Урок – лабораторная работа "Опытная проверка закона Бойля – Мариотта"

Разделы: Физика


Образовательные задачи урока:

- Обеспечить в ходе урока усвоение закона Бойля –Мариотта путем опытной его проверки.

- Научить работать с приборами и материалами, производить измерения и самостоятельно делать необходимые выводы.

Воспитательные задачи урока:

- Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей: причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира и его закономерности.

- Продолжить работу по развитию познавательной самостоятельности учащихся.

- Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся.

Развивающие задачи урока:

- Продолжить работу по развитию у учащихся умений выделять главное, существенное, сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли.

- Способствовать формированию у учащихся информационно- коммуникативных компетенций.

- С целью развития познавательного интереса учащихся ввести в содержание урока элементы новизны знаний.

План урока

Основные этапы урока Время
1 Организационный момент 1 мин.
2 Постановка темы урока и основной проблемы урока 1 мин.
3 Краткое повторение темы “ Изопроцессы” с использованием интерактивных лекций. 3 мин.
4 Проведение виртуальной лабораторной работы “ Изотермический процесс” 5 мин.
5 Самостоятельное выполнение лабораторной работы “ Опытная проверка закона Бойля- Мариотта” 15 мин.
6 Обработка результатов с помощью ноутбуков. 5 мин.
7 Работа с компьютерным тренажером “ Готовимся к ЕГЭ” 7 мин.
8 Анализ результатов урока. 2 мин.

Приборы и материалы:

Ноутбуки, видеопроектор, мультимедийный курс “ Физика, 7-11 классы”: интерактивная лабораторная работа, слайды из конспекта; электронный тренажер к ЕГЭ; оборудование к лабораторной работе.

Постановка темы урока и основной проблемы.

Вопросы:

  1. Сформулируйте закон “ Менделеева-Клапейрона”.
  2. Что такое изопроцессы?
  3. Какой процесс называется изотермическим?
  4. Сформулируйте закон Бойля-Мариотта.

Краткое повторение темы “ Изопроцессы” с использованием интерактивных лекций

На экран с помощью видеопроектора выводится фрагмент с компьютерного диска “Открытая физика”, посвященный теме “Изопроцессы”. Собственно это тот же самый опорный конспект, только снабженный различными анимациями, компьютерными моделями.

После краткого повторения темы можно перейти к выполнению виртуальной лабораторной работы.

Виртуальная лабораторная работа “Изотермический процесс” (учебный диск “Физика, 7-9 классы”).

В данной работе моделируется изотермический процесс в газе, т.е. процесс расширения или сжатия идеального газа, находящегося в контакте с тепловым резервуаром (T=const). Температуру резервуара можно выбирать. Предпочтительно задать реальную температуру в классе. Это приближает компьютерный эксперимент к реальному, что дает учащимся почувствовать себя настоящими исследователями.

Одновременно с моделированием процесса, в работе строится график зависимости P(V) для изотермического процесса, выводится энергетическая диаграмма, на которой указываются количество теплоты Q, полученной газом, произведенная газом работа А и изменение ?U его внутренней энергии.

В процессе выполнения работы обратить внимание учащихся на то, что в процессе изотермического расширения или сжатия внутренняя энергия идеального газа не изменяется, и полностью превращается в работу.

Лабораторная работа“ Опытная проверка закона Бойля-Мариотта”

Оборудование:

1. Две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой и заполненные водой (одна трубка с закрытым концом).

2. Штатив с лапкой.

3. измерительная лента, линейка.

4. Барометр-анероид (на стене).

Примечание: в левой трубке уровень воды выше края резиновой трубки на 3-6 см, а в правой примерно на среднем уровне.

Ход работы

1. Измерить атмосферное давление в кПа по барометру. Это будет P1.

2. Перемещая по вертикали трубку с открытым концом, установить одинаковый уровень в обеих трубках.

3. Измерить объем воздуха в запаянной трубке ( линейкой ) в условных единицах. С точностью до 1 мм (от края сургуча) до уровня жидкости). Это будет V1.

4. Поднять трубку с открытым концом так, чтобы разность уровней в трубках была 30 см. При этом давление воздуха в запаянной трубке увеличится на 3000 Па.

5. Не отпуская трубку с открытым концом, измерить объем воздуха в закрытой трубке (с точностью до 1 мм). Это будет V2.

6. Повторить опыты, Чтобы разность уровней в трубках составляла 60 см (P3=P1+ 6000Па) и чтобы уровень в открытой трубке был ниже на 30 см (P4=P1-3000 Па).

Каждый раз измерять объем воздуха в закрытой трубке (P3 и P4).

Заполнить таблицу:

P(кПа) V(условные единицы) PV(условные единицы)
1      
2      
3      

7. Сделать вывод из ответов.

Работа заносится в ноутбук и вся ее обработка производится в компьютере, что значительно сокращает время выполнения и проверки работы.

В оставшееся время учащимся предлагается поработать с электронным тренажером “Готовимся к ЕГЭ”.

На последнем этапе подводятся итоги работы на уроке.

Отмечу, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.