Тип урока: лекция.
Задачи урока:
- рассмотреть графический метод исследования числа корней уравнения;
- подготовка учащихся к ЕГЭ;
- формирование графической культуры.
Оборудование: опорный конспект лекции, индивидуальные задания, компьютер.
I. Постановка темы, задач лекции (создание проблемной ситуации).
Тема нашего урока - лекции “Исследование числа корней уравнения”. Сегодня мы рассмотрим графический метод исследования числа корней уравнения.
Перед вами - опорный конспект лекции, в котором оставлены промежутки. По ходу лекции вы можете вносить свои записи.
Опорный конспект лекции “Исследование числа корней уравнения”.
1. Абсциссы точек пересечения графиков функций y=f(x) и y=g(x) являются корнями уравнения f(x)= g(x).
2. Приближенное решение уравнения с помощью графика.
а) Рассмотрим уравнение
Построив графики функций можно заключить, что уравнение имеет два корня, один из которых находится в интервале (0; 1), а другой - в интервале (2; 3).
б) Рассмотрим уравнение Корни уравнения пятой степени нельзя записать с помощью радикалов, но построив достаточно точный график, можно определить, что уравнение имеет три корня в интервалах (-1,5; -1,3), (0; 0,5) и (1; 1,3).
3. Использование монотонности.
а) Рассмотрим уравнение В левой части уравнения имеем возрастающую функцию, а в правой - убывающую. Следовательно, уравнение не может иметь более одного корня. Один корень можно угадать: х=1. Это число и является окончательным ответом.
б) Рассмотрим уравнение Одно решение х=1 легко найти подбором. Докажем, что других корней нет.
Перепишем уравнение так: В правой части последнего уравнения стоит сумма убывающих функций, поэтому значение у=1 эта сумма может принять только один раз. Ответ: х=1.
Контрольные вопросы.
- Как графически изображаются корни уравнения f(x)= g(x)?
- Приведите достаточное условие для того, чтобы уравнение f(x)= g(x) имело единственный корень на отрезке [а; в]?
- Является ли приведенное Вами условие в вопросе 2 необходимым?
- В каких случаях графический метод может дать точное решение уравнения?
II. Выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью опорного конспекта лекции.
Рассмотрим уравнение с одним неизвестным f(x)= g(x). Изобразим на одном рисунке графики функций y=f(x) и y=g(x). Точкам пересечения графиков этих функций соответствуют те значения аргумента х, при которых совпадают значения функций, т.е. корни данного уравнения.
Итак, абсциссы точек пересечения графиков функций y=f(x) и y=g(x) являются корнями уравнения f(x)= g(x).
Пример 1. Приближенное решение уравнения с помощью графика.
1) Рассмотрим уравнение . Из рисунка (см. Приложение) можно заключить, что уравнение имеет два корня, один из которых находится в интервале (0; 1), а другой - в интервале (2; 3). Можно указать эти интервалы и более точно: (0; 0,5) и (2; 2,5), еще более точно: (0,2; 0,3) и (2,2; 2,3). (Действительно, нетрудно проверить, что при х=0,2 имеем , а при х=0,3 уже ; точно так же при х=2,2, левая часть уравнения меньше правой, а при х=2,3 больше).
2) Корни уравнения пятой степени нельзя записать с помощью радикалов, но, построив достаточно точный график, можно определить, что уравнение имеет три корня в интервалах (-1,5; -1,3), (0; 0,5) и (1; 1,3).
Если уравнение имеет вид f(x)=0, то в качестве функции, стоящей в правой части, выступает функция у=0. Графиком ее будет ось х, поэтому корнями уравнения f(x)=0 будут абсциссы точек пересечения графика функции y=f(x) с осью х.
Сформулируем условия существования корня уравнения на некотором промежутке:
- Пусть функция y=f(x) определена, непрерывна и строго монотонна на отрезке
[а; в]. Если на концах этого отрезка функция у имеет разные знаки, то уравнение f(x)=0 имеет ровно один корень на этом отрезке.
- Пусть функции y=f(x) и y=g(x) определены, непрерывны и строго монотонны на отрезке [а; в], при этом характер их монотонности различен (например, если f(x) убывает, то g(x) возрастает, и наоборот). Если разность f(x)-g(x) принимает разные знаки на концах отрезка [а; в], то уравнение f(x)=g(x) имеет ровно один корень на этом отрезке.
Пример 2.
1) Рассмотрим уравнение: В левой части данного уравнения имеем возрастающую функцию, а в правой - убывающую. Следовательно, уравнение не может иметь более одного корня. Один корень можно угадать: х=1. Это число и является окончательным ответом.
2) Рассмотрим уравнение: Одно решение х=1 легко найти подбором. Докажем, что других корней нет.
Перепишем уравнение так: В правой части последнего уравнения стоит сумма убывающих функций, поэтому значение у=1 эта сумма может принять только один раз. Ответ: х=1.
III. Применение полученных знаний.
Применим полученные знания на практике. Выполните тест “Число корней уравнения”, выбрав предварительно уровень, соответствующий вашим знаниям и умениям.
Для каждой функции f(x), стоящей в столбце, укажите такие функции g(x), стоящие в строке, что уравнение f(x)= g(x) имеет ровно один корень.
Уровень А |
g(x)=х | g(x)=4-х | g(x)=х+5 | g(x)=2 | g(x)=-3-х2 |
f(x)=х | |||||
f(x)=х2-3 |
|||||
Уровень Б |
g(x)=( х-2)2 | g(x)=2-х | g(x)=х-1 | g(x)= -(х-2)2-1 | g(x)=100 |
f(x)=ln х | |||||
f(x)=(х+2)2+100 |
|||||
Ответы:
Уровень А |
Уровень В |
||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | |||
+ | + | + | |||||||
+ | + | + | + |
IV. Обобщение и систематизация изученного материала.
Обобщим и систематизируем полученные знания с помощью задания “Графическое решение уравнений”. Работа проводится в группе.
1. Решите графически уравнение.
2. Найдите точки пересечения графиков функций f(x) и g(x). Постройте чертеж.
3. Определите число корней уравнения.
Уровень А | Уровень Б | |
1. | ||
2. | f(x)=х2, g(x)=(х-1)2+1 |
|
3. | 2х=5(х-1)(3-х) |
Ответы:
Уровень А | Уровень Б | |
1. | 2 | 1 |
2. | (1; 1) | (2; 2) |
3. | 2 корня | 2 корня |
V. Итог урока. Ответить на контрольные вопросы.
VI. Задание на дом: