Роль памяти для запоминания информации. Основные методы и приемы запоминания английских слов

Разделы: Иностранные языки


Как часто приходится слышать от детей такие выражения, как “У меня плохая память”, “Я весь вечер учил, но ничего не помню” и т.д. Эти фразы упоминаются при малейшей забывчивости, не осознавая при этом, что такое на самом деле плохая память.

По данным психологов, память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возведение в сферу сознания.

Значение и роль памяти огромны. Чтобы успешно учиться в школе, осваивать школьную программу, поступать в учебное заведение, ученику необходимо много учиться, а значит много запоминать и заучивать. Как научить ученика делать это правильно, быстро и эффективно!?

Нельзя не отметить, что объем изучаемого материала, увеличивается и усложняется с каждым годом, а в программу общеобразовательной школы вводятся новые предметы. Кроме того, многие учащиеся занимаются самообразованием, углубленным изучением отдельных предметов, исследовательской работой. Следовательно, возрастает нагрузка на память. Чтобы облегчить работу памяти, раскрыть ее резервы, необходимо овладеть основными методами и приемами запоминания информации, использовать эффективные средства для запоминания информации, для тренировки памяти при заучивании иностранных слов, структур и т.д. Необходимо иметь не только теоретические знания о памяти, но и уметь применять их на практике в учебной деятельности (ученикам), в обучении иностранным языкам (учителям).

Поэтому одной из основных целей своей работы я считаю знакомство учащихся со строением, функционированием и возрастными особенностями памяти и овладение основными методами, направленными на улучшение запоминания информации (лексических единиц и грамматического материала) и воспроизведение заученного материала.

Пути увеличения объема запоминания информации

Строение, функционирование и резервы развития памяти

Рассмотрим, как устроена память и как она работает с точки зрения современной психологии. В настоящее время выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словестно-логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет т.е. то, что мы видим. Словестно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.

Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но если бы не было словестно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти чувства. Так, например, если в нашей жизни происходило что-то, и в это время звучала какая-либо песня или мелодия, то если мы услышим ее, пусть даже через несколько лет, мы снова сможем пережить все эти эмоции, даже не помня, что именно вызвало эти чувства.

В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. В конце XIX века немецкий психолог Г. Эббингауз провел ряд экспериментов, в результате чего наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов.

При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но не надолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые – медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.

Вообще, значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. Ресурсы памяти у каждого человека ограничены врожденными способностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развивать память только с помощью психологических средств. Ключом к тайне развития памяти является важнейшее положение современной психологии – память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.

Любая деятельность связана с определенными способностями и приемами выполнения рабочих функций. Чем совершенней применяемые способы и приемы, тем выше эффективность деятельности. Тогда, если память – деятельность, то, следовательно, рациональным приемам и способам запечатления информации нужно специально обучаться. Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Но учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Это выявилось в процессе эксперимента. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности, но т.к. мы, в основном, не тренируем память, то это способствует забыванию.

Чтобы не дать развиваться забыванию, следует готовить уроки не накануне того дня, когда они понадобятся, а сразу же в день объяснения. Достаточно прочитать и убедиться что все понятно, выделить главное и попробовать один раз пересказать, хотя бы основное. Еще раз прочитать, отметить про себя, что запомнил, что нет, и отложить до того дня, когда урок нужно готовить к ответу. При каждом повторении нужно обращать внимание на допущенные ошибки и трудные места.

Возрастные особенности в структуре развития памяти

Память имеет большое значение для учебно-профессиональной деятельности, а для изучения ИЯ особенно, т.к. в наше время знание одного языка недостаточно. Сейчас задача любого человека – выучить несколько иностранных языков. Психологию памяти надо знать каждому. Память – это психологический процесс, развитие которого происходит в течение всей жизни.

