Возраст детей: 7–13 лет.
Срок реализации: 1 год.
Курс решает задачи:
- практико-деятельностных умений в области технологии и искусства;
- творческих способностей и интереса к выполнению проекта;
- стремления проявлять свои способности и добиваться успеха;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект.
Курс предоставляет обучающимся возможность реализовывать свой интерес к образовательным областям “технология” и “искусство”.
На основе усвоенных знаний формируются умения:
- планировать проектную деятельность;
- выполнять и представлять творческие проекты;
- выполнять строительные работы, декоративно-прикладные, для украшения интерьера;
- изготавливать мебель, кукол;
- работать с куклами.
Курс “Кукольный дом” способствует формированию у школьников творчества, способностей к изобретательству и рационализаторству. Развивает у обучающихся осознание значимости коллективной работы.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Общее количество часов |
В том числе |
|
теоретически |
практически |
|||
1.
5.
22. |
I. Подготовительный этап Особенности
выполнения творческого проекта. II. Исполнительский этап Мы – строители. Закладка фундамента дома. III. Итоговый этап Проектная деятельность. Постановка спектакля в “Кукольном доме” |
2
5
3 |
1
1
1 |
1
4
2 |
Итого: | 144 |
37 |
107 |
Содержание учебных тем
I. Подготовительный этап
Тема 1. Особенности выполнения творческого проекта. (ч.)
Проектальная деятельность – основной вид учебной работы на занятиях по курсу. Особенности выполнения творческого проекта. Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита проекта.
Тема 2. Сочинение “Дом моей мечты”.
Написание сочинений детьми. Выбор лучшего варианта будущего дома.
Тема 3. Конкурс рисунков “Кукольный дом”.
Выставка работ. Совместная оценка, выбор лучшего эскиза.
Тема 4. Что нам стоит дом построить! Из чего? Спонсоры.
Выбор места для дома, площадь дома, экологическая направленность проекта: строить из бросового материала (коробки из-под сока и т.д.), использование клея. Поиск спонсоров, их роль в проекте. Деление участников на группы. Закрепление групп за торговыми точками. Время сбора строительного материала.
II. Исполнительский этап
Тема 5. Мы – строители. Закладка фундамента дома.
Знакомство со строительными специальностями. Закладка фундамента для дома.
Тема 6. Возведение стен. Оконные блоки. Крыша.
Возведение стен. Проемы для окон. Изготовление оконных блоков. обдумывание формы и изготовление крыши.
Тема 7. Фасад. Клумбы, деревья, постройка возле дома.
Значение слова – фасад. Изготовление деревьев, клумб. Постройка гаражей и других объектов возле дома.
Тема 8. Изготовление мебели.
Ознакомление с профессией столяра. Назначение и изготовление мебели.
Тема 9. Цветовое оформление интерьера. Художник-дизайнер.
Значение слов: интерьер, дизайнер. О профессии дизайнера. Украшение интерьера.
Тема 10. Знакомство с театральной лексикой. Профессии людей, работающих в театре.
Рассказ учителя о профессиях людей кукольного театра. Знакомство с книгой С.В.Образцова “Всю жизнь я играю в куклы”. Автор рассказывает о своем театре: кто делает спектакль, каков музей театра, какие сказки ставит театр, зачем нужен театр.
Тема 11. Экскурсия в театр кукол. Обсуждение спектакля.
Подготовка к просмотру спектакля: название, знакомо ли произведение, обратить внимание на героев. Беседа по плану:
1.Что понравилось?
2.Какие декорации запомнились?
3.Назовите черты героев положительных и
отрицательных и т.д.
Тема 12. Работа над выбранной для спектакля пьесой.
Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа по вопросам: Понравилась ли пьеса? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль пьесы? Когда и где происходит действие пьесы? Какие картины представляете при чтении? Какие декорации можете предложить к пьесе?
Тема 13. Распределение ролей. Чтение произведения учащимся.
Рекомендации учащимся: определить действующих лиц в пьесе, прочитать свою роль про себя и подумать, каково эмоционально состояние персонажа, каков характер.
Чтение вслух:
1) прочитать четко, ясно проговаривая все звуки
в словах, не “глотать” окончания, соблюдать
правила дыхания;
2)определить логические ударения, паузы;
3) представить себя на месте персонажа, подумать,
как надо читать слова “за него”.
Тема 14. Отработка чтения каждой роли. Репетиции.
Обучение детей вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, характер персонажа.
