Урок - основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского. Так будет еще долго. Урок во всем многообразии его разновидностей необычайно сложный педагогический элемент, у нас в лицее он длится всего 40 минут. Научная мысль напряженно пытается смоделировать эти быстротечные минуты. Моделирую по-своему уроки и я, стараясь сделать их как можно более интересными и доступными для ребят. В настоящее время известно много достижений передового педагогического опыта, направленного на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Используя этот опыт, я нахожу ключ к решению самых острых и больных вопросов современного образования: ликвидации перегрузок школьников, воспитанию у них интереса к обучению, активности и самостоятельности и т. д. Приоритетным для меня становится развитие творческой самостоятельности личности, воспитание инициативных людей. Эти задачи учитель может решить, опираясь на гуманистическую парадигму образования; подходы: личностно-ориентированный (И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, М. Н. Берулава, В. В. Сериков и др. ) и системно-деятельностный ( Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др. )
Какие же конкретные формы приобретает учебная деятельность моих учеников? Назову основные из них. Усвоение нового материала проходит в проблемной ситуации, сначала перед учеником ставится проблемная задача или небольшое исследование, потом на основе этого выводятся новые понятия и свойства. Психологически это означает, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. Весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника.
Структура, построения проблемного урока у меня такова:
Итак, применяя проблемное обучение на этапе усвоения нового материала, реализую принцип проблемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого материала, организацию на основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием учеников.
Уроки закрепления знаний провожу в игровой форме, применяя методы активного обучения Чекалевой Н. В.
При использовании этих методов мне удается по выражению Ильенкова не “вводить школьника в науку с заднего двора”, а давать возможность многократного осмысления, “открытия” правила, формулы, закона, на все новых и новых фактах. Это содействует становлению убеждений, навыков не “усвоения”, а освоения знаний.
Дети с удовольствие играют в различные игры, и я стараюсь дать возможность каждому опробовать весь спектр ролей, упражнять умение правильно соотнести свои способности со степенью трудности работы и развивать способности. В ходе дидактических игр, наблюдаю за учениками, чтобы выявить одаренных к математике школьников, чтобы в дальнейшем их привлекать к кружковой работе, а начиная с седьмого класса, к занятиям в “четверговой” математической школе. Приведу пример проведения уроков в шестом классе по теме “Делимость чисел”.
Урок 1 “Делители и кратные”
Цели урока:
- “Вывести” определения и свойства делителей и кратных, научить отличать делители и кратные, научить находить делители и кратные для натуральных чисел;
- учить делать выводы и сравнения;
- приучать к аккуратным записям в тетрадях и правильной самооценки.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Оценка складывается из самооценки ученика, т. е. количество + за “зарядку” и из активности в течение всего урока. (оценка учителя)
I. В начале урока провожу “зарядку для ума”, используя, детские магнитные доски. Цель этой зарядки – переключить учеников на математику через несложные устные вопросы и задачи.
Вторая цель – повторить нужные темы для нового материала.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||
1. Вычислите устно: 5+0, 8;
2. Придумайте несколько натуральных трехзначных чисел. 3. 20 яблок нужно разделить поровну между 4 ребятами, по сколько яблок получит каждый? 4. Разделите поровну 40 конфет между 5 девочками. По сколько конфет получит каждая? 5. Разделите поровну 40 конфет на 6 детей. По сколько конфет получит каждый? |
1. Ученики на магнитных досках
записывают ответы к каждому примеру. Сверяются с
правильными. За каждый правильный ответ ставят
себе +на полях в тетради. Дети на магнитных досках придумывают числа. (предполагаемые ответы: 324, 678, 245) 3. Ученики записывают ответ. Сверяются с правильным результатом. Ученики записывают ответ. Сверяются с правильным. Ученики записывают ответ. Сверяются с правильным. (предполагаемый ответ: по 6 конфет, 4 в остатке) . |
II. Новая тема.
Запишем решение задач в тетради.
