"Рабочий стол" социального педагога отделения реализации социально-реабилитационного центра

Разделы: Социальная педагогика


“Рабочий стол” социального педагога отделения реализации социально-реабилитационных программ .

Основополагающими направлениями работы социального педагога отделения реализации социально-реабилитационных программ является: защита прав ребенка, адаптация детей из неблагополучных и социально-незащищенных семей к современным условиям, объединение социально-педагогических, психологических и правовых мер в единую систему социальной поддержки, коррекция поведения несовершеннолетних, работа с семьей.

В настоящее время в социально-психологической службе функцией работы социального педагога является: работа с социально несостоятельными, не справляющимися с задачами воспитания семьями, а также с дезадаптивными детьми и подростками с нарушениями психо-социального развития и различными затруднениями межличностного общения.

Данный материал содержит перечень необходимых материалов для организации успешной работы социального педагога в условиях центра реабилитации.

С требованием времени, данная информация может пополняться, изменяться и т. п. согласно законам РФ, разработкам более совершенных научных методик и социального исследования.

В работе центра социальный педагог выступает гарантом прав и интересов детей, воспитывающихся в центре; создает комфортные условия для их жизнедеятельности. В центре он выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка в школе, во взаимоотношениях с семьей.

Контингент, с которым приходится работать, практически весь входит в группу риска, поэтому требует особой заботы, повышенного внимания.

Цель работы социального педагога в центре: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, а также образование: как в школе, так и дополнительное образование в ЦДТ.

Социальный педагог формирует у учащихся систему социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирования нормального социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Несмотря на то, что направления работы социального педагога зафиксированы в квалификационной характеристике, на практике их круг значительно шире. Это обьясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, воспитателей, классного руководителя, администрации, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.

Однако можно выделить следующие основные направления работы социального педагога:

- Помощь в проблемах, связанных с учебой, воспитанием;

- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

- Привлечение детей и общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

- Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

- Индивидуальное и групповое консультирование детей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятие стресса и т. п. ;

- Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

- Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Социальный педагог - в первую очередь педагог, а во вторую -собственно социальный работник. Поэтому для него актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций реабилитационного центра, социума, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогические консилиумы специалистов центра для комплексной диагностики проблемы ребенка.

Методы и функции организационно-педагогической деятельности: диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование.

Также в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Для контроля взаимоотношений и анализа в группах социально-реабилитационного центра, необходимо составлять “социальный паспорт” возрастной группы в центре.

В связи с тем, что дети, пройдя курс социальной реабилитации, покидают центр, то “социальный паспорт” периодически будет переоформлятся.

“Социальный паспорт” помогает проследить тенденцию лидерства в группе; проанализировать, может ли один и тот же ребенок примерить на себя разные социальные роли.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

_____________группы реабилитационного центра “Надежда”

1. Количество человек_______________________________________________

2. Возраст, место учебы и классы ее членов______________________________

3. Наиболее предпочитаемые совместные занятия (подвижные игры, чтение, прогулки на улице, просмотр телевизора, художественные занятия, другое)____________________________________________________________

4. Наиболее излюбленные темы бесед и обсуждений (обсуждение различных затруднений в учебе, конфликтов со сверстниками или учителями, обсуждение прочитанного, обсуждение кино- и телефильмов, обсуждение жизненных планов, отношений с девушками (юношами), обсуждение способов добычи средств для развлечений, другое________________________________

5. Жаргонные слова, используемые в группе______________________________________

6. Клички членов группы ( если есть)____________________________________________

7. Лидер группы и его характеристика______________________________________________

8. На чем держится авторитет лидера (нужное подчеркнуть): на страхе перед физической силой, на уважении к интеллекту, на умении найти общий язык с ребятами, на опытности, бывалости ( или другое)________________________

9. Как часто и по поводу чего бывают конфликты?________________________

10. Как обычно разрешаются конфликты? (мирно, дракой, благодаря вмешательству лидера, компромиссам части ребят (другое))______________________________________________________

11. Какие качества характера и поступки больше всего осуждаются в группе

_________________________________________________________________

12. Посещает ли кто-нибудь из ребят библиотеку (кружки),тренажерный зал

__________________________________________________________________

13. Как это влияет на других ребят и как к этим занятиям относится в группе?

__________________________________________________________________

Социально-педагогическую оценку “без маски” необходимо проводить тогда, когда в группе воспитанников уже сложились определенные взаимоотношения и нет пока “новичков”. Тогда члены детского коллектива меньше комплексуют, более искренне отвечая на вопросы анкеты.

