Урок математики на тему: "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тема урока. Действия с десятичными дробями.

Цель урока. Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме “Действия с десятичными дробями. Практическое применение знаний на основе организации деятельности учащихся по применению знаний и способов действий в новой и изменённой ситуациях.

Типы урока. Урок комплексного применения и способов действий в сочетания с их обобщения и систематизацией.

Форма урока. Урок-игра “Путешествия по станциям”

1 “Сосчитай-ка,

2 “Узнавай-ка”,

3 “Прочитай-ка”,

4 “Царица- математика”,

5 “Отгадай-ка”,

6 “Прочитай-ка”.

Оборудования урока. Кодоскоп и кодоплёнки.

Макроструктура.

I(1) Организация начала урока.

Учителям объявляется тема урока, записанная на доске, общая цель урока и ознакомление учащихся с планом работы.

III з+м Задачи в действиях учащихся: проверить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе мотивации углубления задач в действиях учащихся и опорных знаний.

Ребята! На протяжении многих уроков мы изучали действия с десятичными дробями. Сегодня мы обобщим и систематизируем знания по данной теме и покажем их практическое применение в форме игры “Путешествие по станциям: “Сосчитай-ка”, “Узнавай-ка”, “ Прочитай-ка”, “ Царица-математика”, “Отгадай-ка”, “ Прочитай-ка”.

IIIA Актумузация опорных знаний и способов действий в сочетании с проверкой осознания и осмысления изученного ранее материала. С этой целью проведем устный счет (Станция “Сосчитай-ка”) с целью активизации опорных знан6ий и способов действий в сочетании с проверкой осознание и осмысления изученного ранее материала.

Для получения достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемого результата обучения к доске вызываются 7 учащихся для самостоятельной роботы по карточкам.

Устный счет  
А) сравните:

7\13 и 11\13, 5\6 и 4\3

1,307 и1,0307

2,35 кг и 2,350кг

Б) Назови корень уравнения:

X+4,3=6; 2x=5

17,2-y=2; 2,5x=25

(учащимся)

Карточки (работают у доски)

№1 Реши уравнения

(y+26,1) *2,3=70,84

№2 Реши уравнения

(y-1,2) :0,6=21,1

в) Игра: Заполни клетки К№ 3. Два пешехода вышли навстречу друг другу. Скорость одного из них 3,8км\ч, а другого на 0,4км\ч больше. Через 0,5ч они встретились. Какое расстояние было между ними в начале пути?

К№ 4. Периметр треугольника равен 14,3км. Сторона АС больше длины стороны BC в 1,5 раза и сторона AC меньше AB на 1,1 см. Найти длину каждой стороны.

К№ 5. Объем бассейна 405 м3. Площадь бассейна 112,5м2. Найти глубину бассейна, если он имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

К№ 6. Туристы в первые два дня проходили по 14,5км в следующие три дня они проходили по12,5км в день и в последний день они прошли 7,6 км. Сколько км в средним проходит туристы?

К№ 7. После решения этих заданий провести рецензирование ответов учащихся. Для этого обратить внимание на образец записи задания №7 на доске у одного ученика.

1) 14,2* 9= 127,8 сумма 9ти чисел

2) 12,6 * 5=63 сумма 5ти чисел

3) 127,8 –63 = 64,8 сумма 4х чисел

4) 64,8 : 4 =16,2 среднее арифметическое остальных 4х чисел.

Ответ:16,2

г) Найдите значения выражения

2,5 : 5 * 2
4,5*10-10
9-5 : 2

Проверяются задание через Кодоскоп, а так же задаются вопросы по изученным правилам.

3. Проверить активную и продуктивную деятельность учащихся по включению части в целое классификации и систематизации по теме “ Действия под десятичными дробями. Историческая справка” Станция “ Узнавай-ка” и станция “Проверяй-ка”.

Учащийся делают сообщение о десятичных дробях:

А) Начало практического применение десятичных дробей.

Б) Распространение десятичных дробей. Их значение в жизни современного общества.

В) Монтаж по стихотворению В. Лифиница “Три десятых”(0,3) .

2. Работа дополнением таблицы для станции “Прочитай-ка”.

А) Симон Стивин указывал на большое практическое значение десятичных дробей и настойчиво пропагандировал их. Он был первым ученым, потребовавшим введение десятичной системы мер и весов. Однако мечта ученого была осуществлена лишь спустя свыше 200 лет, когда была создана метрическая система мер.

Б) Распространение десятичных дробей их значение в жизни современного общества.

С началом XVII века начинается интенсивные проникновение десятичных дробей в науку и практику.

В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробей, была введена точка, которая сохраняется в этой роле в США, Англии и некоторых других странах. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1616-1617г. знаменитым английским математиком Джоном Непером.

Благодаря своим преимуществом и достоинствам десятичной системы в целом десятичные дроби завоевали себе все больше места. Развитие промышленности и торговли, науки и технике, требовали всё больше громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять.

Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке. В промышленности нашей страны, в науке и во всех отраслях народного хозяйства десятичные дроби и их частный вид проценты, применяются чаще, чем обыкновенные.

В) Стихотворение “Три десятых”.

I

Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку
И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

II

Если б, строя ваш дом, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчёте,
Что б случилось, ты, знаешь ли, Костя Жигалов?
Этот дом превратился бы в груду развалин.

