Урок обучения грамоте (письмо) по теме: "Письмо строчной буквы "а"

Разделы: Начальная школа


Уроки письма начинаются с введения учеников в мир прекрасного, что совпадает с принципами методики М.С. Соловейчик. Осознают, что прекрасное можно создать и руками человека. Письмо – это тоже труд, труд умственный и физический. Все предъявляемые учащимся требования представляют для них большие трудности: вызывают сильное мышечное напряжение и быстро их утомляют. Поэтому наипервейшая задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику освободиться от этой напряжённости. А освободить ребёнка от напряжения можно только через игровую деятельность (эта деятельность является ведущей в работе с детьми данного возраста).

Моя задача - научить ребёнка писать красиво и писать грамотно. Как я это делаю на самом первом, самом трудном этапе в обучении детей на этапе обучения грамоте, рассмотрим на примере одного из уроков.

Как уже говорилось выше, работаю я с “Чудо прописями” и “Моими первыми тетрадками”. Стиль письма и задания в тетрадях различны. А мне нужно подчинить их одной – научить действовать по алгоритму. Алгоритму письма и алгоритму звукового анализа слов. Каждый из алгоритмов учит ребёнка распределять внимание, а также учит самоконтролю.

Первые уроки в прописях отводятся на развитие двигательных навыков кисти руки, развитию глазомера, нахождению рабочей и дополнительных строчек. Дети узнают, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии, учатся писать наклонные линии и линии с закруглением внизу (“качалочкой”), пишут крючковую линию, учатся соединять элементы букв между собой, знакомятся с ролью “секретика”. На данном этапе работы дети запоминают большое количество различных терминов – последовательностью письма, т.е. алгоритмом.

Для знакомства с алгоритмом письма я использую “Чудо-прописи”, а для работы по формированию основных понятий периода обучения грамоте – “Пропись” (Мои первые тетрадки) и “Чудо-пропись”.

Цели урока: научить писать строчную букву а, “набирать” её из изученных элементов букв; развивать фонетико-фонематическое восприятие, артикуляционное понимание звука, навыки самоконтроля и самоанализа, понятийное мышление, зрительное восприятие, память, образное мышление, аналитико-синтетические умения и навыки; учить умению точно воспроизводить образец, чёткой последовательности звукобуквенного анализа дальнейшей отработкой понимания предложения и его признаков; формировать произвольное внимание; воспитывать культуру речи, усидчивость, аккуратность и трудолюбие, любовь к родной природе, бережное к ней отношение, культуру поведения и общения друг с другом; поощрять взаимопомощь, умение радоваться не только за свой успех, но и за успех одноклассников.

Оборудование:

  1. “Чудо-пропись” под редакцией В.А. Илюхиной.
  2. “Пропись” “Мои первые тетрадки” под редакцией Н.М. Бетеньковой, Д.С. Фонина.
  3. Рисунки с изображением животных. (Рак, карась, утята, аист, арбуз, барабан)
  4. Натуральные астры.
  5. Цветные мелки.
  6. Цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Все готовы мы трудиться, нам никак нельзя лениться.

Пропись дружно открываем и о лени забываем.

Делаем упражнения, активизирующие мыслительную деятельность: “Шапочка”, “Ленивые восьмёрки” (стр. 14 “Чудо - прописи” и стр.22 “Прописи” - “Мои первые тетрадки”).

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать буквы.

а) Знакомство с графическим образом буквы а.

Учитель. На доске мы видим знакомые элементы букв. Назовите их, пожалуйста. ( Дети называют: наклонная короткая линия, длинная наклонная линия, “крючок”, “качалочка”, “секретик”, короткая наклонная линия с “ качалочкой”, линия с “качалочкой” и “крючком” и “секретом”).

Посмотрите на письменную строчную букву “а”. Хватит ли этих элементов для написания буква “а”? (Нет)

А какую букву можно “набрать” из данных элементов? (И)

Предлагаю одному из учеников написать строчную букву “и” на доске.

Учитель. А можно ли букву и превратить в букву “а”? Покажите, как это можно сделать. (На доске учащиеся показывают, используя цветные мелки.)

К доске приглашается один из учеников. Буква “и” превращается в букву “а”.

Учитель. Благодаря какому элементу буква “и” превратилась в букву “а”?

Дети называют этот элемент – “шапочка”.

б) Письмо элементов буквы “а” коллективно с объяснением учителя.

Учитель. С какого места рабочей строки нужно начинать писать букву “а”? (С 1/3 сверху в узкой рабочей строке) Приготовиться к письму. Какие правила письма необходимо вспомнить? (Повторяем правила письма: положение тетради, ручки, посадка при письме).

Знакомлю с алгоритмом написания буквы а:

Ставлю ручку на 1/3 сверху в узкой рабочей строке, ухожу влево вверх, задерживаюсь на верхней линеечке рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, пишу “качалочку”, поднимаюсь по крючковой линии до середины рабочей строки, пишу “секретик” (соединяю с началом буквы), по секрету опускаюсь вниз по наклонной линии, “качалочка”, крючок до середины рабочей строки.

