Конспект урока литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Совершенствование навыка чтения;
  • Увеличение словарного запаса, развитие речи учащихся;
  • Развитие умения работать в парах;
  • Развитие умения оценивать свою работу, рефлексировать.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для каждого ученика, раздаточный материал для работы в парах, “светофоры”, лист “Мои достижения”, аудиозапись крика хищной птицы.

Ход урока

1. Мобилизационный этап.

Учитель: Ответьте на мои вопросы как можно быстрее, не поднимая руку.

  1. Сколько человек тянули репку? ( 3)
  2. Правда ли, что сказочный Колобок является хлебобулочным изделием, выпеченным из муки? ( да)
  3. Почему всем известного сказочного героя прозвали Кощеем? ( от слова кость)
  4. Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? ( медведя)
  5. На чем передвигаются ведьма и Баба-Яга? ( на ступе)
  6. Сколько букв в имени лучшего друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? ( 7)
  7. С твердого или мягкого звука начинается имя курицы, несущей золотые яйца? ( с мягкого)
  8. В сказке “Репка” Жучка стоит перед кошкой, но за внучкой. Кто стоит ближе к бабке? ( внучка)
  9. Отчество известного змея из русских народных сказок. ( Горыныч)
  10. Продолжите фразу. Мертвая царевна – богатыри, Белоснежка - … ( 7 гномов)
  11. Какое волшебное число приказывает тереть? ( 3)

Учитель: Назовите жанр произведения, с которым мы будем знакомиться.

2. Постановка целей урока

Учитель: Сформулируйте цели сегодняшнего урока.

(нижеприведенный список транслируется на экран с помощью мультимедийного проектора).

  • познакомиться с дагестанской народной ……. ;
  • учиться читать п………, б……, о………. , в………. . ;
  • узнать или уточнить значение ……. . ……. . ;
  • учиться отвечать на вопросы;
  • учиться задавать вопросы.

3. Работа с текстом

Учитель: Восстановите имена героев ( птенцы, чудо-птица, мальчик).

(на экране проектора появляются таблички с зашифрованными именами героев сказки, если ученик правильно отгадывает зашифрованное в табличке имя героя, табличка с шифром на экране сменяется портретом отгаданного героя)

ПКТКЕКНКЦКЫ
ДУОЧ – ТЦИПА
КИЧЬЛАМ

Учитель: Начало сказки придумайте сами. Для этого откройте маленькие конверты и достаньте карточку без пометки. Вставьте пропущенные слова

Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и …. А это было высоко в горах. Искал-искал дорогу и ус…. Сломил он себе крепкую палку и дальше по…. Шел-шел и лег под куст ….

Учитель: Давайте проверим все ли верно у нас получилось. Чтобы узнать номер страницы в учебнике нужно к количеству разбойников из сказки про Али-Бабу прибавить столько же, добавить количество богатырей у Черномора из сказки А. С. Пушкина, отнять количество поросят из английской сказки, а также отнять количество Морозов из недавно прочитанной русской народной сказки ( с. 108)

Учитель: Прочитайте первый абзац про себя. Правильно ли восстановили начало сказки ваши товарищи?

Учитель: Какие “сказочные приметы” обнаружили в этом отрывке? ( жил-был; искал-искал; шёл-шёл; гулял-гулял)

4. Первичное чтение

Учитель: Послушайте сказку до конца, следите за текстом, определите, какого героя не назвали (чтение сильных учащихся).

Учитель: Теперь поработаем в парах. Откройте большие конверты и восстановите в каком порядке происходят события. Когда работа будет окончена, поднимите вверх соединенные руки (в конверте находятся таблички с “зашумленным” текстом).

Мальчик возвращается домой
Мальчик заблудился
Возвращение чудо-птицы
Встреча со змеей

Учитель: Давайте проверим ( дети поднимают “светофоры”).

Учитель: В листе “Мои достижения” закрасьте нижний кубик на вашей пирамиде, если вам удалось все выполнить правильно.

