Цели:
- Познакомить учащихся с природой родного края.
- Развивать любознательность и наблюдательность.
- Воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны.
Оборудование: рис. солнышка с лучиками, карта республики Марий Эл, рабочая тетрадь, аудиозапись с песней “Марий Эл” в исполнении Баскова, рис. Айвики, рис. Лесовичка.
I. Орг. момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
ИКН сейчас у нас.
(Появляется рисунок солнышка-кече.)
Дети! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите лучики маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.
1) Сообщение темы урока.
У нашего солнышка лучи сегодня необычные. Они волшебные и поэтому будут указывать дорогу в нашем новом путешествии по родному краю и знакомить нас с его удивительной природой.
II. Работа над новым материалом.
1) Но вот беда! Солнышко встало, а лучи его проснуться не могут, так как враги природы усыпили их крепко- накрепко. И нам с вами нужно их разбудить. (Звучит песня Н. Баскова “Марий Эл”.)
Вот и проснулся, заиграл наш первый лучик.
- Я - лучик Солнца золотой;
Попутешевствуйте со мной по краю, по марийскому.
(Лучик переворачивается, на обратной стороне лучика написано “Край мой марийский”)
Появляется Айвика и предлагает выполнить в тетради задание №1 на странице … (Дети рассматривают фотозарисовки о природе края.
Айвика: Что можно сказать о природе края?)
Как удивительно красив наш край, как щедры его луга и нивы, леса и озера, как трудолюбивы люди.
Вспомните, как просыпаются по весне первые подснежники, каким запахом чаруют сирень, черемуха, лесные ягоды, представьте себе летние ромашковые поля, золотистые поля ржи и зеркальную гладь рек и озер.
- Какие реки нашего края вы знаете? (Ветлуга, Сура, Малая Кокшага)
- Какая крупная река протекает по территории края? (Волга. Показать по карте.)
Волга – самая длинная и многоводная река Европы, протекает по нашей республике на протяжении 155 км. Хороша Волга в дни цветения садов, прелестна Волга летом, когда плывут по ней белоснежные пароходы, баржи и маленькие лодки. На берегах реки расположились пристани городов Й-Олы, Волжска, Звенигово, Козьмодемьянска. (показать по карте.)
Посмотрите, сколько на карте голубых пятнышек!
- Что это? Это озера. Их в нашем крае более двухсот.
А сколько рыбы в озерах! Обратите внимание на их названия: Щучье, Сомино, Окунево, Карась. Многие озера, такие как Яльчик, Таир, Кичиер представляют собой прекрасные места для отдыха.
2) Так интересно! Очень хочется побыстрее разбудить 2 лучик, чтобы он указал нам дорожку дальше. Я думаю он любит играть.
Игра “Это правда иди нет”
Найдите в тексте игры экологические неточности и проснется 2 лучик.
Быстро дайте мне ответ это правда или нет.
Талая весна сейчас виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей, “Га-га-га” - пел соловей.
Январским ясным утром в начале сентября
Взошла луна, а звезды упали на поля.
Нарцисс закукарекал, расцвел петух-чудак.
А я в чердак спустился, чтоб подмести подвал.
Быстро дайте мне ответ это правда или нет.
Ура! Мы опять победили врагов природы, проснулся лучик. (Переворачивается 2 лучик: “Погода нашего края”.)
В нашем крае ярко выражены 4 времени года.
- Какие? Весна, лето, осень и зима. (Работа в тетради. Задание №2.)
Задание №2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в правильной последовательности, начиная с зимы. Назови их по-марийски.
1. | 2. |
3. | 4. |
- Чем они отличаются друг от друга? Они отличаются друг от друга погодой.
- Что же влияет на погоду? Почему она меняется?
За погоду отвечают 3 богатыря: солнце, ветер и вода. В старину русские люди словом “погода” называли только солнечную, тихую погоду. “Погожий денек”, - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли непогодой.
За погодой следят из космоса искусственные спутники. Они видят и сообщают ученым, где над землей образовались облака, куда их гонит ветер и когда они появятся над нашим городом или деревней.
На земле у ученых-метерологов есть приборы, по которым они узнают какой будет погода.
Но задолго до того, как о погоде стали рассказывать спутники и приборы, крестьяне угадывали погоду по особым приметам. Они наблюдали за птицами и животными, за облаками на небе, за радугой и предсказывали дожди и грозы, метели и мороз. Чтение и анализ народных примет. (Работа в тетради. Задание №3 и №4.)
Задание №3.
Прочитай приметы погоды.