“Общие выводы” социальный педагог оформляет основываясь не только на ответах ребенка, но и основываясь на собственных наблюдениях в процессе общения с воспитанником.

Социально-педагогическая оценка индивидуальных особенностей воспитанника “без маски”

(Оценка способствует снятию страха у воспитанника, получению полезной информации о нем, дает возможность укрепления своего доверия к группе)

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Мне бывает стыдно когда я____________________________________________

2. Мне особенно приятно, когда меня______________________________________

3. Верю, что я еще____________________________________________________

4. Мои друзья редко___________________________________________________

5. Мои добрые дела____________________________________________________

6. Для меня семья-это_________________________________________________

Общие выводы:___________________________________________________

Социальному педагогу социально-реабилитационного центра свою работу приходится направлять и на сохранение взаимоотношений воспитанника и его семьи. Анкета “Взаимоотношения в семье” поможет ребенку посмотреть со стороны на свое место в родной семье, а педагогу и другим специалистам найти те точки соприкосновения. Благодаря которым можно помочь ребенку и его родным. Анкета рассчитана на старший школьный возраст.

Анкета “Взаимоотношения в семье”

Ф. И. О. ____________________________________________________________

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

- очень хорошими;

- хорошими;

- не очень хорошими;

- плохими;

- очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

- не совсем;

- нет;

- да.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (Перечислите эти традиции).

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

- ежедневно;

- по выходным дням;

- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

- решает сообща жизненные проблемы;

- занимается семейно-бытовым трудом;

- работает на приусадебном участке;

- вместе проводит досуг, смотрит телепередачи;

- обсуждает вопросы учебы детей;

- делится впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

- каждый занимается своим делом;

- допишите…

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

- да;

- часто;

- иногда;

- редко;

- не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

- непониманием членами семьи друг друга;

- нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

- отказом участвовать в семейных делах, заботах;

- разногласиями в вопросах воспитания детей;

- злоупотреблениями алкоголем;

- другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Кааовы способы разрешения конфликтов в вашей семье?

- примирение;

- обсуждение ситуации и принятие обоюдоприемлемого решения;

- прекращение конфликтов на некоторое время;

- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

- конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

- да;

- нет;

- иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

- переживают, плачут;

- становятся на сторону одного из родителей;

- пытаются помирить;

- уходят из дома;

- замыкаются в себе;

- относятся безразлично;

- становятся озлобленными, неуправляемыми;

- пытаются найти поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?____________________________________

Каждый педагог, который работает с детьми, понимает, что окружение ребенка во многом обуславливает его поведение. Анкетирование на предмет выявления предпочтений, интересов, а также взаимоотношений со сверстниками на основе схожести интересов дает полную картину того, с кем ребенку интересно, как он проводит свободное время. Такое анкетирование можно проводить время от времени, отслеживая, меняются ли интересы у воспитанника или нет.

Анкета “Я и мои друзья”

Ф. И. О. ___________________________________________________________

1. У вас есть круг друзей?

- да;

- нет.

2. Что вас объединяет:

- работа с техникой, посещение кино;

- игра на гитаре;

- хобби;

- другое (допишите)__________________________________________________

3. Кому из друзей вы смогли бы доверить тайну?_________________________

4. К кому из друзей вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?

5. Какие качества ценят в вас друзья?___________________________________

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из

затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой. _____

7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями:

- и скучно, и грустно, и некому руку подать;

- жизнь прекрасна и удивительна;

- то взлет, то посадка (падение).

8. Каких друзей вам хотелось бы иметь, и чего вы больше всего боитесь в дружбе?__________________________________________________________

9. Какие качества характера и поступки больше всего приветствует в кругу ваших друзей?_____________________________________________________

10. Как бы вы определили группу, с которой больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время:

- мои друзья;

- моя компания, тусовка;

- мой двор;

- моя команда;

- другой вариант (допишите)_________________________________________________

11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?____________

12. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как обычно они разрешаются:

- миром;

- дракой;

- благодаря вмешательству лидера;

- благодаря вмешательству взрослого;

- компромиссом части ребят.

13. Как относятся взрослые (родители, соседи) к вашей группе:

- доброжелательно;

- враждебно;

- нейтрально;

- равнодушно;

- запрещают общение.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

- даю друзьям советы для их же пользы;

- со мною часто советуются;

- не могу принять важное решение без моих друзей;

- никто не понимает меня по-настоящему;

- мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.

Литература:

Г. С. Семенов “Рабочая тетрадь социального педагога” М. , 2004 г.