Уроки письма начинаются с введения учеников в мир прекрасного, что совпадает с принципами методики М.С. Соловейчик. Осознают, что прекрасное можно создать и руками человека. Письмо – это тоже труд, труд умственный и физический. Все предъявляемые учащимся требования представляют для них большие трудности: вызывают сильное мышечное напряжение и быстро их утомляют. Поэтому наипервейшая задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику освободиться от этой напряжённости. А освободить ребёнка от напряжения можно только через игровую деятельность (эта деятельность является ведущей в работе с детьми данного возраста).
Моя задача - научить ребёнка писать красиво и писать грамотно. Как я это делаю на самом первом, самом трудном этапе в обучении детей на этапе обучения грамоте, рассмотрим на примере одного из уроков.
Как уже говорилось выше, работаю я с “Чудо прописями” и “Моими первыми тетрадками”. Стиль письма и задания в тетрадях различны. А мне нужно подчинить их одной – научить действовать по алгоритму. Алгоритму письма и алгоритму звукового анализа слов. Каждый из алгоритмов учит ребёнка распределять внимание, а также учит самоконтролю.
Первые уроки в прописях отводятся на развитие двигательных навыков кисти руки, развитию глазомера, нахождению рабочей и дополнительных строчек. Дети узнают, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии, учатся писать наклонные линии и линии с закруглением внизу (“качалочкой”), пишут крючковую линию, учатся соединять элементы букв между собой, знакомятся с ролью “секретика”. На данном этапе работы дети запоминают большое количество различных терминов – последовательностью письма, т.е. алгоритмом.
Для знакомства с алгоритмом письма я использую “Чудо-прописи”, а для работы по формированию основных понятий периода обучения грамоте – “Пропись” (Мои первые тетрадки) и “Чудо-пропись”.
Цели урока: научить писать строчную букву а, “набирать” её из изученных элементов букв; развивать фонетико-фонематическое восприятие, артикуляционное понимание звука, навыки самоконтроля и самоанализа, понятийное мышление, зрительное восприятие, память, образное мышление, аналитико-синтетические умения и навыки; учить умению точно воспроизводить образец, чёткой последовательности звукобуквенного анализа дальнейшей отработкой понимания предложения и его признаков; формировать произвольное внимание; воспитывать культуру речи, усидчивость, аккуратность и трудолюбие, любовь к родной природе, бережное к ней отношение, культуру поведения и общения друг с другом; поощрять взаимопомощь, умение радоваться не только за свой успех, но и за успех одноклассников.
Оборудование:
- “Чудо-пропись” под редакцией В.А. Илюхиной.
- “Пропись” “Мои первые тетрадки” под редакцией Н.М. Бетеньковой, Д.С. Фонина.
- Рисунки с изображением животных. (Рак, карась, утята, аист, арбуз, барабан)
- Натуральные астры.
- Цветные мелки.
- Цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Все готовы мы трудиться, нам никак нельзя лениться.
Пропись дружно открываем и о лени забываем.
Делаем упражнения, активизирующие мыслительную деятельность: “Шапочка”, “Ленивые восьмёрки” (стр. 14 “Чудо - прописи” и стр.22 “Прописи” - “Мои первые тетрадки”).
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать буквы.
а) Знакомство с графическим образом буквы а.
Учитель. На доске мы видим знакомые элементы букв. Назовите их, пожалуйста. ( Дети называют: наклонная короткая линия, длинная наклонная линия, “крючок”, “качалочка”, “секретик”, короткая наклонная линия с “ качалочкой”, линия с “качалочкой” и “крючком” и “секретом”).
Посмотрите на письменную строчную букву “а”. Хватит ли этих элементов для написания буква “а”? (Нет)
А какую букву можно “набрать” из данных элементов? (И)
Предлагаю одному из учеников написать строчную букву “и” на доске.
Учитель. А можно ли букву и превратить в букву “а”? Покажите, как это можно сделать. (На доске учащиеся показывают, используя цветные мелки.)
К доске приглашается один из учеников. Буква “и” превращается в букву “а”.
Учитель. Благодаря какому элементу буква “и” превратилась в букву “а”?
Дети называют этот элемент – “шапочка”.
б) Письмо элементов буквы “а” коллективно с объяснением учителя.
Учитель. С какого места рабочей строки нужно начинать писать букву “а”? (С 1/3 сверху в узкой рабочей строке) Приготовиться к письму. Какие правила письма необходимо вспомнить? (Повторяем правила письма: положение тетради, ручки, посадка при письме).
Знакомлю с алгоритмом написания буквы а:
Ставлю ручку на 1/3 сверху в узкой рабочей строке, ухожу влево вверх, задерживаюсь на верхней линеечке рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, пишу “качалочку”, поднимаюсь по крючковой линии до середины рабочей строки, пишу “секретик” (соединяю с началом буквы), по секрету опускаюсь вниз по наклонной линии, “качалочка”, крючок до середины рабочей строки.
