Тема урока. Действия с десятичными дробями.
Цель урока. Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме “Действия с десятичными дробями. Практическое применение знаний на основе организации деятельности учащихся по применению знаний и способов действий в новой и изменённой ситуациях.
Типы урока. Урок комплексного применения и способов действий в сочетания с их обобщения и систематизацией.
Форма урока. Урок-игра “Путешествия по станциям”
1 “Сосчитай-ка,
2 “Узнавай-ка”,
3 “Прочитай-ка”,
4 “Царица- математика”,
5 “Отгадай-ка”,
6 “Прочитай-ка”.
Оборудования урока. Кодоскоп и кодоплёнки.
I(1) Организация начала урока.
Учителям объявляется тема урока, записанная на доске, общая цель урока и ознакомление учащихся с планом работы.
III з+м Задачи в действиях учащихся: проверить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе мотивации углубления задач в действиях учащихся и опорных знаний.
Ребята! На протяжении многих уроков мы изучали действия с десятичными дробями. Сегодня мы обобщим и систематизируем знания по данной теме и покажем их практическое применение в форме игры “Путешествие по станциям: “Сосчитай-ка”, “Узнавай-ка”, “ Прочитай-ка”, “ Царица-математика”, “Отгадай-ка”, “ Прочитай-ка”.
IIIA Актумузация опорных знаний и способов действий в сочетании с проверкой осознания и осмысления изученного ранее материала. С этой целью проведем устный счет (Станция “Сосчитай-ка”) с целью активизации опорных знан6ий и способов действий в сочетании с проверкой осознание и осмысления изученного ранее материала.
Для получения достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемого результата обучения к доске вызываются 7 учащихся для самостоятельной роботы по карточкам.
Устный счет А) сравните: 7\13 и 11\13, 5\6 и 4\3
1,307 и1,0307
2,35 кг и 2,350кг
Б) Назови корень уравнения:
X+4,3=6; 2x=5
17,2-y=2; 2,5x=25
(учащимся) Карточки (работают у доски)
№1 Реши уравнения
(y+26,1) *2,3=70,84
№2 Реши уравнения
(y-1,2) :0,6=21,1
в) Игра: Заполни клетки | К№ 3. Два пешехода вышли
навстречу друг другу. Скорость одного из них
3,8км\ч, а другого на 0,4км\ч больше. Через 0,5ч они
встретились. Какое расстояние было между ними в
начале пути? К№ 4. Периметр треугольника равен 14,3км. Сторона АС больше длины стороны BC в 1,5 раза и сторона AC меньше AB на 1,1 см. Найти длину каждой стороны. К№ 5. Объем бассейна 405 м3. Площадь бассейна 112,5м2. Найти глубину бассейна, если он имеет форму прямоугольного параллелепипеда. К№ 6. Туристы в первые два дня проходили по 14,5км в следующие три дня они проходили по12,5км в день и в последний день они прошли 7,6 км. Сколько км в средним проходит туристы? К№ 7. После решения этих заданий провести рецензирование ответов учащихся. Для этого обратить внимание на образец записи задания №7 на доске у одного ученика. 1) 14,2* 9= 127,8 сумма 9ти чисел 2) 12,6 * 5=63 сумма 5ти чисел 3) 127,8 –63 = 64,8 сумма 4х чисел 4) 64,8 : 4 =16,2 среднее арифметическое остальных 4х чисел. Ответ:16,2 |
г) Найдите значения выражения 2,5 : 5 * 2 |
Проверяются задание через Кодоскоп, а так же задаются вопросы по изученным правилам.
3. Проверить активную и продуктивную деятельность учащихся по включению части в целое классификации и систематизации по теме “ Действия под десятичными дробями. Историческая справка” Станция “ Узнавай-ка” и станция “Проверяй-ка”.
Учащийся делают сообщение о десятичных дробях:
А) Начало практического применение десятичных дробей.
Б) Распространение десятичных дробей. Их значение в жизни современного общества.
В) Монтаж по стихотворению В. Лифиница “Три десятых”(0,3) .
2. Работа дополнением таблицы для станции “Прочитай-ка”.
А) Симон Стивин указывал на большое практическое значение десятичных дробей и настойчиво пропагандировал их. Он был первым ученым, потребовавшим введение десятичной системы мер и весов. Однако мечта ученого была осуществлена лишь спустя свыше 200 лет, когда была создана метрическая система мер.
Б) Распространение десятичных дробей их значение в жизни современного общества.
С началом XVII века начинается интенсивные проникновение десятичных дробей в науку и практику.
В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробей, была введена точка, которая сохраняется в этой роле в США, Англии и некоторых других странах. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1616-1617г. знаменитым английским математиком Джоном Непером.
Благодаря своим преимуществом и достоинствам десятичной системы в целом десятичные дроби завоевали себе все больше места. Развитие промышленности и торговли, науки и технике, требовали всё больше громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять.
Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке. В промышленности нашей страны, в науке и во всех отраслях народного хозяйства десятичные дроби и их частный вид проценты, применяются чаще, чем обыкновенные.
В) Стихотворение “Три десятых”.
I
Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку
И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
II
Если б, строя ваш дом, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчёте,
Что б случилось, ты, знаешь ли, Костя Жигалов?
Этот дом превратился бы в груду развалин.
III
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку.
и стены возводится косо,
и рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптека
Станет лекарство для человека.