III

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку.
и стены возводится косо,
и рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых аптека

Станет лекарство для человека.

Далее следует станция “Прочитай-ка” (учащиеся решают примеры и вписывают вряд буквы, соответствующие числам в таблице)

1) 1,3=0,07=1,37 п
2) 2,5*3,1=7,75 у
3) 8,2-3,42=478 т
4) 3 * 4 =0,75 в
5) 5 – 4,4 =0,6 к
6) 5,6 : 0,2 =28 з
7) 5,3 + 7 =12,3 н
8) 24,31+2,9= 27,21 а
9) 0,369 : 0,03= 12,3 н
10) 3 – 0,25=2,75 и
11) 0,75*13=9,75 я
12) 0,045+4,6=4,645 м

Путь к знаниям ведет к станции “Царица-матиматика”. Какие высказывание о математике вы знаете?

(Учащиеся называют: “Полет - это математика”, “ Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” и.т.п.

Обобщим правила с десятичными дробями с помощью таблицы.

Название действий Действия Комбинирование действий
Сложение 0,5 + 1.4 =1,9 7,8*0,2 + 4,2:3-1
Вычитание 3,5-0,1=3,4  
Умножение 0,2*0,5 = 0,1  
Деление 3 : 2 =1,5  

Какие действия умеем выполнять?

Решить примеры на действия с дробями и совместные действия.

4. IIIз Продолжить активизацию опорных знаний и способов действий учащихся. На станции “Отгадай-ка” показать творческое применений знаний учащихся, самостоятельность в выполнение заданий, дирифференцируемость заданий, углубление знаний и способов действий учащихся. Выполнение трех заданий.

А) Какое число состоящие из цифр 7и 8 больше 7 и меньше 8.

Б) Какие цифры можно поставить вместо звездочки, чтобы действие было выполнено, верно.

Одновременно Включение в работу 10 учащихся по карточкам (на досках)

К№ 1. Выполни действие

300,1 – 5,06*(34,3 = 16,2)

К№2. Найди значение выражение

1,8 К + 2,35 + 4,3К + 1,4К, если К=1,5

К№ 3. В одном множители перенесли запитую вправо через одну цифру, а в другом множителе через цифры влево. Как измининолсь при этом их произведение?

К№ 4. Альбом для фотографий в 5 раз, чем книга. Сколько стоит альбом и сколько стоит книга, если книга дешевле альбома на 4,6р.

К№ 5. При каком значении n управление n-x2=0?51 имеет корень 0,7?

К№ 6. Сумма трех чисел равна 23,5. Первое число в 7 раз меньше второго, а третье на 11,5 больше второго. Найти эти числа.

“№ 7” Скорость катера по течению 18,6км\ч, а против течение 14,2 км\ч. Найти собственную скорость катера и скорость течения реки.

“№ 8” Среднее арифметическое трех чисел 6. Найти эти числа, если первое число в 2,5 раза, а второе в 1,5 раза больше третьего? и т.д.

Проверку о достижении всеми учащимися планируемого результата обучения провести на отворотах доски и кодоскоп и дать рецензирование ответов учащихся.

5. IX Для получения достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемого результата обучения провести самостоятельную работу контролирующего характера по двум вариантам (станция “Проверяй-ка” тетради на проверку собираются) .

Вариант № 1 Вариант № 2
№ 1. Найти значение выражения.

( 3,81 + 59,427 : 9,3) * 8,6

№ 2. Площадь одного участка земли больше площади другого в семь раз. Найдите площадь каждого участка, если они оба занимают 19,2 га.

№ 3 Если в данном множителе перенести запятую вправо через одну цифру, а в другом множителе через три влево, то, как уменьшилось произведение?

№ 1. Найти значение выражения.

( 2,7 * 2,38 - 2,55) : 6,8

№ 2. На пошив пальто ушло в 4 раза больше ткани, чем на юбку. Сколько метров ткани ушло на пальто и сколько на юбку, если на юбку ушло на 2,55 м. Ткани меньше, чем на пальто?

№ 3. В одном из множителей перенесли запятую через одну цифру, а во втором множителе через две цифры влево, а в третьем – через четыре цифры вправо. Как изменилось при этом произведение.

6. IX Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия деятельности дать общую характеристику работы класса по теме действия с десятичными дробями и проанализировать степень успешности в овладении содержания урока, вскрыть недостатки в деятельности учащихся, дать рекомендации по пути преодоления недостатков, выставить оценки, выявить открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценки.

7. XIII Информация о выполнении домашнем задании. Для успешного выполнения домашнего задания всем учащимся в соответствии с актуальным уровнем их развития предоставить уч-ся право выбора домашнего задания. Из 4х заданий по выбору выполнить 3 задания-любых.

№1567(1)

Первое число 2,5 раза больше третьего, а второе число на 0,6 больше третьего числа. Найти эти три числа, если средн6ее арифметическое равно 2,4.

30-38 (вопр.)

№1567(1) №1647(а)

№1652(1)

№1560.

№1647(а) Найти пропущенные числа.

1,2\6,4; 1,1\1,2; 1\2; 0,9\2,8; ?

№1560 Восстановите цепочки вычисления и попробуйте объяснить почему они приводят к одному ответу?

№1652(1) Площадь поля 560 га. В первый день засеяли 3\7поля, а остальное во в торой день. Сколько га засеяли во в торой день?