Сначала показываю на образце, а потом вместе с детьми пишу мелом на доске. (Дети пишут в воздухе.)

в) Письмо буквы “а” под объяснения учащихся. (Первая рабочая строка в прописи.)

Физкультминутка. (На этом этапе урока использую Су-Джок-здоровьесберегающие технологии.)

г) Анализ соединений буквы “а” в словах. Закрепление изученного о звуках и буквах.

На данном этапе урока использую барабан (игрушечный). Несколько раз отбиваю ритм на барабане.

Учитель. Что вы сейчас услышали? (Звуки барабана). К каким звукам мы отнесём эти звуки? (Музыкальные). Назовите предмет, издаваемый эти звуки. А что теперь вы услышали? (Звуки речи). Что вам известно о звуках нашей речи? (Звуки бывают гласные и согласные.) Что вам известно о звуках согласных? Что вам известно о звуках гласных?

Звук [а] – он какой? (Гласный). Как вы это определили? Сколько раз этот звук встречается в слове барабан?

Найдите слово барабан в прописи. Разместите звуки слова барабан, каждый в свою квартиру. (Дети рисуют в звуковой схеме слова условные обозначения звуков, а один из учеников набирает схему слова на доске магнитными карточками, на данном этапе дети используют обозначения звуков по Соловейчик М.С.)

Проверка. Сравните свои схемы с тем, что вы видите на доске. Что вы можете сказать?

Посмотрите, какое соединение использовано для соединения буквы “а” с другими буквами слова. Какой элемент для этого используется? (Крючковая линия и “секретик”.)

По доске все вместе под комментарий учителя соединяют букву а с другими буквами в слове. (Барабан)

Физкультминутка. Упражнение “Сова”.

3. Закрепление изученного.

а) Дальнейшая работа над графическим изображением буквы “а” продолжается в “Прописи” Мои первые тетрадки – стр.22.

Посмотрите на доску. Какая птичка принесла нам букву “а” во второй прописи? (На доске рисунок с аистом.)

(Это аист)

А почему, именно эта птичка её принесла? (Слово начинается со звука [а].)

Учитель. Посмотрите на написание буквы “а”. Что вы заметили?

(Есть отличия в написании.)

Учитель. Какие известные элементы буквы “а” вы нашли?

Выделите их зелёным цветом.

На свободной строке напишем по образцу с доски под объяснение (алгоритм) букву а. (Можно предложить детям написать букву “а” чередуя с букой “и”.)

б) Самоанализ написанного.

Учитель. Найдите самую красивую букву, написанную вами в прописи, отметьте её восклицательным знаком. Почему мы отмечаем эту букву именно восклицательным знаком? (Мы радуемся)

Какая буква вам не очень понравилась и почему?

У меня на доске барсук тоже (герой из “Чудо - прописи”) написал несколько букв. Какие из этих букв у него не удались?

Ученики отмечают недостатки в написании букв.

Учитель. А сейчас мы немного поиграем.

в) Игра. Я буду называть слова со звуком [а] в начале слова, середине, конце. Если вы услышите звук в начале – вы хлопаете, если в середине – вы топаете, а если в конце – поднимаете руки вверх.

Слова: аист, мак, рак, масло, кошка, улица, шишка, пенал, август, астра.

(Астра – в данном слове звук [а] и в начале слова и в конце.)

Учитель. Какое слово вас пыталось запутать? (Астра)

Показываю букет из астр.

На что похожи лепестки этих цветов?

Астра – в переводе с греческого означает “звезда”. Её лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами.

Учитель. Найдите это слово в прописи, обведите букву “а” в слове и разместите звуки в схеме слова. Сколько слогов в этом слове? Как вы это определили? Что вспомнили? Какой слог ударный? Что можно сказать о согласных звуках этого слова? Что известно о звуке [р]?

4. Работа с предложением.

Учитель. Что изображено на доске? (На доске схема предложения.)

Что такое предложение? Как при письме отделить одно предложение от другого? Прочитайте предложение из прописи.

Каков разум, таковы и речи.

Как вы понимаете смысл высказывания? Какая буква пропущена в словах этого предложения? Впишите букву “а” в слова.

Подчеркните зелёным цветом правила, которые необходимо помнить при записи предложения. (Дети подчёркивают: заглавную букву, пробелы (раздельное написание слов в предложении), точку в конце предложения.)

Подведение итогов урока.

Учитель. Какую букву мы учились писать на уроке?

Раздаю заготовленные листочки в узкую линейку. Предлагаю детям написать букву “а” на листочке. Самые красивые буквы отправляются в “волшебную шкатулку” - шкатулка детских достижений.

Чему ещё мы учились на уроке?

На образце этого урока я попыталась показать, как можно использовать, подчиняя единым требованиям работу с совершенно разными стилями письма и оформлением фонетической работы в уже готовых схемах, некоторые приёмы работы над формированием орфографической зоркости, развитием фонематического слуха, обогащение словаря учащихся.