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Учитель: Какого героя мы не назвали? ( змея)

5. Словарная работа

Учитель: Для того, чтобы хорошо прочитать текст самостоятельно, давайте научимся читать трудные слова. Из маленьких конвертов достаньте пакеты. Поднимите те слова, значение которых вам не ясно ( в них находятся слова: распростерла, укрылись, клекот, заклекотала, попрятались, громадная).

Учитель: Слово клекот означает крик хищной птицы (можно дать прослушать аудиозапись).

Учитель: Найдите среди этих слов синонимы.

Учитель: Найдите однокоренные слова.

Учитель: Научитесь читать эти слова быстро, не по слогам ( дети читают слова с помощью “жужжащего” чтения).

Учитель: Прочитайте их своему соседу.

Учитель: Закрасьте следующий кубик пирамиды, если, по мнению соседа у вас все получилось хорошо.

Учитель: Давайте проверим, как у вас получилось ( на доске появляются карточки со словами).

Учитель: Найдите начало второго абзаца и прочитайте текст вслух каждый для себя до слов “очень устал” (дочитав до нужного слова, ученик ставит там палец для того, чтобы учитель имел возможность проверить).

Учитель: Проверим, на сколько вы были внимательны (дети исправляют ошибки в соответствующей карточке).

  1. А в дереве гнездо, а на гнезде птица.
  2. Змея стрекочет, пасть разинула, язык высунула.
  3. Лезет все ниже, подползает все ближе.

Учитель: Дети рисовали иллюстрации к этой сказке. Они по-разному изобразили змею. Какой рисунок более удачный? (на экране с помощью мультимедийного проектора появляются две иллюстрации)

Учитель: Подтвердите свою мысль словами из текста (сильная, толстая, длинная, шипит, пасть разинула, язык высунула)

Учитель: Какое чувство испытывает мальчик, увидев змею?

Учитель: Я на несколько секунд открою вам слова. Выберите те из них, которые характеризуют мальчика.

Жестокий

Мужественный

Храбрый

Робкий

Трусливый

Отзывчивый

Равнодушный

Корыстный

Учитель: Наложите решетку на текст, старайтесь ее не двигать, будем читать дальше “цепочкой” по одному предложению ( как изготовить решетку можно найти в книге М. И. Омороковой “Совершенствование чтения младших школьников”, издательство “Аркти”, М. , 1999 год.)

6. Физминутка

Учитель: Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

  1. Поднимите руки вверх, если с прилетом птицы произошли изменения в природе.
  2. Опустите, если действие происходит ночью.
  3. Хлопните, если чудо-птица была хищницей.
  4. Поставьте руки на пояс, если верно, что чудо-птица убила мальчика.
  5. Сядьте за парты, если верно, что чудо-птица защитила мальчика от дождя и ветра.
  6. Закрасьте следующий кубик в своей пирамиде, если вы не разу не ошиблись.

Учитель: Почему в словах человек и разорву повторяются некоторые буквы? Опечатка?

Учитель: Прочитайте эту строчку выразительно.

Учитель: Закончите чтение текста про себя за 10 секунд.

Учитель: Закрасьте следующий кубик пирамиды, если вы уложились во время.

Учитель: Составьте вопросы по содержанию этой части.

Учитель: Что пожелала птица мальчику?

Учитель: А какой он сейчас?

Учитель: Ответьте на вопрос №2 после текста ( Какое название сказки более удачно?)

Учитель: Проверь свой выбор по оглавлению.

Учитель: Закончите текст “сказочным предложением”.

Учитель: Прочитайте фразу, напечатанную на листочке “В”.

Спешиделатьдоброинеждизаэтоблагодарности.

Учитель: Можно ли сказать, что это главная мысль сказки. Докажите.

7. Рефлексия

Учитель: Давайте вернемся к целям нашего урока. Закрасьте следующий кубик те ребята, которые считают, что они достигли большинства поставленных целей.

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Учитель: Какое домашнее задание вы хотели бы получить на дом, над чем вам надо ещё поработать?