Конспект урока по теме: "Логические выражения"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок-повторение с элементами игровой технологии.

Вид: урок-игра.

Оборудование:

  • компьютерный класс;
  • графический редактор Paint;
  • текстовый редактор MS Word.

Цели урока:

  • повторить и обобщить знания о высказываниях, об истинности высказываний, об основах математической логики;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся в процессе игры;
  • повторение и закрепление материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • показать взаимосвязь информатики с другими предметами на примере связи с математикой;
  • в процессе игры воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, находчивость, умение работать в команде.

Задачи урока:

  • Воспитательная развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание информационной культуры.
  • Учебная повторение основ математической логики, выполнение практических заданий на определение истинности высказываний.
  • Развивающая   развитие логического мышления, внимательности.

План урока:

Для успешного проведения игры необходимо сформировать две команды из учащихся, по 6–7 человек. В качестве членов жюри могут выступать родители, классный руководитель, учителя, представители администрации школы. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в протокол и суммируются в конце игры. При этом оценивается не только правильность выполнения задания, но и находчивость и юмор.
В качестве домашнего задания ребятам было предложено придумать название своей команды и разработать эскиз эмблемы. Название и эмблема должны соответствовать теме занятия. Организация конкурсов ложится на учителя информатики, т.к. именно он может определить цели и задачи проводимого урока, знает возможности своих учеников, владеет их вниманием.

Игра строится по следующему плану:

  1. Представление жюри.
  2. Приветствия команд.
  3. Вступительное слово учителя.
  4. Конкурс-разминка “Звездное небо”.
  5. Конкурс дизайнеров.
  6. Конкурс редакторов.
  7. Конкурс умников и умниц.
  8. Конкурс капитанов.
  9. Конкурс командный.
  10. Подведение итогов.

Подготовительный этап:

Для проведения игры необходимо подготовить:

  • карточки – “звезды” с высказываниями для проведения конкурса – разминки (Приложение 1);
  • алгоритм для ввода логического выражения средствами MS Word. (Приложение 2).
  • бланк-задание для проведения конкурса капитанов;
  • распределение ролей между учащимися;
  • бланки-задания для членов команд;
  • красочно оформленные высказывания великих ученых

ХОД УРОКА

Познайте истину, и истина сделает вас свободным.

Л.Толстой

I. Представление жюри

II. Приветствие команд (3 балла)

Учитель предлагает каждой команде сесть за свой игровой стол. Команды должны представить на суд жюри свои названия. В процессе игры, учитель будет обращаться к командам по их названию.

III. Вступительное слово учителя

На доске приведены высказывания ученых, писателей.

  • “Где начинается искание истины, там всегда начинается жизнь”. (Д.Рескин)
  • “Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле”. (Аристотель)
  • “Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать”. (Р.Декарт)
  • “Мудрость – есть дочь опыта”. (Леонардо да Винчи)

Учитель: С древнейших времен человек пытался познать законы правильного мышления. Величайшие умы древности и современности искали ответы на вопросы: как мы мыслим, где кончается область нашего знания и начинается область незнания, каким законам подчиняется наше мышление? Существует много высказываний по этому поводу. (Учитель обращает внимание учащихся на доску, где приведены высказывания мудрецов). Познание истины – одна из важнейших потребностей человечества. Мы все нуждаемся в получении новой информации о мире, который нас окружает. Для того, чтобы жить, нам необходимо принимать правильные решения, анализировать свои действия и на основе этого ориентироваться в окружающем нас мире.
В Древней Греции, Древней Индии, в Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применяя логические приемы рассуждения ораторы были более убедительны. Зададим себе вопрос: что значит логично мыслить? Это выражение мы часто слышим в жизни. Как вы думаете, ребята?

Выслушав ответы учащихся, учитель подводит итог обсуждения.

– Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. В окружающем нас мире у всего есть свои законы: у природы, общества. Есть законы и у мышления. Изучает эти законы одна из древнейших наук – логика.
Основателем логики считается Аристотель. Изучение логики с формальных позиций первым начал Джордж Буль. В его честь исчисление высказываний носит название "Булевой алгебры". Мы с вами на предыдущих занятиях познакомились с понятием высказывания, изучили основные логические операции, логические величины. Эти понятия широко применимы не только в математике, но и в информатике. На сегодняшнем уроке мы с вами повторим основы математической логики. Итак мы начинаем игру. Первый конкурс – разминка.

IV. Конкурс-разминка “Звездное небо” (2 балла)

На доске прикреплены листы в форме звездочек с заданиями (см. Приложение 1).   Для каждой команды по 5 “звезд”. Участники команды по одному человеку выходят к доске, снимают звездочку и отвечают на вопрос.

Примерный перечень вопросов:

1) Определите значение истинности сложного высказывания:

“Приставка это часть слова, и она пишется раздельно со словом”

2) Определите тип высказывания (общее, частное, единичное):

“Буква А – гласная”

3) Определите значение истинности сложного высказывания:

“Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются”

4) Определите тип высказывания (общее, частное, единичное):

“Петя Васечкин из 8 “А” двоечник”.

5) Определите значение истинности сложного высказывания:

“Суффикс – есть часть слова, и он стоит перед корнем”

6) Определите значение истинности сложного высказывания:

“Родственные слова имеют общую часть, и они сходны по смыслу”

7) Определите значение истинности сложного высказывания:

“Данное число четно или четно число, большее его на единицу”

8) Определите тип высказывания (общее, частное, единичное):

“Некоторые животные мыслят”.

9) Определите значение истинности сложного высказывания:

“3 + 6 = 8 или площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину”

10) Определите тип высказывания (общее, частное, единичное):

“Некоторые крокодилы летают очень низко”.

V. Конкурс дизайнеров (5 баллов)

Каждой команде в качестве домашнего задания необходимо было разработать эскиз эмблемы своей команды. В течении 15 – 20 минут один участник от каждой команды садится за компьютер и изображает эмблему команды при помощи программы Paint.

VI. Конкурс редакторов (5 баллов)

За компьютер приглашается по одному члену команды. С помощью текстового редактора MS Word необходимо набрать текст, содержащий логическую формулу (см. Приложение 2). Созданный файл сохранить на дискете и распечатать на принтере. Затем команды обменяются распечатками и по набранным текстам будет проведен командный конкурс.

Текст задания для 1 команды:

Определите результат логического выражения, если А – И, В – Л, С – И:

Текст задания для 2 команды:

Определите результат логического выражения, если А – Л, В – И, С – Л:

VII. Конкурс умников и умниц (3 балла за каждое задание)

Каждой команде выдается бланк с заданиями. Ребята должны выполнить все задания и сдать членам жюри выполненные задания.

Примерный перечень заданий:

Команда № 1.

  1. Определите значение логического выражения, если известно, что А – И, В – Л, С – И:
  2. Постройте таблицу истинности для следующего выражения:
  3. Расставьте порядок действий в логическом выражении:

Команда № 2.

  1. Определите значение логического выражения, если известно, что А – Л, В – Л, С – И:
  2. Постройте таблицу истинности для следующего выражения:
  3. Расставьте порядок действий в логическом выражении:

VIII. Конкурс капитанов (5 баллов)

К доске приглашаются капитаны команд. Задание – заполнить таблицу истинности для логического высказывания.

Пример задания для капитанов:

А В С
Л Л Л        
Л Л И        
Л И Л        
Л И И        
И Л Л        
И Л И        
И И Л        
И И И        

Пока капитаны выполняют свое задание, можно провести блиц-опрос с остальными участниками команд. Например, по очереди команды называют по алфавиту термины математической логики. Проигрывает та команда, которая первая остановится.

IX. Командный конкурс (5 баллов)

Каждая из команд в конкурсе редакторов приготовила распечатку с заданием. Эти задания и вручают друг другу команды. Дополнительным баллом можно поощрить команду, которая первой сдаст решение задания.

X. Подведение итогов

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков. Подводя итоги, учитель должен отметить самые удачные ответы, самых активных участников, сделать вывод о целесообразности проведенного мероприятия.