“Рабочий стол” социального педагога отделения реализации социально-реабилитационных программ .
Основополагающими направлениями работы социального педагога отделения реализации социально-реабилитационных программ является: защита прав ребенка, адаптация детей из неблагополучных и социально-незащищенных семей к современным условиям, объединение социально-педагогических, психологических и правовых мер в единую систему социальной поддержки, коррекция поведения несовершеннолетних, работа с семьей.
В настоящее время в социально-психологической службе функцией работы социального педагога является: работа с социально несостоятельными, не справляющимися с задачами воспитания семьями, а также с дезадаптивными детьми и подростками с нарушениями психо-социального развития и различными затруднениями межличностного общения.
Данный материал содержит перечень необходимых материалов для организации успешной работы социального педагога в условиях центра реабилитации.
С требованием времени, данная информация может пополняться, изменяться и т. п. согласно законам РФ, разработкам более совершенных научных методик и социального исследования.
В работе центра социальный педагог выступает гарантом прав и интересов детей, воспитывающихся в центре; создает комфортные условия для их жизнедеятельности. В центре он выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка в школе, во взаимоотношениях с семьей.
Контингент, с которым приходится работать, практически весь входит в группу риска, поэтому требует особой заботы, повышенного внимания.
Цель работы социального педагога в центре: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, а также образование: как в школе, так и дополнительное образование в ЦДТ.
Социальный педагог формирует у учащихся систему социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирования нормального социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.
ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Несмотря на то, что направления работы социального педагога зафиксированы в квалификационной характеристике, на практике их круг значительно шире. Это обьясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, воспитателей, классного руководителя, администрации, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.
Однако можно выделить следующие основные направления работы социального педагога:
- Помощь в проблемах, связанных с учебой, воспитанием;
- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
- Привлечение детей и общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
- Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
- Индивидуальное и групповое консультирование детей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятие стресса и т. п. ;
- Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
- Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.
МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Социальный педагог - в первую очередь педагог, а во вторую -собственно социальный работник. Поэтому для него актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций реабилитационного центра, социума, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогические консилиумы специалистов центра для комплексной диагностики проблемы ребенка.
Методы и функции организационно-педагогической деятельности: диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование.
Также в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Для контроля взаимоотношений и анализа в группах социально-реабилитационного центра, необходимо составлять “социальный паспорт” возрастной группы в центре.
В связи с тем, что дети, пройдя курс социальной реабилитации, покидают центр, то “социальный паспорт” периодически будет переоформлятся.
“Социальный паспорт” помогает проследить тенденцию лидерства в группе; проанализировать, может ли один и тот же ребенок примерить на себя разные социальные роли.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
_____________группы реабилитационного центра “Надежда”
1. Количество человек_______________________________________________
2. Возраст, место учебы и классы ее членов______________________________
3. Наиболее предпочитаемые совместные занятия (подвижные игры, чтение, прогулки на улице, просмотр телевизора, художественные занятия, другое)____________________________________________________________
4. Наиболее излюбленные темы бесед и обсуждений (обсуждение различных затруднений в учебе, конфликтов со сверстниками или учителями, обсуждение прочитанного, обсуждение кино- и телефильмов, обсуждение жизненных планов, отношений с девушками (юношами), обсуждение способов добычи средств для развлечений, другое________________________________
5. Жаргонные слова, используемые в группе______________________________________
6. Клички членов группы ( если есть)____________________________________________
7. Лидер группы и его характеристика______________________________________________
8. На чем держится авторитет лидера (нужное подчеркнуть): на страхе перед физической силой, на уважении к интеллекту, на умении найти общий язык с ребятами, на опытности, бывалости ( или другое)________________________
9. Как часто и по поводу чего бывают конфликты?________________________
10. Как обычно разрешаются конфликты? (мирно, дракой, благодаря вмешательству лидера, компромиссам части ребят (другое))______________________________________________________
11. Какие качества характера и поступки больше всего осуждаются в группе
_________________________________________________________________
12. Посещает ли кто-нибудь из ребят библиотеку (кружки),тренажерный зал
__________________________________________________________________
13. Как это влияет на других ребят и как к этим занятиям относится в группе?
__________________________________________________________________
Социально-педагогическую оценку “без маски” необходимо проводить тогда, когда в группе воспитанников уже сложились определенные взаимоотношения и нет пока “новичков”. Тогда члены детского коллектива меньше комплексуют, более искренне отвечая на вопросы анкеты.
