Цели урока:
- Обучающие: познакомить учащихся со специальностями сферы “Журналистика”, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист;
- Развивающие: развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
- Воспитательные: воспитание воли и настойчивости в достижении поставленных целей, аккуратности, сознательного отношения к учебе и коммуникативных умений; расширение и активизация знаний учащихся о профессии “Журналист”.
Время проведения занятия – 40 минут.
Основные этапы урока:
- Организационный – 2 мин.
- Игровое упражнение “Кто есть кто?” – 5 мин.
- Объяснение нового материала – 13 мин.
- Практическая работа – 5 мин.
- Игра “Поступь профессионала” –10 мин.
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания – 5 мин.
I. Организационный момент.
Слово учителя о целях и задачах элективного курса “Основы журналистики”.
Мир профессий – мир огромный и интересный. Каждый человек стремится выбрать ту профессию, которая будет ему интересна в будущем, которая поможет ему реализовать свои творческие возможности. Вы знаете большое количество профессий, но каждому из вас нравится та или иная в большей или меньшей степени.
На занятиях курса “Основы журналистики” вы познакомитесь с основными специальностями сферы “Журналистика”, попробуете себя в роли репортера, очеркиста, редактора.
II. Игровое упражнение “Кто есть кто?”
Условия игры: ведущий просит каждого ученика назвать те профессии, которые ему кажутся интересными. Все профессии записываются на доске (10–15).
Затем ведущий называет профессию из этого списка, хлопает в ладоши, а учащиеся должны указать ручкой или карандашом в сторону человека, которому, по их мнению, подходит эта профессия.
Ведущий считает количество человек, указавших на участника игры.
Затем подводятся результаты: “Кто есть кто”.
Часто прогнозы одноклассников бывают гораздо вернее, чем прогнозы учителей или родителей.
III. Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы
Журналистика – профессия энергичных, ищущих,
остро и глубоко мыслящих людей, поэтому девиз
курса “Основы журналистики” – “Ищи, пробуй,
твори!”
Журналистика – это общественная деятельность по
сбору, обработке, хранению и периодическому
распространению актуальной социальной
информации с помощью средств СМИ (печать, радио,
телевидение).
Слово “журналистика” ввел в русский язык Н.А.
Полевой, создавший рубрику с таким же названием в
журнале “Московский телеграф” (это было во 2
половине 1820года). Именно с этого времени
журналистика становится видом профессиональной
деятельности (до этого труд журналистов не
вознаграждался или вознаграждался время от
времени).
Первым в России профессиональным редактором был
Н.М. Карамзин, руководивший изданием журнала
“Вестник Европы” в 1802–1803 г.г. (его жалованье
составляло три тысячи рублей в год).
– Кто из русских писателей, поэтов, исторических деятелей занимались журналистикой?
Журналистской деятельностью плодотворно
занимались Петр I, Екатерина II, Д.И. Фонвизин, И.А.
Крылов, А.С. Пушкин и А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, А.П.
Чехов и многие другие известные в то время люди.
Среди редакторов популярных журналов были Н.А.
Некрасов, Ф.М. Достоевсий, М.Е. Салтыков – Щедрин,
В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, М.Горький и др.
– Что же такое информация?
– Как она может воздействовать на человека? (Ррадует, огорчает, приносит удовольствие или разочарование и т.д.).
– Что обозначает слово “информация”?
Информация – лат слово, разъяснение, изложение; первоначально означало сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.
Для журналистики слово “информация” – это актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
– Со всей ли информацией, которая окружает нас, имеет дело журналистика?
– А с какой информацией работает журналистика? (С общественно значимой, социальной информацией)
– Чьи интересы удовлетворяет журналистика? (Аудитории)
– Кто оценивает информацию? (аудитория)
– Прочитайте предложенные вам тексты, расскажите, какие чувства они вызвали у вас. Эти работы написали ребята нашей школы.
Армия – это школа жизни
Моего дедушку зовут Мельников Евгений
Витальевич. Его призвали в армию в 18 лет. Узнав об
этом, он очень обрадовался. В то время не было
такого понятия, как сделать так, чтобы уклониться
от службы в армии. Служил он на Дальнем Востоке,
рядом с городом Пограничный.
Попал дедушка в единственный полк 20-ый отдельный
пушечно – артиллерийский полк особой мощности.
Резервно-верховное главнокомандование и этот
полк несли название “Гумбиловский”. Особенно
запомнилось моему дедушке, что одну пушку в
мирное время обслуживало 70 человек, а в военное
время – 100. Еще в армии он занимался учебой,
стрельбой, проходили выездные учебные
стрельбища. Дослужился дедушка до звания
сержанта. И служил командиром взвода управления,
куда входили разведчики, связисты,
дальномерщики, наводчики.
Самое удивительное, что осталось в воспоминаниях
дедушки, – это огромный вес пушки, например,
только один ствол весил 20 тонн, в который входило
5 штук артиллерийских снарядов, весившие 200кг,
состоящих из трех мешков пороха.