В школу дети приходят с определенным уровнем развития памяти. У некоторых из них память развита, а у некоторых недостаточно. Увеличение памяти наблюдается у детей в возрасте до 18 лет. Таким образом, именно в школе у детей формируется память, но любые попытки обеспечить развитие памяти разными способами без реального формирования и саморегуляции дают неустойчивый эффект. Решение проблемы памяти в младшем школьном возрасте возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности. Для этого учитель должен научить школьника таким способам заучивания, как смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов, смысловое соотнесение того, что запоминается и т.д. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом.

Также различают память непроизвольную. В школьном обучении непроизвольное запоминание играет большую роль. Изучение его показало, что от класса к классу увеличивается объем этого запоминания. Дети запоминают больше сказок, стихов, предметов. Непроизвольное запоминание зависит от интереса к предмету. В начальной школе стоит задача формирования произвольного запоминания. Ученые считали, что произвольное запоминание в этом возрасте – механическое. Оказалось, что это не так. Детям данного возраста механически запомнить труднее, чем взрослым, т.к. это требует воли. Выяснилось, что они легко запоминают бессмысленный материал – считалки или необычные рассказы. Здесь на запоминание влияет новизна. Дети не владеют приемами мнемотехники. Главная задача – сформировать произвольное и осмысленное запоминание. Оно связано с развитием воли и развитием специальных умений по запоминанию. Одним из главных умений является деление материала на части. Дети младшего школьного возраста делят текст по предложениям, т.к. не умеют выделять главную мысль из отрывка. Воспроизведение материала подменяется в этом возрасте узнаванием. Дети не знают, что запоминать материал надо не только путем чтения. Успех чтения зависит от владения техникой чтения. Слабые дети, читая несколько раз, не запоминают материал, не работают с материалом. Сильные ученики каждый раз читают текст по-новому. В этом возрасте у многих детей есть явление реминисценции, которая связана, прежде всего, с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на материале, вызывающем интерес. В действительности память у первоклассника оказывается лучше через 7 месяцев, чем сразу после заучивания. Психологи объясняют это осмысленностью запоминания. Забывание в этом возрасте зависит от качества заучивания. Дети не знают о комбинированном заучивании, не владеют запоминанием во времени.

В старшем же школьном возрасте запоминание происходит более осмысленно. У школьников этого возраста преобладает словестно-логическая и эмоциональная память. Они легко запоминают формулы, схемы, термины. Если говорить об эмоциональной памяти, то следует отметить, что у старшеклассников эмоциональная память более яркая и долговременная, я чувства, которые были пережиты глубоко и бурно, надолго остаются в памяти, а, следовательно, детям этого возраста будет легко вспомнить прочувствованный материал.

Кроме того, старшеклассники уже в достаточной мере владеют приемами запоминания, такими как: мнемотехника, управление вниманием. Они без труда структурируют учебный материал, могут выделить основную мысль в тексте, умеют составить планы и опоры своих рассказов. Немалую роль играет и повторение, которое происходит осмысленно и в правильном временном режиме. Старшеклассники читают бегло, осмысленно и имеют четкую установку на запоминание, причем долговременное.

Основные методы, направленные на улучшение запоминания информации

Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на основе элементарной способности к запечатлению и восстановлению данных. Очень важно развивать и улучшать запоминание в школьном возрасте.

Одним из приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, является мнемотехника, основанная на образовании дополнительных ассоциаций. Специально разработанная система для удержания в памяти любой информации получили название “мнемоника” или “мнемотехника” (“мнемо” с греческого означает память) Мнемотехника предполагает создание фиксированного ряда опорных образов и его постоянное хранение в активированной памяти. Мнемотехника опирается на создание зрительных ассоциаций с опорными образами. Кроме мнемотехники существуют и другие методы, заставляющие память работать лучше. Рекомендации по улучшению запоминания можно привести к следующим основным методам.