Тема 15. Изготовление кукол из ткани, в технике папье-маше.
Самостоятельное выполнение этой работы детьми. Использование различных тканей: ситец, бархат, шерсть, ферт. Изготовление выкройки. Оформление головок кукол: пуговицы, бусы, клеенка, шерстяные нитки, мочалки, мех. Изготовление в технике папье-маше (бумага, клей, краски).
Тема 16. Одежда для кукол. Профессии закройщика, швеи, модельера-ознакомление.
Различные виды ткани. Раскрой, пошив одежды с учетом характеров героев. Украшение одежды.
Тема 17. Изготовление ширмы, декораций.
Ширма из дерева, из ткани. Декорации из картона красочного оформления (деревья, цветы, птицы, облака и т.д.).
Тема 18. Работа над ширмой. Кукловождение.
Знакомство с методикой кукловождения:
- Надеть куклу на руку: головку на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы. Выполнение упражнений: подвигать головкой, развести руки в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед.
- Поводить куклу над ширмой на вытянутой руке, плавно, без скачков. Упражнение над ширмой: кукла ходит, вертит головой, хлопает руками, обращается с просьбой к детям, говорит, показывая движения.
Тема 19. Чтение кукловодами своих ролей. Закрепление кукловождения.
Работа над ролью. Действия кукол над ширмой.
Тема 20. Обучение соединению действий куклы со словами своей роли.
Индивидуальная работа с каждым ребенком: как водить куклу, как говорить за нее, как соединять движения со словами роли. Работа на ширме чередуется с работой за столом, т.к. дети устают.
Тема 21. Отработка спектакля в целом. Музыкальное и звуковое оформление спектаклей. Шумовые эффекты, звукоподражание.
Постоянные репетиции на ширме, за столом, совершенствование чтения своей роли, кукловождения. Музыка – один из элементов всех театральных постановок. Спектакли начинаются музыкальным вступлением. Во время музыкального антракта происходит смена декораций. Музыка в сочетании со звуковыми и световыми эффектами создают законченную художественную картину. Использование различных предметов для создания шумовых эффектов: свистки, манки, звонки будильника и велосипеда, деревянные ложки, горох, деревянные бруски, треугольник из стального прута, связка ключей и т.д. Звукоподражание – подражать своим героям. Плачущий голосок Зайца, хрипловатый голос Собаки, грубые голоса Медведя и Волка, дребезжащий голос Лягушки и т.д.
III. Итоговый этап
Тема 22. Проектная деятельность. Постановка спектакля в кукольном доме.
Защита проекта в форме презентации. Материал, собранный в ходе работы: сочинения, рисунки, наброски, чертежи, фотографии. Постановка спектакля в “Кукольном доме”.
- Н.М.Конышева. Проектная деятельность школьников. Журнал “Начальная школа” № 1, 2006 г., с.17
- Т.Г.Русакова. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Журнал “Начальная школа” № 5, 2006 г., с.59
- Н.М.Конышева. Дизайнерское образование в начальной школе. Журнал “Начальная школа” № 5, 2006 г., с.57
- О.Н.Рябова. “Кружок-студия “Театр образа”. Журнал “Начальная школа” № 11, 2005 г., с.52
- Е.П. Политахина. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. Журнал “Начальная школа” № 11, 2001 г., с.75
- М.В.Бывальцева. Детское видение зрелищного искусства. Журнал “Начальная школа” № 12, 2005 г., с.45
- Т.Д.Иванова. Воспитание с помощью кукол. Журнал “Начальная школа” № 3, 2005 г., с.68.
- В.П.Рудакова. Кружок “Кукольный театр”. Журнал “Начальная школа” № 3, 2005 г., с.69.
- Г.В.Генов. Театр для малышей. М.: “Просвещение”,1968 г., с.154.
- М.А.Васильева. Малокомплектный детский сад. Пособие для воспитателя детского сада. М.: “Просвещение”, 1988 г., с.270.
- Л.А.Павлова, Н.А.Иванова. Работа классного театра кукол. Журнал “Начальная школа” № 7, 1989 ., с.41.
- О.В.Джежелей. Из детских книг. Учебник-христоматия для 2кл. М: “Просвещение”, 1995 г., с.143
- М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Родная речь. Учебники для 1, 2, 3, 4-х классов начальной школы. М.: “Просвещение”, 2005 г.
- Толковый словарь русского языка. М.С.Лапатухин. Москва “Просвещение” 1981 г.