Сначала показываю на образце, а потом вместе с детьми пишу мелом на доске. (Дети пишут в воздухе.)
в) Письмо буквы “а” под объяснения учащихся. (Первая рабочая строка в прописи.)
Физкультминутка. (На этом этапе урока использую Су-Джок-здоровьесберегающие технологии.)
г) Анализ соединений буквы “а” в словах. Закрепление изученного о звуках и буквах.
На данном этапе урока использую барабан (игрушечный). Несколько раз отбиваю ритм на барабане.
Учитель. Что вы сейчас услышали? (Звуки барабана). К каким звукам мы отнесём эти звуки? (Музыкальные). Назовите предмет, издаваемый эти звуки. А что теперь вы услышали? (Звуки речи). Что вам известно о звуках нашей речи? (Звуки бывают гласные и согласные.) Что вам известно о звуках согласных? Что вам известно о звуках гласных?
Звук [а] – он какой? (Гласный). Как вы это определили? Сколько раз этот звук встречается в слове барабан?
Найдите слово барабан в прописи. Разместите звуки слова барабан, каждый в свою квартиру. (Дети рисуют в звуковой схеме слова условные обозначения звуков, а один из учеников набирает схему слова на доске магнитными карточками, на данном этапе дети используют обозначения звуков по Соловейчик М.С.)
Проверка. Сравните свои схемы с тем, что вы видите на доске. Что вы можете сказать?
Посмотрите, какое соединение использовано для соединения буквы “а” с другими буквами слова. Какой элемент для этого используется? (Крючковая линия и “секретик”.)
По доске все вместе под комментарий учителя соединяют букву а с другими буквами в слове. (Барабан)
Физкультминутка. Упражнение “Сова”.
3. Закрепление изученного.
а) Дальнейшая работа над графическим изображением буквы “а” продолжается в “Прописи” Мои первые тетрадки – стр.22.
Посмотрите на доску. Какая птичка принесла нам букву “а” во второй прописи? (На доске рисунок с аистом.)
(Это аист)
А почему, именно эта птичка её принесла? (Слово начинается со звука [а].)
Учитель. Посмотрите на написание буквы “а”. Что вы заметили?
(Есть отличия в написании.)
Учитель. Какие известные элементы буквы “а” вы нашли?
Выделите их зелёным цветом.
На свободной строке напишем по образцу с доски под объяснение (алгоритм) букву а. (Можно предложить детям написать букву “а” чередуя с букой “и”.)
б) Самоанализ написанного.
Учитель. Найдите самую красивую букву, написанную вами в прописи, отметьте её восклицательным знаком. Почему мы отмечаем эту букву именно восклицательным знаком? (Мы радуемся)
Какая буква вам не очень понравилась и почему?
У меня на доске барсук тоже (герой из “Чудо - прописи”) написал несколько букв. Какие из этих букв у него не удались?
Ученики отмечают недостатки в написании букв.
Учитель. А сейчас мы немного поиграем.
в) Игра. Я буду называть слова со звуком [а] в начале слова, середине, конце. Если вы услышите звук в начале – вы хлопаете, если в середине – вы топаете, а если в конце – поднимаете руки вверх.
Слова: аист, мак, рак, масло, кошка, улица, шишка, пенал, август, астра.
(Астра – в данном слове звук [а] и в начале слова и в конце.)
Учитель. Какое слово вас пыталось запутать? (Астра)
Показываю букет из астр.
На что похожи лепестки этих цветов?
Астра – в переводе с греческого означает “звезда”. Её лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами.
Учитель. Найдите это слово в прописи, обведите букву “а” в слове и разместите звуки в схеме слова. Сколько слогов в этом слове? Как вы это определили? Что вспомнили? Какой слог ударный? Что можно сказать о согласных звуках этого слова? Что известно о звуке [р]?
4. Работа с предложением.
Учитель. Что изображено на доске? (На доске схема предложения.)
Что такое предложение? Как при письме отделить одно предложение от другого? Прочитайте предложение из прописи.
Каков разум, таковы и речи.
Как вы понимаете смысл высказывания? Какая буква пропущена в словах этого предложения? Впишите букву “а” в слова.
Подчеркните зелёным цветом правила, которые необходимо помнить при записи предложения. (Дети подчёркивают: заглавную букву, пробелы (раздельное написание слов в предложении), точку в конце предложения.)
Подведение итогов урока.
Учитель. Какую букву мы учились писать на уроке?
Раздаю заготовленные листочки в узкую линейку. Предлагаю детям написать букву “а” на листочке. Самые красивые буквы отправляются в “волшебную шкатулку” - шкатулка детских достижений.
Чему ещё мы учились на уроке?
На образце этого урока я попыталась показать, как можно использовать, подчиняя единым требованиям работу с совершенно разными стилями письма и оформлением фонетической работы в уже готовых схемах, некоторые приёмы работы над формированием орфографической зоркости, развитием фонематического слуха, обогащение словаря учащихся.