называет маму? А мама папу?
МОЕ КРАСИВОЕ ИМЯ.
Ярким фломастером написать свое имя на листе бумаги. Разрисовать, украсить своё имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
– Дополни. « Мой дом самый …, потому что…»