1. Управление вниманием. Для улучшения памяти, прежде всего, необходимо научиться контролировать внимание на нужной информации и выделять из нее только существенные сведения. Внимание – есть сосредоточенность психики на определенные источники информации: как внешние, так и внутренние. Внимание человека устроено так, что оно легко привлекается яркими признаками предметов, звуками и т.д. Поэтому сфокусировать внимание на необходимую информацию представляет трудность. Необходимо приложить усилия на концентрацию внимания. Емкость кратковременной памяти ограничена, поэтому в запоминаемой информации нужно выделить лишь значимые сведения, внимание должно работать подобно фильтру, который позволяет проникать в краткосрочную память только существенные данные и блокирует ее от перегрузки второстепенными деталями из мира информации.

2. Структуирование информации. Способность и прочность запоминания нового материала зависит от того, насколько мы умеем быстро и качественно подготовить их для хранения в долговременной памяти. Приемы структуирования информации включают в себя:

а) Смысловое расчленение.
б) Выделение смысловых опорных пунктов.
в) Использование наглядных образов.
г) Соотнесение с уже известными знаниями.

а) Смысловое расчленение. Запомнить большой по объему материал очень трудно, т.к. объем кратковременной памяти очень маленький. Обычно любой учебный материал несет несколько главных мыслей и микротем. Поэтому при запоминании необходимо выделить основные микротемы и согласно им, расчленить материал на части. Далее усваивать материал по частям. Такое расчленение удобно проводить с помощью составления “планов для себя” или блок-схем, в которых отражаются основные мысли и связи между ними. Структуирование материала облегчается при опоре на внешние признаки: заголовки, подчеркнутые или выделенные ключевые предложения, начало новых мыслей с красной строки. Этот метод легко запомнить по-английски как “5W и H” (Who, What, Where, Why, When and How)

б) Выделение смысловых опорных пунктов. Смысловые опорные пункты представляют собой пункты (элементы) составляемых “планов для себя” или блок-схем. В качестве смысловых опорных пунктов могут выступать:

  • заголовки текста;
  • краткие тезисы;
  • самостоятельно придуманные названия разделов;
  • вопросы;
  • схематические рисунки;
  • примеры;
  • цифровые данные;
  • незнакомые термины (слова).

Число смысловых опорных пунктов не должно превышать объема кратковременной памяти – 7 ± 2 единицы. Лучше если их будет 5–7.

в) Использование наглядных образов. Продуктивность запоминания можно резко увеличить, если отразить смысл учебного материала и выделенные в нем смысловые опорные пункты с помощью зрительных образов в виде рисунков, схем и т.д. Такие образы характеризуются исключительно большой плотностью информации. Каждый из нас способен разработать собственные опорные сигналы, выражающие “личное видение” учебного материала. Причем собственная наглядность иногда более благотворна для запоминания, чем рисунки и схемы, предлагаемые учебником или учителем.

г) Соотнесение с уже известными знаниями. Важным условием большой эффективности запоминания является соотношение запоминаемых сведений с данными, которые уже находятся в памяти. Английское слово “goal” –“цель” само запоминается после его сравнения с русским словом – “гол”. Таким образом, происходит включение новых данных в информационные структуры долговременной памяти. Ведь объяснить – выразить неизвестное через известное. То, что необходимо прочно запомнить, следует рассматривать с разных сторон, привлекая для интерпретации новые сведения, максимальное количество уже имеющиеся в памяти понятий и образов.

3.Рациональное повторение. В отношении повторения люди делают следующие типичные ошибки:

  • пренебрегают повторением
  • при изучении нового материала, люди подменяют повторение его повторным восприятием
  • ошибка связана с временным режимом повторения

Если нам важно эффективно удержать информацию на несколько дней, скажем для сдачи экзамена, то повторять необходимо через 15–20 мин. После изучения материала, через 8–9 часов, на второй день, на 40-й день, на 7-й день.

