Цели урока:
- Совершенствование навыка чтения;
- Увеличение словарного запаса, развитие речи учащихся;
- Развитие умения работать в парах;
- Развитие умения оценивать свою работу, рефлексировать.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для каждого ученика, раздаточный материал для работы в парах, “светофоры”, лист “Мои достижения”, аудиозапись крика хищной птицы.
Ход урока
1. Мобилизационный этап.
Учитель: Ответьте на мои вопросы как можно быстрее, не поднимая руку.
- Сколько человек тянули репку? ( 3)
- Правда ли, что сказочный Колобок является хлебобулочным изделием, выпеченным из муки? ( да)
- Почему всем известного сказочного героя прозвали Кощеем? ( от слова кость)
- Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? ( медведя)
- На чем передвигаются ведьма и Баба-Яга? ( на ступе)
- Сколько букв в имени лучшего друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? ( 7)
- С твердого или мягкого звука начинается имя курицы, несущей золотые яйца? ( с мягкого)
- В сказке “Репка” Жучка стоит перед кошкой, но за внучкой. Кто стоит ближе к бабке? ( внучка)
- Отчество известного змея из русских народных сказок. ( Горыныч)
- Продолжите фразу. Мертвая царевна – богатыри, Белоснежка - … ( 7 гномов)
- Какое волшебное число приказывает тереть? ( 3)
Учитель: Назовите жанр произведения, с которым мы будем знакомиться.
2. Постановка целей урока
Учитель: Сформулируйте цели сегодняшнего урока.
(нижеприведенный список транслируется на экран с помощью мультимедийного проектора).
- познакомиться с дагестанской народной ……. ;
- учиться читать п………, б……, о………. , в………. . ;
- узнать или уточнить значение ……. . ……. . ;
- учиться отвечать на вопросы;
- учиться задавать вопросы.
3. Работа с текстом
Учитель: Восстановите имена героев ( птенцы, чудо-птица, мальчик).
(на экране проектора появляются таблички с зашифрованными именами героев сказки, если ученик правильно отгадывает зашифрованное в табличке имя героя, табличка с шифром на экране сменяется портретом отгаданного героя)
ПКТКЕКНКЦКЫ |
ДУОЧ – ТЦИПА |
КИЧЬЛАМ |
Учитель: Начало сказки придумайте сами. Для этого откройте маленькие конверты и достаньте карточку без пометки. Вставьте пропущенные слова
Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и …. А это было высоко в горах. Искал-искал дорогу и ус…. Сломил он себе крепкую палку и дальше по…. Шел-шел и лег под куст …. |
Учитель: Давайте проверим все ли верно у нас получилось. Чтобы узнать номер страницы в учебнике нужно к количеству разбойников из сказки про Али-Бабу прибавить столько же, добавить количество богатырей у Черномора из сказки А. С. Пушкина, отнять количество поросят из английской сказки, а также отнять количество Морозов из недавно прочитанной русской народной сказки ( с. 108)
Учитель: Прочитайте первый абзац про себя. Правильно ли восстановили начало сказки ваши товарищи?
Учитель: Какие “сказочные приметы” обнаружили в этом отрывке? ( жил-был; искал-искал; шёл-шёл; гулял-гулял)
4. Первичное чтение
Учитель: Послушайте сказку до конца, следите за текстом, определите, какого героя не назвали (чтение сильных учащихся).
Учитель: Теперь поработаем в парах. Откройте большие конверты и восстановите в каком порядке происходят события. Когда работа будет окончена, поднимите вверх соединенные руки (в конверте находятся таблички с “зашумленным” текстом).
Мальчик возвращается домой |
Мальчик заблудился |
Возвращение чудо-птицы |
Встреча со змеей |
Учитель: Давайте проверим ( дети поднимают “светофоры”).
Учитель: В листе “Мои достижения” закрасьте нижний кубик на вашей пирамиде, если вам удалось все выполнить правильно.