Задача 1. 20 : 4 = 5 (яблок) – получит каждый.
Задача 2. 40 : 5 = 6 (конфет) – получит каждая девочка.
Задача 3. 40 : 6 = 6 и 4 в остатке. – по 6 конфет получит каждый.
Решение этих задач записывают ученики в тетрадях, а один ученик на доске.
Учитель: “На сколько равных кучек можно разложить 36 орехов, так чтобы не осталось ни одного лишнего?”
Ученики: на 2, на 3, на 4, на 6, на 9, на 18, на 36.
Учитель: “Числа 2, 3, 4, 6, 9, 18, 36 без остатка делят натуральное число 36. В задачах 1 и 2 числа 4 и 5 без остатка делят натуральное число 20. Математики любят обобщать, давайте и мы обобщим, т. е. придумаем, как одним словом назвать все натуральные числа, которые делят без остатка другое натуральное число”.
Ученики выдвигают свои гипотезы: “делители, и др. ” Выбираем делители, так как они делят.
Учитель: “Сформулируйте определение делителя натурального числа а”.
Ученик: “Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка”
Учитель: “Будет ли делителем число 6 для 40?”
Ученики: “Нет, так как 40 на 6 не делится без остатка”.
Учитель: “Придумайте название для чисел, которые делятся на а без остатка”
Ученики выдвигают гипотезы: “Делимое и др. ”
Учитель: “Математики такие числа называют кратными числу а”.
Учитель: “Дайте определение кратного”
Ученики: “Кратным натуральному числу а называют натуральное число, которое делится без остатка на а. ”
Учитель: “Найдите все делители числа 12, и запишите их на магнитных досках”
Ученики записывают на досках: 1, 2, 3, 4, 6, 12.
Учитель: “Найдите кратные числа 12, Запишите их на магнитных досках”
Ученики пишут: 12, 24, 36, 48, ……
Запишем в тетрадях: делители 12: 1, 2, 3, 4, , 6, 12.
Кратные: 12, 24, 36, 48, ….
Сравним. Сколько может быть делителей? Сколько кратных?
Каков самый меньший делитель? Самое меньшее кратное?
III. Закрепление.
1. В каждой коробке лежат 6 чайных ложек. Можно ли не вскрывая коробок, взять: а) 42 ложки; б) 49 ложек.
2. Верно ли, что 5 – делитель 45; 16 – делитель 8; 17- делитель 152; 27 – кратное 3; 6 - кратное 12; 156 – кратное 13.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Чему научились?
V. Домашняя работа. П. 1. по вопросам на стр. 4. № 24.
Урок 2 “Делители и кратные”
Цели урока: 1. Закрепить знания определений и свойств делителей и кратных. Закрепить умения нахождения делителей и кратных. 2. Развивать логику мышления. 3. Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.
Содержание урока.
Оценка складывается из
- Правильности выполнения дом. работы;
- Правильности выполнения “зарядки”;
- Правильность выполнения всех задач;
- Количество выполненных задач.
Урок проходит в форме игры “Директор – учитель – ученик”.
Класс разбивается на 5 групп. В каждой группе выбирается учитель, который ведет опрос учеников. Цель такой игры – повысить активность учащихся на уроке, научить, правильно формулировать определения, учить говорить. Учитель заполняет журнал, который он сдает в конце урока.
I. “Зарядка для ума”. (Ученики пишут ответы на магнитных досках)
II. Выполните действие: а) 3, 4 + 2, 5; б) 8 – 3, 4; в) 0, 25 . 4; г) 2, 1 :7.
III. Проверка домашней работы. Проходит следующим образом: сначала отвечает учитель, потом опрашивает каждого ученика по воросам на странице 4.
I. Закрепление умения находить делители и кратные.
№ 5. Выберите из чисел 15, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 те, которые являются:
а) делителями 20;
б) кратными 4;
в) делителями 16 и кратными 4;
г) кратными 3 и делителями 16.