4. Использование семантических вставок. Когда информация плохо логически организована, большинство людей прибегают к механическому заучиванию. Это и долго и утомительно. Чтобы облегчить ввод в память мало связанных сведений и их последующее воспроизведение, используется построение словесных мостов. Создание слов и целых предложений из начальных букв запоминаемого материала является хорошим средством вспоминания отсутствующих связей в его структуре. Об эффективности семантических связок свидетельствует факт, что мы все отлично помним расположение цветов в спектре солнечного света с помощью выражения: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”

5. Целенаправленное воображение. Запечатление информации в ярких и живых зрительных картинах – еще одно направление повышения прочности памяти. Здесь идет речь об образах максимально приближенных к естественному восприятию. Воображение – творческий психологический процесс, продукты которого могут выходить далеко за пределы реальности. Именно эта черта и обеспечивает его большую запоминаемую силу. Воображение можно тренировать.

Основные методы и приемы запоминания английских слов.

Развитие памяти на базе различных видов рифмовок, стихов и пословиц, использование специальных приемов для запоминания

Английский язык не является родным для российских школьников и представляет большую трудность в изучении. Весь процесс обучения строится на заучивании и запоминании, которые в свою очередь требуют от учеников огромных усилий и временных затрат. Поэтому важно использовать самые продуктивные и оптимальные методы заучивания. Овладение английским языком происходит одновременно в нескольких направлениях, а именно дети осваивают фонетику, грамматику, лексический состав, учатся читать и понимать услышанное. Каждый из этих аспектов требует использования отличных друг от друга методов.

Для запоминания правильной артикуляции английских звуков используются:

  • рифмовки;
  • короткие стихи;
  • пословицы.

Остановимся более подробно на каждом из приемов.

Правильное произношение звуков АЯ представляет большую трудность для школьников и для овладения артикуляцией используются рифмовки. Они не только легко запоминаются, но и очень интересны для детей. Значение рифмовки в изучении ИЯ очень велико. Начиная заниматься ИЯ, ребенок испытывает огромное желание заговорить с первых минут на этом языке. В целях сохранения этой сильной мотивации в изучении в изучении языка ребенку необходимо приблизить перспектива “говорения” и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации. Именно рифмовка облегчит процесс заучивания первоначального блока, необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики.

Заучивание рифмовок отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Она усваивается детьми наиболее быстро и легко, обладает такими признаками, как краткость, ритмичность, звуковая повторяемость. Рифмовка, как заученный блок, создает у ребенка ощущение уверенности в себе, а хоровая работа способствует консолидации других детей. Они развивают дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса. Формируется выразительная и эмоциональная речь, звуковой повтор в рифмовке способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов.

Порядок заучивания рифмовки:

  1. Проговаривая рифмовки, учитель определяет в ней главный объект отработки (звук, ЛЕ, грамматическая структура и т.д.)
  2. Сообщает названия рифмовки, переводит или семантизирует при помощи наглядности.
  3. Объясняет задание детям
  4. Читает два дважды
  5. Доводит содержание до сознания детей
  6. Проводит отработку наиболее трудных слов, словосочетаний, структур
  7. Организует индивидуальное повторение за учителем
  8. Обеспечивает хоровое повторение
  9. Проводит декламирование рифмовки в целом

В методике различают следующие виды рифмовок:

  • Фонетические.
  • Зарядки.
  • Грамматические.
  • Считалки.
  • Советы.
  • Лексические.
  • Рифмовки к праздникам.
  • Рифмовки-диалоги.
  • Рифмовки-загадки.

В своей работе я широко использую различные виды рифмовок.

Пословицы образны, кратки, содержат глубокие мысли, большинство из них строятся на созвучиях и хорошо рифмуются, а, следовательно, хорошо запоминаются. Они используются не только для совершенствования приобретенных Навыков, но и при изучении некоторых грамматических явлений, при ознакомлении учащихся с лексическим материалом, иллюстрируют образное применение слов, их многозначность, расширяют кругозор учащихся. Английские пословицы я использую и для изучения различных устных тем. Их можно разделить на группы, соответствующие изучаемым темам, например: School life, doctor’s advice, weather, beginning and ending, home etc, задания при работе с пословицами могут быть следующие: напишите последнее слово пословицы, подберите слово в рифму к выделенным словам, подберите эквиваленты из родного языка, объясните значение, употребите в короткой ситуации и т.д.)