“Общие выводы” социальный педагог оформляет основываясь не только на ответах ребенка, но и основываясь на собственных наблюдениях в процессе общения с воспитанником.
Социально-педагогическая оценка индивидуальных особенностей воспитанника “без маски”
(Оценка способствует снятию страха у воспитанника, получению полезной информации о нем, дает возможность укрепления своего доверия к группе)
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Мне бывает стыдно когда я____________________________________________
2. Мне особенно приятно, когда меня______________________________________
3. Верю, что я еще____________________________________________________
4. Мои друзья редко___________________________________________________
5. Мои добрые дела____________________________________________________
6. Для меня семья-это_________________________________________________
Общие выводы:___________________________________________________
Социальному педагогу социально-реабилитационного центра свою работу приходится направлять и на сохранение взаимоотношений воспитанника и его семьи. Анкета “Взаимоотношения в семье” поможет ребенку посмотреть со стороны на свое место в родной семье, а педагогу и другим специалистам найти те точки соприкосновения. Благодаря которым можно помочь ребенку и его родным. Анкета рассчитана на старший школьный возраст.
Анкета “Взаимоотношения в семье”
Ф. И. О. ____________________________________________________________
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
- не совсем;
- нет;
- да.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (Перечислите эти традиции).
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решает сообща жизненные проблемы;
- занимается семейно-бытовым трудом;
- работает на приусадебном участке;
- вместе проводит досуг, смотрит телепередачи;
- обсуждает вопросы учебы детей;
- делится впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
- каждый занимается своим делом;
- допишите…
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
- непониманием членами семьи друг друга;
- нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
- отказом участвовать в семейных делах, заботах;
- разногласиями в вопросах воспитания детей;
- злоупотреблениями алкоголем;
- другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Кааовы способы разрешения конфликтов в вашей семье?
- примирение;
- обсуждение ситуации и принятие обоюдоприемлемого решения;
- прекращение конфликтов на некоторое время;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
- да;
- нет;
- иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
- переживают, плачут;
- становятся на сторону одного из родителей;
- пытаются помирить;
- уходят из дома;
- замыкаются в себе;
- относятся безразлично;
- становятся озлобленными, неуправляемыми;
- пытаются найти поддержку у других людей.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?____________________________________
Каждый педагог, который работает с детьми, понимает, что окружение ребенка во многом обуславливает его поведение. Анкетирование на предмет выявления предпочтений, интересов, а также взаимоотношений со сверстниками на основе схожести интересов дает полную картину того, с кем ребенку интересно, как он проводит свободное время. Такое анкетирование можно проводить время от времени, отслеживая, меняются ли интересы у воспитанника или нет.
Анкета “Я и мои друзья”
Ф. И. О. ___________________________________________________________
1. У вас есть круг друзей?
- да;
- нет.
2. Что вас объединяет:
- работа с техникой, посещение кино;
- игра на гитаре;
- хобби;
- другое (допишите)__________________________________________________
3. Кому из друзей вы смогли бы доверить тайну?_________________________
4. К кому из друзей вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?
5. Какие качества ценят в вас друзья?___________________________________
6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из
затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой. _____
7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями:
- и скучно, и грустно, и некому руку подать;
- жизнь прекрасна и удивительна;
- то взлет, то посадка (падение).
8. Каких друзей вам хотелось бы иметь, и чего вы больше всего боитесь в дружбе?__________________________________________________________
9. Какие качества характера и поступки больше всего приветствует в кругу ваших друзей?_____________________________________________________
10. Как бы вы определили группу, с которой больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время:
- мои друзья;
- моя компания, тусовка;
- мой двор;
- моя команда;
- другой вариант (допишите)_________________________________________________
11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?____________
12. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как обычно они разрешаются:
- миром;
- дракой;
- благодаря вмешательству лидера;
- благодаря вмешательству взрослого;
- компромиссом части ребят.
13. Как относятся взрослые (родители, соседи) к вашей группе:
- доброжелательно;
- враждебно;
- нейтрально;
- равнодушно;
- запрещают общение.
14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:
- даю друзьям советы для их же пользы;
- со мною часто советуются;
- не могу принять важное решение без моих друзей;
- никто не понимает меня по-настоящему;
- мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.
Литература:
Г. С. Семенов “Рабочая тетрадь социального педагога” М. , 2004 г.