Это задание ученики выполняют самостоятельно, с последующей проверкой. Первый на проверку подносит “учитель”, потом проверяет правильность выполнения задания у своих учеников.
Таким же образом выполняем задания №№ 6, 7, 8, 9. Выставление оценок. задач.
V. Предлагается домашняя работа №№ 25, 26, 27.
Урок 3. “Признаки делимости на 10, на 5 и на 2”.
Цели:
- “Вывести” признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
- Учить обобщать и делать выводы.
- Воспитывать ответственность за выполнение работы.
Содержание урока.
I. Из чего будет складываться оценка на уроке:
- Из безошибочно сделанной “зарядки”.
- Из активности на уроке.
- Правильно сделанных выводов.
- Больше выдвинутых гипотез
- Правильно выполненного задания № 32.
I. “Зарядка”
1) Вычислите устно: а) 1, 27 + 2, 3; б) 0, 728 – 0, 7; в) 0, 2 . 5; г) 6 : 0, 3.
2) Какие различные натуральные числа надо вписать в кружки , чтобы произведение каждых двух чисел, помещенных в кружках, соединенных отрезком, равнялось 70? Подумайте, как можно назвать набор этих чисел, оказавшихся в кружках.
III. Новая тема.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Найдите частные от деления чисел: 280 :
10; 24600: 10; 30 : 10; 234 : 10; 2345 : 10; 350: 10. 2. Сделайте вывод. Сравним наши гипотезы с выводом в учебнике. 3. Найдите частные: 873 : 5; 4675 : 5; 4570 : 5, 987 : 5 и т. д. Сделайте вывод. 4. Найдите частные: 34 : 2; 33 : 2; 40 : 2; 41 : 2; 22 :2; 25 : 2 и т. д. |
1. Ученик диктует решение: 280 : 10 = 28; 24600 : 10
= 2460; 30 : 10 = 3; 2345 : 10 = 234 и 5 в остатке; 234 : 10 = 23 и 4 в
остатке; 350 : 10 = 35. 2. Ученики выдвигают гипотезы: При делении натурального числа на 10, без остатка делятся на 10 те числа, если делимое заканчивается 0. Выдвигаются и др. гипотезы. Ученики читают признак делимости на десять по учебнику. 3. Ученики находят частное и делают вывод. 4. Ученики находят частное и выдвигают гипотезы, какие числа без остатка делятся на 2? |
Приходим к выводу, что на 2 делятся только те числа, запись которых оканчивается четной цифрой.
III. Закрепляем новую тему:
1. Так как же по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 10, на 5, на 2.
2. Как называются эти выводы?
3. Придумайте три числа, которые: а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся и на 2 и на 5.
4. Назовите два четных числа, кратных 5.
5. Два нечетных числа, кратных 5.
6. Два четных числа, которые делятся на 5.
7. Два нечетных числа, которые не делятся на 5.
Выполните № 32.
IV. Выставление оценок.
V. Предлагается домашняя работа: выучить по учебнику формулировки признаков делимости натуральных чисел на 10, на 5 и на 2, выполнить № 52, 53, 55.
В этой методике есть много положительных моментов:
1. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
2. Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным.
3. При проведении урока закрепления знаний, применяю групповой метод, где выше обучаемость и эффективность усвоения знаний.
4. Групповой метод содействует личностному росту каждого ученика, развивает коммуникативные навыки.
Как и в каждой форме работы, есть свои “минусы”, это:
1. Часто слабый ученик не решается высказать свои мысли, выдвинуть свои гипотезы.
2. На проблемном уроке уходит много времени на выдвижение гипотез и последующую проверку их.
3. В групповом методе, сильный ученик обучает слабого, вместо того, чтобы решать задачи повышенной уровни сложности.
Чтобы устранить последний минус и не дать сильным учащимся “завянуть”, я каждый год веду математический кружок, для учеников интересующихся математикой. Каждый год число учащихся занимающихся в этом кружке у меня растет.