Отслужив три года в армии, а раньше служили не
два, а три, дедушка окончил институт, получил
высшее образование и стал учителем физической
культуры. Но и после армии он продолжает
переписываться и поддерживать отношения со
своими сослуживцами. Армия, по мнению дедушки –
это не только физическая и военная подготовка, но
и школа жизни.
Катерина Мельникова
Я не хочу, чтобы мои дети пережили ужасы войны!
На войне погибли миллионы невинных людей.
Многие из них ушли на фронт добровольцами. Они
отдавали свои жизни во имя Победы. Шестьдесят
один год назад 9 мая прозвучали первые салюты в
честь Победы. Наше поколение очень мало знает об
этой войне. Мы родились совершенно в другое
время. У нас свои проблемы, интересы. Мало у кого
живы дедушки и бабушки, которые могли бы
рассказать об этом. Но я считаю, что мы не должны
забывать о войне, которая принесла так много горя
всей нашей стране.
Сегодня мы должны помогать ветеранам, которых
осталось очень мало, а жизнь у них тяжелая. Многие
из них –это одинокие, больные люди. И помнить о
них нужно не только в День Победы, но и в другие
дни.
А. Краснослободцева
Учащиеся рассказывают, какие чувства у них вызвали эти работы. Далее учитель с учащимися, рассматривают, какие основные функции выполняет журналистика.
Основные функции журналистики: коммуникативная, идеологическая, культуроформирующая, рекламно-справочная, организаторская, рекреативная (развлекательная).
Профессиональные качества журналиста.
– Запишите на доске, какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать профессиональный журналист (идейно-нравственными, деловыми, психологическими и т.д.).
Обсуждение данных качеств. Выстройте иерархию качеств. После обсуждения профессионально-важных качеств журналиста, предложенных учащимися, учитель называет и комментирует качества, которые не были указаны в ходе обсуждения.
- Объективность – говорить только правду.
- Беспристрастность – необходимо констатировать факт и только исходя из него давать оценку происходящему. Личное отношение журналиста к факту не должно открыто выражаться. Если это не входит в задачу материала.
- Принципиальность – вы имеете право на свою точку зрения, отстаивайте её. Если задание противоречит вашим убеждениям, откажитесь от него.
- Толерантность – (лат. – терпимость) Надо уметь прислушиваться к разным мнениям, вы не последняя инстанция, кто может думать по-другому и быть правым.
- Коммуникабельность – это умение устанавливать контакты и связи. Умение общаться, умение выслушать собеседника.
- Оперативность – работа с информацией не терпит промедления. Умение оперативно передать важную информацию.
- Физическая выносливость. Крепкие нервы, чувство юмора, умение работать в коллективе и ладить с коллегами.
– Какие специализации сферы “Журналистика” вы знаете?
Идет обсуждение специализацией и их комментарий.
Специализации: репортер, аналитик, очеркист, редактор, корректор, фоторепортер и другие.
IV. Практическая работа
– Найдите газетные материалы, в которых, на ваш взгляд, ярко проявляются наиболее важные качества журналиста. Какие особенности материала позволяют вам делать подобные выводы?
Учащимся предлагаются газетные материалы для работы. Проверка выполнения задания.
V. Игра “Поступь профессионала”
Слово учителя: ребята, мы начинали урок с игры и закончим урок тоже игрой, которая называется “Поступь профессионала”. Вам предоставляется возможность смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения людей профессиональной сферы “Журналистика”.
Основные этапы игры:
1. Участникам игры рассчитаться по порядку номеров. На листочке проставить все номера участников.
2. Каждый игрок выбирает определенную профессию (корректор, репортер, очеркист, фоторепортер и т.д.), которую он будет изображать походкой, и сообщает ее ведущему.
3. По очереди участники встают и походкой (мимикой, жестами) изображают ту профессию, которую они себе определили. Зрители записывают под номером игрока, какую, по их мнению, профессию он изображает.
4. Ведущий собирает листочки у каждого участника, перемешивает их, затем зачитывает номер и из каждого листка ту профессию, которую определили другие участники игры по походке, сообщая профессию, которую изначально выбрал участник игры. Во время подведения итогов не надо называть фамилии участников игры.
В роли ведущего выступает учитель.
VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на тех вопросах, которые вызвали затруднение у учащихся. Предлагает заполнить карточки, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения.
Оценка урока:
- Мне все понравилось –
- Мне ничего не понятно –
- Мне было интересно –
- Мне было скучно –
- Мне было легко –
- Мне было трудно –
Домашнее задание.
– Мы с вами примем участие в городской акции “Человек
и его здоровье”.
Каждому из вас необходимо написать открытое
письмо “Обращение к сверстнику” – по отказу от
вредных привычек, в защиту экологической
ситуации, по пропаганде здорового образа жизни.
На что необходимо обратить внимание:
1. Выбор темы, например:
- Остановись! Опасно для жизни и здоровья!
