Урок-КВН на тему: "Многогранники. Тела вращения"

Разделы: Математика


Цели урока.

  1. Обобщение и закрепление знаний по теме.
  2. Развитие пространственного воображения, умения видеть в окружающей действительности геометрические тела.
  3. Закрепление способностей к применению теоретических знаний в практической деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент. Разделить обучающихся на 3 команды (можно по рядам). Рассказать о подсчёте очков по заранее заготовленной таблице начерчена на одной из досок).

2. Конкурс чертёжников. Каждая команда выделяет 1 чертёжника для работы у доски по карточке (построение геометрического тела и его сечения)

  • Построить диагональное сечение прямоугольного параллелепипеда.
  • Построить сечение конуса, пересекающего ось конуса под углом 60° .
  • Построить сечение тетраэдра, проходящее через апофему и боковое ребро.

3. Двое обучающихся на каждом ряду (всего 6 человек) получают задание: приготовить 2 вопроса по теме урока, чтобы задать по одному вопросу каждому из двух других рядов.

4. В это же время учитель задаёт по 2 вопроса каждой команде.

  • Назовите как можно больше деталей, изготавливаемых на станке, имеющих хотя бы в одной своей части цилиндрическую форму.
  • Какой многогранник является одним из семи чудес света? Где он находится?
  • Почему у северных народов жилище в форме конуса?
  • Докажите, что прямоугольный параллелепипед – самый распространённый в окружающей действительности многогранник.
  • Назовите пять шарообразных предметов из жизни человека.
  • Какова толщина сферы?

Учитель оценивает ответы в 5 – балльной системе, вносит оценки в таблицу.

5. Учитель вместе с обучающимся проверяют работы чертёжников, выполненные на доске. Оценка чертежей (0 – 5 баллов).

6. Обучающиеся с каждого ряда задают по 1 вопросу двум другим командам. Ответы оцениваются.

7. Конкурс эрудитов. По 1 участнику от команды выходят к доске для решения задач по карточкам.

Фрезеровщик должен выточить деталь в форме прямоугольного параллелепипеда с размерами 18 х 15 х 30. Определить массу детали, выполненной из чугуна.

Город Юрга находится на 56° северной широты. Какой путь совершает город за сутки вследствие вращения Земли вокруг своей оси? С какой скоростью происходит это вращение?

Токарю надо выточить деталь в форме цилиндра высотой 5 см и объёмом около 140 см3. Как это сделать?

8. Пока обучающиеся решают у доски задачи, каждая команда получает по рисунку, на обратной стороне которого приклеен конверт с текстом (его можно будет вскрыть только в конце конкурса). Задание. По рисунку составить 2 рассказа: что изображено с точки зрения геометрии? Что изображено с точки зрения предназначения этого предмета для жизни и деятельности человека?

Рис. 1.

 

Рис. 2.

Рис. 3

В конвертах находятся тексты (их зачитывают после прослушивания рассказов команд).

К рис. 1. Это куб, строгое геометрическое название – гексаэдр (шестигранник). Кубом называется прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (рёбрами).

Это кубик Рубика. Смысл этой игры, придуманной венгерским инженером Рубиком, заключается в том, что игрок должен как можно быстрее добиться единого цвета каждой из шести граней кубика. Эта игра очень быстро покорила весь мир. Во многих странах даже проводились и проводятся соревнования, чтобы выяснить самого быстрого игрока. Некоторые рекордсмены показали, что могут добиться единого цвета на всех гранях кубика Рубика за 18 – 23 секунды.

К рис. 2. Это правильная шестиугольная призма. Можно это геометрическое тело назвать выпуклым восьмигранником.

Это карандаш. Слово “карандаш” заимствовано русскими из тюркского языка, что означает: “кара” - чёрный, “даш” - камень. Карандаш – пишущий стержень, заключённый в деревянную оправу. Стержень изготавливается для простого карандаша из графита (“черный камень”) с различными добавками. Для цветных карандашей стержни делают из каолина с добавлением минеральных красок. Деревянная оправа делается из ольхи, бука, липы, кедра. Шестигранная форма предназначена для лучшего удержания карандаша пальцами.

К рис. 3. Это правильная четырёхугольная пирамида, в её основании находится квадрат.

Это пирамида Хеопса. Время возникновения – 3600 – 2700 годы до нашей эры. Эта грандиозная постройка создана трудом огромного количества рабов. В качестве строительного материала применялись огромные каменные кирпичи. До сих пор учёные всего мира спорят о том, как смогли рабы при отсутствии какой – либо техники воздвигнуть этот и подобные монументы, выражающие по замыслу фараонов идею несокрушимости их власти. Эта и другие пирамиды предназначались для погребения внутри них или возле них умерших фараонов.

Оценить конкурс рассказов.

10. Оценить решение задач (конкурс эрудитов).

11. Подвести итоги всей игры, заполнив последнюю строку таблицы на доске.

Название конкурса I ряд II ряд III ряд
1. Вопросы учителя      
2. Конкурс чертёжников      
3. Вопросы обучающихся      
4. Конкурс рассказов      
5. Конкурс эрудитов      
Итого      

12. Выдать листы командам, попросив обсудить и поставить оценки участникам команды. Выставить оценки участникам команды в журнал.

13. Подвести итог урока, проанализировав работу обучающихся за весь урок.

14. Развлечение “Чудесный мешочек”.

В красиво украшенном мешочке находятся мелкие предметы геометрической формы (карандаш, ластик, линейка, апельсин, и др.). Обучающиеся, не глядя, опускают руку в мешочек и, вынимая попавшийся предмет, дают его геометрическое название (призма, прямоугольный параллелепипед, шар и др.). Если название дано верно, то обучающийся берёт этот предмет себе.