Далее следует станция “Прочитай-ка” (учащиеся решают примеры и вписывают вряд буквы, соответствующие числам в таблице)
1) 1,3=0,07=1,37 | п |
2) 2,5*3,1=7,75 | у |
3) 8,2-3,42=478 | т |
4) 3 * 4 =0,75 | в |
5) 5 – 4,4 =0,6 | к |
6) 5,6 : 0,2 =28 | з |
7) 5,3 + 7 =12,3 | н |
8) 24,31+2,9= 27,21 | а |
9) 0,369 : 0,03= 12,3 | н |
10) 3 – 0,25=2,75 | и |
11) 0,75*13=9,75 | я |
12) 0,045+4,6=4,645 | м |
Путь к знаниям ведет к станции “Царица-матиматика”. Какие высказывание о математике вы знаете?
(Учащиеся называют: “Полет - это математика”, “ Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” и.т.п.
Обобщим правила с десятичными дробями с помощью таблицы.
Название действий | Действия | Комбинирование действий |
Сложение | 0,5 + 1.4 =1,9 | 7,8*0,2 + 4,2:3-1 |
Вычитание | 3,5-0,1=3,4 | |
Умножение | 0,2*0,5 = 0,1 | |
Деление | 3 : 2 =1,5 |
Какие действия умеем выполнять?
Решить примеры на действия с дробями и совместные действия.
4. IIIз Продолжить активизацию опорных знаний и способов действий учащихся. На станции “Отгадай-ка” показать творческое применений знаний учащихся, самостоятельность в выполнение заданий, дирифференцируемость заданий, углубление знаний и способов действий учащихся. Выполнение трех заданий.
А) Какое число состоящие из цифр 7и 8 больше 7 и меньше 8.
Б) Какие цифры можно поставить вместо звездочки, чтобы действие было выполнено, верно.
Одновременно Включение в работу 10 учащихся по карточкам (на досках)
К№ 1. Выполни действие
300,1 – 5,06*(34,3 = 16,2)
К№2. Найди значение выражение
1,8 К + 2,35 + 4,3К + 1,4К, если К=1,5
К№ 3. В одном множители перенесли запитую вправо через одну цифру, а в другом множителе через цифры влево. Как измининолсь при этом их произведение?
К№ 4. Альбом для фотографий в 5 раз, чем книга. Сколько стоит альбом и сколько стоит книга, если книга дешевле альбома на 4,6р.
К№ 5. При каком значении n управление n-x2=0?51 имеет корень 0,7?
К№ 6. Сумма трех чисел равна 23,5. Первое число в 7 раз меньше второго, а третье на 11,5 больше второго. Найти эти числа.
“№ 7” Скорость катера по течению 18,6км\ч, а против течение 14,2 км\ч. Найти собственную скорость катера и скорость течения реки.
“№ 8” Среднее арифметическое трех чисел 6. Найти эти числа, если первое число в 2,5 раза, а второе в 1,5 раза больше третьего? и т.д.
Проверку о достижении всеми учащимися планируемого результата обучения провести на отворотах доски и кодоскоп и дать рецензирование ответов учащихся.
5. IX Для получения достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемого результата обучения провести самостоятельную работу контролирующего характера по двум вариантам (станция “Проверяй-ка” тетради на проверку собираются) .
Вариант № 1 | Вариант № 2 |
№ 1. Найти значение выражения. ( 3,81 + 59,427 : 9,3) * 8,6 № 2. Площадь одного участка земли больше площади другого в семь раз. Найдите площадь каждого участка, если они оба занимают 19,2 га. № 3 Если в данном множителе перенести запятую вправо через одну цифру, а в другом множителе через три влево, то, как уменьшилось произведение? |
№ 1. Найти значение выражения. ( 2,7 * 2,38 - 2,55) : 6,8 № 2. На пошив пальто ушло в 4 раза больше ткани, чем на юбку. Сколько метров ткани ушло на пальто и сколько на юбку, если на юбку ушло на 2,55 м. Ткани меньше, чем на пальто? № 3. В одном из множителей перенесли запятую через одну цифру, а во втором множителе через две цифры влево, а в третьем – через четыре цифры вправо. Как изменилось при этом произведение. |
6. IX Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия деятельности дать общую характеристику работы класса по теме действия с десятичными дробями и проанализировать степень успешности в овладении содержания урока, вскрыть недостатки в деятельности учащихся, дать рекомендации по пути преодоления недостатков, выставить оценки, выявить открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценки.
7. XIII Информация о выполнении домашнем задании. Для успешного выполнения домашнего задания всем учащимся в соответствии с актуальным уровнем их развития предоставить уч-ся право выбора домашнего задания. Из 4х заданий по выбору выполнить 3 задания-любых.
№1567(1)
Первое число 2,5 раза больше третьего, а второе число на 0,6 больше третьего числа. Найти эти три числа, если средн6ее арифметическое равно 2,4.
30-38 (вопр.)
№1567(1) №1647(а)
№1652(1)
№1560.
№1647(а) Найти пропущенные числа.
1,2\6,4; 1,1\1,2; 1\2; 0,9\2,8; ?
№1560 Восстановите цепочки вычисления и попробуйте объяснить почему они приводят к одному ответу?
№1652(1) Площадь поля 560 га. В первый день засеяли 3\7поля, а остальное во в торой день. Сколько га засеяли во в торой день?