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Учитель: Какого героя мы не назвали? ( змея)
5. Словарная работа
Учитель: Для того, чтобы хорошо прочитать текст самостоятельно, давайте научимся читать трудные слова. Из маленьких конвертов достаньте пакеты. Поднимите те слова, значение которых вам не ясно ( в них находятся слова: распростерла, укрылись, клекот, заклекотала, попрятались, громадная).
Учитель: Слово клекот означает крик хищной птицы (можно дать прослушать аудиозапись).
Учитель: Найдите среди этих слов синонимы.
Учитель: Найдите однокоренные слова.
Учитель: Научитесь читать эти слова быстро, не по слогам ( дети читают слова с помощью “жужжащего” чтения).
Учитель: Прочитайте их своему соседу.
Учитель: Закрасьте следующий кубик пирамиды, если, по мнению соседа у вас все получилось хорошо.
Учитель: Давайте проверим, как у вас получилось ( на доске появляются карточки со словами).
Учитель: Найдите начало второго абзаца и прочитайте текст вслух каждый для себя до слов “очень устал” (дочитав до нужного слова, ученик ставит там палец для того, чтобы учитель имел возможность проверить).
Учитель: Проверим, на сколько вы были внимательны (дети исправляют ошибки в соответствующей карточке).
- А в дереве гнездо, а на гнезде птица.
- Змея стрекочет, пасть разинула, язык высунула.
- Лезет все ниже, подползает все ближе.
Учитель: Дети рисовали иллюстрации к этой сказке. Они по-разному изобразили змею. Какой рисунок более удачный? (на экране с помощью мультимедийного проектора появляются две иллюстрации)
Учитель: Подтвердите свою мысль словами из текста (сильная, толстая, длинная, шипит, пасть разинула, язык высунула)
Учитель: Какое чувство испытывает мальчик, увидев змею?
Учитель: Я на несколько секунд открою вам слова. Выберите те из них, которые характеризуют мальчика.
Жестокий
Мужественный
Храбрый
Робкий
Трусливый
Отзывчивый
Равнодушный
Корыстный
Учитель: Наложите решетку на текст, старайтесь ее не двигать, будем читать дальше “цепочкой” по одному предложению ( как изготовить решетку можно найти в книге М. И. Омороковой “Совершенствование чтения младших школьников”, издательство “Аркти”, М. , 1999 год.)
6. Физминутка
Учитель: Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
- Поднимите руки вверх, если с прилетом птицы произошли изменения в природе.
- Опустите, если действие происходит ночью.
- Хлопните, если чудо-птица была хищницей.
- Поставьте руки на пояс, если верно, что чудо-птица убила мальчика.
- Сядьте за парты, если верно, что чудо-птица защитила мальчика от дождя и ветра.
- Закрасьте следующий кубик в своей пирамиде, если вы не разу не ошиблись.
Учитель: Почему в словах человек и разорву повторяются некоторые буквы? Опечатка?
Учитель: Прочитайте эту строчку выразительно.
Учитель: Закончите чтение текста про себя за 10 секунд.
Учитель: Закрасьте следующий кубик пирамиды, если вы уложились во время.
Учитель: Составьте вопросы по содержанию этой части.
Учитель: Что пожелала птица мальчику?
Учитель: А какой он сейчас?
Учитель: Ответьте на вопрос №2 после текста ( Какое название сказки более удачно?)
Учитель: Проверь свой выбор по оглавлению.
Учитель: Закончите текст “сказочным предложением”.
Учитель: Прочитайте фразу, напечатанную на листочке “В”.
Спешиделатьдоброинеждизаэтоблагодарности. |
Учитель: Можно ли сказать, что это главная мысль сказки. Докажите.
7. Рефлексия
Учитель: Давайте вернемся к целям нашего урока. Закрасьте следующий кубик те ребята, которые считают, что они достигли большинства поставленных целей.
Учитель: С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
Учитель: Какое домашнее задание вы хотели бы получить на дом, над чем вам надо ещё поработать?