Так же как и пословицы, стихотворения служат эффективным средством расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур, отработки звуков. Стихотворения должны соответствовать возрастным особенностям ребят. На начальном этапе обучения авторы учебников предлагают большое количество стихов, чего нельзя сказать о средней и старшей ступенях. Приходится подбирать, печатать и стихи для учащихся по темам. Например:

  • 9 класс – стихотворение “Book look”
  • 10 класс – “Remember, Russia, you are great”
  • 5 класс – “Home” и др.

Работа со стихотворением включает в себя следующие этапы:

  1. Предварительное прочтение лексико-грамматического материала.
  2. Первичное прослушивание стихотворения.
  3. Проверка понимания его содержания.
  4. Работа над трудными для произношения словами, интонацией.
  5. Фонетически правильное и выразительное чтение стихотворения учащимися.
  6. Анализ изобразительных средств языка.
  7. Заучивание стихотворения наизусть.
  8. Инсценировка.
  9. Создание ситуаций для использования выученной лексики, содержащейся в стихотворении.
  10. Поэтический перевод стихотворения учащимися.

Свои переводы дети могут читать на уроках, на школьных вечерах. На олимпиадах, внеклассных мероприятиях. Я использую данное творческое задание на неделе английского языка. Учащимся предлагается на выбор несколько стихов для перевода, отбираются лучшие, победители награждаются, а наиболее удачные переводы помещаю в школьной стенгазете или на стенде.

Для изучения английских слов и структур очень эффективны, особенно на начальном этапе, наряду с английскими стихами и короткие стихи с включением строк на родном языке. Такая форма запоминания очень удобна для заучивания, как отдельных слов, так и целых структур. Например, запомнить структуру “идти на прогулку” бывает нелегко, а, выучив данное стихотворение, фраза надолго запоминается:

Сказал волчице серый волк:
"I want to go for a walk".
“Нельзя гулять,” – кричит волчица, –
Ты должен день и ночь трудиться!”
С тех пор и воет серый волк: 
"I want to go for a walk."

Короткие стихи облегчают также запоминание правил чтения, которые являются очень трудными из-за несовпадения написания букв и слов с чтением. Примеры:

1. е:

Меня Яга заколдовала злая,
Когда я на конце, я не читаюсь.

2.e, i, y:

Нас, малыш, не забывай
Мы зовемся e, i, y.
Если слева “С” стоит
Она весело свистит
После “с” когда нас нет
Кашель слышится в ответ.

3. u:

Я – простая буква “u”
Но я знаю роль свою.
Если слог закрыт, тогда
Звук похож на букву “а”

4.th:

Третьекласснику пока
Трудно сладить с нами
Нужно кончик языка
Захватить зубами.

5. e, i, o, a:

Если будет на конце
Русская немая “Е”
Нас в словах произносите,
Словно буквы в алфавите.

Кроме структурных групп, правил чтения, ЛЕ ученикам необходимо знать формы глаголов, чтобы прочно и надолго удержать их в памяти, необходимо разбить все глаголы на группы и заучивать их группами. Некоторые группы одинаковы в написании, не меняют свои формы, другие имеют одинаковые чередования гласных в корне слов, в третьих – одинаковая конечная согласная.

Написание букв и транскрипционных знаков также представляет трудность для учеников, поэтому можно придумать такие приемы, которые помогли бы детям понять, усвоить материал.

Все вышеизложенные приемы направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся, на сохранение и поддержание интереса к языку, они способствуют продуктивному заучиванию и запоминанию.