- Ты сделал неправильный выбор!
- Жизнь на планете зависит от тебя!
- Будущее планеты в твоих руках!
- Оглянись вокруг!
- Я за будущее моей страны. А ты?
2. Определить основную мысль письма.
3. Подумать над художественными средствами: обращение (мой друг, ребята, ровесники, сверстники, одноклассник, юноши и девушки и т.д.); риторические вопросы (Что же будет на планете завтра? Как ты относишься к алкоголю (курению)? Почему ты взял в руку сигарету? Кто спасет будущую нацию?); сравнения, метафоры, эпитеты и т.д.
4. Отредактировать текст, используя памятку оценки текста.
Памятка
1. Критерии оценки текста.
- Правильность и чистота речи (соблюдение норм и правил современного литературного языка, отсутствие жаргонизмов, арготизмов, диалектизмов, сленгов, просторечной лексики и т.д.).
- Стройность и изящность (использование тропов – метафор, олицетворений, эпитетов, гипербол, литот и т.д., стилистических фигур – эллипсов, градации, инверсий, анафор, риторических вопросов и т.д.)
- Разнообразность речи, яркость, образность (использование многозначных слов).
- Старайтесь избегать повторов (тавтологии)
2. Избегайте типичных ошибок:
- неправильное употребление слов,
- нарушение сочетаемости слов,
- речевая недостаточность,
- речевая избыточность (плеоназм –многословие), объяснение прописных истин.
- неудачный выбор синонимов, неуместное употребление антонимов и многозначных слов.
Открытые письма учащихся, написанные после урока:
Алкогольным напиткам “НЕТ!”
Я бы хотела обратиться к ребятам, употребляющим
спиртные напитки. Что вас привлекает в алкоголе?
Зачем вы тратите свое свободное время на пустое
болтание по улицам с бутылкой в руках? Вы думаете,
что это поможет вам расслабиться? Уйдут ваши
проблемы? Вы почувствуете удовлетворение?
Ошибаетесь! Все это временно! Подумайте, к чему
это может привести!
Хочу обратиться к любителям пива. Иногда можно
услышать, что они пьют пиво, а оно безалкогольное,
поэтому ничего страшного. Вы глубоко
заблуждаетесь. Возникает зависимость, и после
безалкогольного обязательно потянет на более
крепкое. Алкоголь – тот же самый наркотик: легко
начать употреблять и очень трудно бросить.
Ребята, оглянитесь вокруг! Как много интересного
и увлекательного в мире! Проявите себя в спорте,
искусстве, науке. Все двери для вас открыты.
Найдите себя, и мир предстанет перед вами
совершенно в других красках!
Наталья Потехина
Остановись! Опасно для жизни и здоровья!
Свое письмо я адресую моей однокласснице. Её
зовут Маша. Курить она начала очень рано – с 7
класса. На каждой перемене Маша торопится на
улицу, чтобы покурить. Мне кажется, что за это
время она даже изменилась по характеру, стала
более резкой, несдержанной, менее женственной.
Изменился даже цвет ее лица, походка, манера
говорить. И все это – не в лучшую сторону.
Я спрашивала у Маши: “Маша, зачем ты куришь? Ведь
это такая гадость!” В ответ только пожатие
плечами и безразличный взгляд. Порой мне кажется,
что она сама не понимает, что делает со своим
здоровьем и своим будущим.
Маша, остановись! Задумайся, как много
интересного вокруг тебя! Курение – это не мода,
это не делает тебя взрослой! Повзрослеть мы и так
успеем.
Мне очень хочется, чтобы мое письмо помогло тебе,
Маша, понять, какой вред ты наносишь своему
здоровью сама. Оглянись вокруг. Помоги себе и
своим сверстникам избавиться от этой привычки.
Помни, наше здоровье – в наших руках!
Анастасия Хорошева
Брось сигарету! Подумай о ближних!
Курильщик! Беря сигарету в руки, ты вдыхаешь
дым, который вредно действует на твое здоровье, а
самое главное, он вредит и людям, находящимся
рядом с тобой. Ты отравляешь и себя и других.
Курильщик! Беря сигарету в руки, ты подаешь
дурной пример младшим ребятам, которые смотрят
на тебя и стараются тебе подражать.
На каждой перемене мальчишки и девчонки бегут на
улицу покурить, страшно то, что среди них есть
даже ребята –пятиклашки и четвероклашки.
Курение не только вредит здоровью, но и снижает
интерес к знаниям, к спорту, к культуре. Ребята
торопятся стать взрослыми, подражают им, но не
думают о том, что это плохая привычка.
Курильщик! Брось сигарету! Подумай о себе и о
рядом живущих людях! Береги свое здоровье и
здоровье других людей! Не давай дурной пример
младшим!
Екатерина Огнева
Список литературы:
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений / Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11-е классы). М.: ВАКО, 2005. (Педагогика. Психология. Управление).