Если больше, чем обычно,
Над цветками вьется пчел,
Нужно будет опасаться,
Кабы дождик не пошел.Дым из труб и от костра
Кверху поднимается -
Значит, ясная погода
Завтра ожидаетсяЕсли больше, чем обычно,
над цветками вьется пчел,
Нужно будет опасаться,
Как бы дождик не пошел.Если солнце село в тучи,
Словно зарево закат,
“Завтра будет сильный ветер”, -
Старожилы говорят.Кукушки стали куковать -
Морозам больше не бывать.
Цветы черемухи цветут -
Похолоданье тут как тут.
Задание 4.
Прочитай народные приметы и проверь их.
Галки стаями летят на дождь.
Перед дождями сильнее пахнут цветы.
Комары толкутся роем - к хорошей погоде.
Наблюдай за погодой, проверяй ее изменение по направлению ветра, по цвету зари, поведению зверей, птиц.
Задание 5.
Отгадай загадки. Соедини линиями загадки и рисунки-отгадки.
Пышный хвост торчит с макушки.
Что за резвая зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ….белка (ур)
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк (пире)Шубка-иголки, свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь, кто это… еж.
Если ты будешь внимательным и наблюдательным, тоже научишься по поведению животных и растений узнавать, какая будет погода. Попробуй!
III. Физкультминутка. (Выполнив физкультминутку, мы сможем разбудить следующий лучик.)
По полю ветер гуляет,
Ветер деревья качает. (Дети качаются из стороны в сторону.)
Туча грозная идет.
Дождик туча нам несет. (Шагают на месте.)
Прогремит могучий гром
Быстро спрячемся мы в дом. (Дети приседают.)
А гроза промчится,
Будем дальше мы учиться. (Дети садятся за парты.)
3) Молодцы! И этот лучик разбудили. Куда же он нас поведет? Лучик переворачиваем: “Лесное царство”)
А вот и хозяин леса Лесовичок, (рисунок Лесовичка.) послушав его, вы подробнее узнаете, как богаты и щедры наши леса.
Наш край расположен в лесной зоне. Больше половины его площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека.
Ученик.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Это лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну. А стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, парта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг.
А как вкусно нас кормит лес. Сколько радости доставляет и взрослым и детям сбор грибов и ягод. Лес угощает щедро, но бери у него Толька ягоды. 300 лет может расти кустарник черники, но если сломать его, вырвать с корнем. То новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет.
Лес – это дом для многих животных. Растений и насекомых.
А вот обитателей наших лесов вам предстоит назвать самим.
Отгадайте загадки и проснется последний лучик.
(Работа в тетради. Задание №5.)
Задание 6.
Отгадай загадки. Соедини линиями загадки и рисунки – отгадки.
Пышный хвост торчит с макушки.
Что за резвая зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ….белка (ур)
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк (пире)Шубка-иголки, свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь, кто это… еж.
После отгадывания загадок учитель делает небольшое сообщение о некоторых животных.
а) Беличий склад может содержать до нескольких кг. вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма.
б) Волк.
в) Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.
е) Заяц.
ж) Лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству.
з) Медведь. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.
Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он для нас дорог.
4) Вот и проснулся наш последний лучик. (Лучик переворачиваем: “Берегите природу.”)
Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно 20 миллионов га леса страдает от лесных пожаров; 97 процентов лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не заростает 5-7 лет.
Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервированная банка – до ста лет, полиэтиленовый пакет- более двухсот лет, стекло - более тысячи лет.
В природе нет лишних животных и растений, все они по-своему полезны.
Берегите природу и вы сохраните красоту земли.
IV. Итог урока.
Вот и окончилось наше путешествие. Ожило солнышко – заиграли его лучи
и решили провести с вами небольшую викторину “Знаешь ли ты свой край?”
- Почему нашу республику называют лесным краем?
- Какая крупная река протекает по территории Марий Эл ?
- Какие озера края носят названия рыб? (Щучье, Сомино, Окунево, Карась)
- Какой природный парк расположен на территории Марий Эл? (“Марий чодра”) С ним вы подробно познакомитесь на следующем уроке.
А сейчас солнышко обращается к вам с просьбой:
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком,
Так надо им и быть.
Ответное слово учащихся.
Свети нам солнышко, свети!
Легко с тобой живется.
И даже песенка в пути
Сама собой поется.
От нас за тучи – облака
Не уходи, не надо
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
Послушай песенку мою:
Свети с утра до ночи!
Мы обещаем же тебе
Беречь наш край, марийскую природу.