Класс: 2
Тема урока: Устное народное творчество Архангельской области. Колыбельные песни.
Задачи:
1. Расширять представления учащихся о народных песнях как жанре устного народного творчества Русского Севера.
2. Формировать умение работать с текстом произведения.
3. Развивать умение определять и реализовывать действенную сверхзадачу чтения.
4. Развивать умение выделять в тексте слова и выражения, значение которого непонятно. И осознавать потребность в выяснении их смысла.
Оборудование:
1. Фотографии северной природы, фотографии выступлений Северного Русского Народного хора, других северных коллективов.
2. Карточки для схемы на доске со словами: “ПЕСНИ”, “хороводные”, “колыбельные”, “героические”, “заклички”, “свадебные”, “ожидания”.
3. Раздаточный материал: листы с текстами колыбельных песен.
4. Кукла для инсценировки (по возможности северная).
5. Северный костюм детского размера для инсценировки (по возможности).
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: проверка готовности к уроку.
2. Речевая разминка.
На доске скороговорка: “На мели мы налима нашли”.
Учитель: Прочитайте предложение. Что это? Для чего нам нужна скороговорка?
Дети: Для разминки языка, для подготовки к выразительному чтению, для отработки интонации.
Упражнение в произношении скороговорки: ускоряясь; с удивлением (В какой ситуации используется эта интонация?); с радостью (В какой ситуации используется эта интонация?)
отвечая на вопросы: Где мы налима нашли? Кто нашел налима? Кого мы нашли на мели?
3. Подготовка к восприятию.
Учитель: Издревле на берегу Белого моря жили люди. Главным промыслом их было рыболовство. На своих судах ходили они “по морю”, поэтому стали называться поморами. Надолго уходили мужчины на промысел, оставляя в поселках женщин с детьми. Жены поморов, ожидая мужей, следили за хозяйством, воспитывали детей. Вечерами они собирались вместе за рукоделием обсуждали новости и пели песни. Много песен знали северянки, а порою такими вечерами рождались новые песни.
А какие виды народных песен вы знаете? В каких случаях исполнялись эти песни?
Одновременно с ответами детей на доске появляется схема. <Приложение1>
4. Первичное восприятие. Чтение учителем колыбельной песни “Баю, баюшки, баю”.
Баю, баюшки, баю, да
Прилети птичка с леску,
Принеси тебе сонку.
Принеси тебе сонку, да
Со всего тёмна леску.
Со всего тёмна леску, да
На всю тёмну ноченьку.
На всю тёмну ноченьку,
На весь светлый денёчек.
Уж ты спи-ко камешком, да
Встанешь лёгким пёрушком.
5. Выявление первичного восприятия.
Какое впечатление произвела на вас песня? Что особенно понравилось? Определите вид песни. (колыбельная)
6. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Учиться выразительно читать колыбельную песню, учиться петь эту песню.) Вы правы. А ещё мы попробуем инсценировать эту колыбельную песню.
7. Вторичное восприятие
Прочитайте песню ещё раз самостоятельно и подчеркните карандашом незнакомые слова.
8. Анализ текста и подготовка к выразительному чтению.
1) Объяснение незнакомых слов.
2) Понимание структуры произведения и выявление подтекста:
Учитель: Кем и когда исполнялось это произведение? О чем это произведение?
3) Выявление действенной сверхзадачи.
Учитель: Какие чувства, по-вашему, испытывает мать, напевая колыбельную? (нежность, радость, любовь к ребенку, желание оградить ребенка от плохого) Какие чувства вы испытали? Какие чувства мы должны передать при чтении?
4) Отбор интонационных средств.
1. Определение темпа чтения:
На доске: очень быстрый – быстрый – средний темп – не очень медленный – медленный – очень медленный
медленный, напевный темп;
2. Определение силы голоса
На доске: очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо
5) Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр):
На доске: низким голосом – обычным голосом – высоким голосом
9. Хоровое чтение текста.
Давайте хором выразительно прочитаем песню. Не забывайте, что это колыбельная песня, представьте, что перед вами маленький ребенок, которого вы укладываете спать.
10. Индивидуальное чтение.
Читают хорошо читающие ученики, а задача слушающих: внимательно слушать чтеца и быть готовым проанализировать чтение по памятке:
1) Сумел(а) ли передать настроение произведения?
2) Что особенно получилось?
3) Над чем надо поработать?
Возможна инсценировка песни, когда девочка баюкает куклу, напевая или рассказывая колыбельную. Тогда в схему анализа необходимо включить вопрос: “Сумела ли передать образ матери, баюкающей младенца?”
11. Самостоятельная работа с колыбельной песней “Баю, баю, баюшки”.
Баю, баю, баюшки,
Наскакали заюшки.
Налетели гулюшки,
Сели окол люлюшки.
Петушки да курушки,
Не будите Любушки.
Баю, баю, баю, бай,
Ты, собачка, не лай.
Котик серый, не ворчи,
Мою детку не буди.
Моя деточка спит,
Ничего не говорит.
1) Самостоятельное чтение колыбельной.
2) Отбор интонационных средств и эмоциональной окраски голоса.
3) Индивидуальное чтение (по желанию).
12. Обобщение.
Сегодня на уроке мы знакомились с северными колыбельными песнями. Только ли на Севере матери пели детям колыбельные песни? Как вы думаете, колыбельные песни других областей отличаются от северных? (Они похожи, так как матери испытывают одинаковые чувства к своим детям, но колыбельные отличаются языком, особыми словами, которые свойственны только северным или только южным жителям).
13. Комментирование домашнего задания.
Каким может быть ваше домашнее задание?
Дома вам надо будет выучить одну из двух колыбельных, которая больше вам понравилась, и подготовить небольшой спектакль: не просто прочитать песню, а инсценировать ее. Для вашего спектакля сегодня на уроке труда мы изготовим северную куклу-“чурочку”.
Задание по желанию: узнать у мам или бабушек, какие они знают колыбельные песни.
14. Подведение итогов урока.
Что на уроке показалось интересным?
Что особенно понравилось?
Что было трудным? Над чем надо поработать?
Литература, используемая при разработке урока:
1. Дедов А., Кодола О. История Архангельской области: Книга для детей и родителей. Архангельск: ИПП “Правда Севера”, 2006.- 32 с.
2.День поэзии Севера – 1969. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1970. – 168 с.
3. Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов/ Сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета. 1995. – 431 с.
4. Науменко Г., Якунина Г. Солнышко-вёдрышко. Детский музыкальный фольклор Архангельской области. Архангельск: Издательство “Белая горница”, 1994. – 144 с.
5. Региональный компонент начального общего образования архангельской области. Литературное чтение. Русский язык. Иностранные языки. Окружающий мир. Технология (труд). Изобразительное искусство. Физическая культура. Архангельск, 2006.