Постановка проблемы:
Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей с ЗПР (особенно, если приходят в группу новые дети 4-5 лет) очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить корову от козы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коровка» или «маленькая лошадка» (и это еще в лучшем случае). Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы, притяжательных местоимений и прочее, что присуще для детей с ЗПР, так как у них обычно присутствует и общее недоразвитие речи). У наших детей очень слабая речевая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в данной теме очень благодатный и многообразный материал и для развития памяти детей и для формирования связной речи. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы да и многие еще другие, мною были разработаны проекты по темам «Домашние животные» и «Домашние птицы», т.к. эти темы очень близки по своему содержанию и практически относятся к единой теме «Животные».
Цель: Расширение и обобщение знаний детей о домашних животных. Коррекция речевых и психических процессов.
Задачи:
- Узнавание и правильное называние домашних животных и их детенышей: для детей старшей группы (2-я подгруппа)- корова, свинья, лошадь, собака, кошка + коза, овца - для детей подготовительной группы (1-я подгруппа);
- Расширение знания о том, чем питаются животные, где живут, какую пользу приносят людям;
- Формирование словаря:
- расшрять запас слов, обозначающих названия действий и признаков;
- научить использовать в речи существительные с обобщающим значением (ферма, скотовод, водопой);
- Совершенствование лексических и
грамматических средств языка:
- учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными (коровий хвост, лошадиная грива, козьи копытца);
- учить образовывать однородные слова со словами-названиями животных (кот- котик- котенок - котята);
- упражнять в использовании в разговорной речи существительные множественного числа (много коров, лошадей, коз), а так же существительные родительного падежа единственного числа (нет коровы, козы, лошади);
- Коррекция звукопроизношения свистящих и шипящих звуков на основе специально подобранных упражнений и чистоговорок;
- Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок);
- Коррекция речевой памяти посредством заучивания стихов-шуток с опорой на зрительное восприятие;
- Формирование обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними);
- Коррекция двигательной сферы на основе операций с общей и мелкой моторикой.
- Коррекция психических процессов (внимания, логического мышления) на основе подобранных дидактических и развивающих игр;
- Коррекция волевой сферы на основе упражнений психо - гимнастики.
Предполагаемый результат:
С учетом того, что в группе ЗПР всего 10 детей и из них: 4 человека шестилетки, 6 человек – 4-5 лет (один ребенок не говорящий).
1. Предполагается усвоение программы по данной теме:
- на оптимальном уровне - 3 детей
- на достаточном уровне - 6 детей
2. Благодаря усвоению детьми метода проектов будет создана целостная развивающая система, объединяющая учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей.
3. Улучшится речевая память у - 9 детей.
4. Научатся составлять описательные рассказы о животных - 3 детей; пересказывать короткие литературные тексты о животных - 8 детей; составлять рассказы по сериям сюжетных картинок - 7 детей.
Популяризация проекта
Будет осуществляться разными путями:
- через оформление стенда в кабинете н темы «Домашние животные»;
- через проведение занятий на темы: пересказ В. Сутеева «Кто сказал мяу?» (все дети) составление рассказов по серии сюжетных картинок «Кот-шалун» (подг.группа) и пересказ В. Сутеева «Три котенка» по опорным картинкам (дети ст.гр.);
- через презентацию проекта на родительском собрании в группе;
- через создание совместной книги о животных;
- через драматизацию.
Оценка результатов
Оценка эффективности результатов по итогам работы будет поводиться по результатам промежуточной диагностики (в январе).
Оценка социально- личностного развития детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, их речевого творчества.
Субъекты: дети, воспитатели, родители, дефектолог.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (на тему: «Домашние животные»)
№ п-пРазделы программыВиды деятельности
1.Познавательная
1. Рассматривание фигурок животных, иллюстраций о животных, книг: «Чья мама?», «Кто, где живет?»
2. Оформление стенда в кабинете дефектолога по данной теме (по всем направлениям речевой деятельности);
2.
3. Художественная литература и речевое общение
Психо-коррекционная
1. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Кто сказал мяу», чтение сказок «Бычок - смоляной бочок», «Три поросенка»;
2. Заучивание стихов (см. картотеку):
С. Кочан «Про кота»,
И. Жуков «Что за шутки», «Киса».
3. Пересказ коротких описательных текстов с опорой на схемы: «Корова», «Свинья» (все дети)
4. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (с опорой на модели): «Кот- шалун» (1-я подгруппа), «Три котенка» (2-я подгруппа)
5. Заучивание загадок о животных.
1. Пальчиковая игра «Шел баран по крутым горам»
2. Упражнение с прищепками «Кусается сильно
котенок-глупыш» (О. И. Крупенчук).
3. Этюд на тренировку мышц живота »Спящий
котенок» (М.И. Чистякова - «Психогимнастика»);
4. Этюд на выражение внимания и сосредоточенности
«Собака принюхивается» («Психогимнастика»);
5. Этюд на выражение удовольствия и радости
«Ласка» («Психогимнастика»);
6. Физ-минутка «Кот-хвастун».
4.Игровая
1. « Логико - Малыш», Мир животных, карты № ( на
закрепление темы о животном мире)
2. Кубики: «Чьи детки?», «Бычок - смоляной бочок»
3. Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Кто мы, угадай?», «Чем их
накормить?»
4. Хороводные игры:
«Ах, как мыши надоели», «Тише, мыши»
5.<>Конструктивно-изобразительная
1. Составление из геометрической мозаики ( по
образцу-картинке): «Свинья», «Кот» ( 1-я подгруппа).
2. «Чехарда» - складывание животных из 3-х
разрезных картинок (2-я подгруппа).
3. Лепка: «Собака», «Кошка» (1-2 подгруппы)
4. Рисование животных от овала с помощью
трафарета (свинья, собака, кот) 1-2 подгруппы.
6.
Музыкальная1. Прослушивание голосов животных
(запись «В деревне»).
2. Слушание и разучивание песен: «Кто пасется на
лугу?», «Серенькая кошечка»
7.Математика логика пространство1. Счет фигурок
животных до 5-10 (сочетание числительного с
существительным).
2. Решение арифметических задач: ( 2 подгр.- до 5, 1
подгр. - до10)
3. Игры «Танграм», темы: «Собака», «Конь» (1-я
подгруппа);
4. Рисование от «волшебной точки»: «Собака»,
«Конь» (1 подгруппа).
8.Обучение грамоте
1. Глобальное чтение слов: кошка, собака, корова,
свинья, лошадь, коза, баран, телятница, доярка,
пастух.
2. Выкладывание этих слов из букв и деление их на
части.
3. Звукобуквенный анализ слов: кот, котик, коза.
4. Составление простых предложений с этими
словами и их анализ. (2 подгруппа: 2-3 словных
предложений, 1-подгруппа: 3-4 словных).
5. Подбор синонимов к слову «собака» ( пес, псина,
Бобик, моська, шавка).