ЦЕЛИ:
- Обучающая: сформировать навык определения электромагнитных излучений, их конкретного вида и свойств, а также продолжить формирование научного мировоззрения (закон перехода количественных изменений в качественные) , умений планировать, пользоваться дополнительной литературой, навыков письма, говорения.
- Воспитательная: прививать грамотный подход к решению экологических проблем, к соблюдению норм безопасного поведения в окружающем мире, вырабатывать гражданскую позицию, развивать чувство товарищеской взаимовыручки и взаимоуважения, формировать систему нравственных отношений учитель-ученик, ученик-ученик.
- Развивающая: обогащать и развивать словарный запас, научную терминологию, речь воображение, память, волю, эмоции, наблюдательность, умение ориентироваться во времени, анализировать и синтезировать, выделять главное, развивать мышление, выявлять главное, развивать мышление, выявлять взаимосвязи.
Оборудование:
- генератор низкочастотных колебаний;
- детекторный приемник (модель) ;
- электрическая плитка;
- спектроскоп;
- настольная лампа;
- рефлектор (или любой нагревательный прибор);
- электронно-лучевая трубка (модель);
- кварцевая лампа;
- таблица шкалы электромагнитного излечения.
Накануне уч-ся разбиваются на три группы и получают задание подготовить представление команды.
Ход урока
После стандартной процедуры начала урока и вступительного слова учителя, проводится представление каждой команды, от каждой группы к доске выходит ученик и берет задание.
1. В ходе решения кроссворда, определить название вида излучения; ключевое слово-вид излучения
2. Дать ему характеристику по следующим параметрам:
- количественные характеристики (длина волны, частота излучения) ;
- способы получения;
- характерные свойства;
- скорость распространения в вакууме;
- практическое использование
Заполняется бланк таблицы
На доске выполняется задание, той командой, которая решила первая кроссворд .
Задание на доске.
1 команда.
К какому виду излучения (тепловому или люминесцентному) относится свечение:
а) раскаленной отливки металла;
б) лампы дневного света;
в) звезд;
г) некоторых глубоководных рыб?
2 команда.
Чем вызвана и к какому виду относится люминесценция в следующих случаях:
а) свечение экрана телевизора;
б) свечение газа в рекламных трубках;
в) свечение стрелки компаса;
г) свечение планктона в море?
3 команда
Какого типа спектры получится от следующих источников: пламя свечи, нити электролампы, неоновой лампы, лампы дневного света, спираль электроплитки.
После этого учащимся предлагается выбрать любой прибор (из стоящих на столе) , который бы относился к "их" виду излучения. Представитель от каждой группы обосновывает выбор.
По мере готовности команды защищают свои виды излучения по следующей схеме. Две другие могут дополнять их ответы, получая за это дополнительные очки.
Бланк таблицы
Вид излучения | Диапазон длин волн | Источники (примеры) |
Свойства | Применение |
Разминка:
Вопросы для команд.
Когда чайник создает большее излучение: когда в нем кипяток или когда в нем вода комнатной температуры?
(Ответ: В первом случае, чем выше температура, тем интенсивнее излечение.)
2. В комнате стоят два одинаковых алюминиевых чайника, содержащие равные массы воды при температуре 90 градусов С. Один из них закоптился и стал черным. Какой из чайников быстрее остынет? Почему?
(Ответ: Черный)
3. Двое в столовой взяли на третье чай. Первый сразу долил в стакан сливки, а потом стал, есть, другой сначала съел первое и второе, а затем долил сливки в чай. Кто будет пить более горячий чай.
(Ответ: Первый)
4. Нагревая кусок стали, мы при температуре 800 градусов С, будем наблюдать яркое вишнево-красное каление, но прозрачный стерженек плавленого кварца при той же температуре совсем не светится. Объясните этот эффект.
(Ответ: Прозрачное тело почти не излучает, даже будучи сильно нагретым.)
5. Почему мел выглядит среди раскаленных углей темным?
(ответ: Чем ниже поглощательная способность, тем меньше излучает тело даже при высоких температурах)
6. На светлом фоне керамического изделия сделан темный рисунок. Если это изделие поместить в печь с высокой температурой, то виден светлый рисунок на темном фоне. Почему?
(Ответ: Чем выше поглощательная способность, тем сильнее излучает тело при высоких температурах.)
Подводятся итоги.
Делается вывод: Записываем в тетрадь.
Все э/м излучения имеют общие свойства.
- порождаются ускорено движущимися заряженными частицами.
- скорость распространения в вакууме одинаковая 3000000 км/с.
- при соответствующих условиях они могут отражаться, преломляться, обусловливают интерференцию, дифракцию и поляризацию.
Количественные различия в частотах приводят к качественным изменениям их свойств.
По мере перехода от более длинных волн (малых частот) к более коротким (большие частоты) волновые свойства света проявляются слабее., однако сильнее проявляются корпускулярные свойства излучения.
Домашнее задание: §81-87, повторить.
Тема: Физика и мы
Цели:
- Показать красоту и место в научно-техническом прогрессе той науки, основы которой мы начинаем изучать.
- Рассказать об удивительных явлениях природы.
- Ознакомить учащихся с научными терминами.
- Описать горение свечи на основе только собственного зрения, суха, обоняния и осязания.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изложение нового материала.
- Наблюдение.
- Домашнее задание.
Изложение нового материала:
Рассказывается о роли физики в современном мире.
С чего начинается познание? С интереса. С вопросов: “Что, как, зачем и почему?”
Что? Почему? Зачем? и Где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз
Огонь добыт
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло
(Зачем растению тепло?)
Дым-легкий,
А скала тверда.
Что значит “лед”,
А что “вода”?
Что? Почему? Зачем ? и Где?
Вопросы ставим мы себе.
Вот почему из года в год.
Наука движется вперед.
Показываем, что изучив физику , мы сможем ответить на многие вопросы.
“Совершенно не понятно, почему вода течет сверху вниз, а не обратно, так, а не на оборот.
Совершенно не понятно, почему трава растет снизу вверх, а не обратно,
Так, а не наоборот
Совершенно не понятно, что такое свет и тень.
В общем есть над чем подумать, если думать нам не лень.”
А ИНТЕРЕС возникает только тогда, когда человек трудится, то есть происходит…
И - индивидуальная
Н - напряженная
Т -творческая
Е - ежедневная
Р - работа
Е - естественно
С- с юмором.
Описываются физические явления с примерами (Лукашик № 1-5)
Вводятся физические термины: Тело, вещество, материя.
Знания добываются из наблюдений и экспериментов.
Проводится наблюдение.
Сначала около 15 минут все ученики наблюдали горящую свечу и записывали в тетради факты и вопросы. Вот лишь некоторые из фактов, отмеченных двумя ученицами:
От огня вокруг свет.
Дрожание, полыхание пламени.
Пламя “мягкое”, “пуховое” устремляется вверх.
Замкнутый свет в форме ровного птичьего пера.
Белая нитка свечи стала черной.
Огонь сверху желтый, а снизу голубой.
Над свечкой от огня какая-то прозрачная пленка.
Верх свечи подсвечивается.
На поверхности свечки жидкое полупрозрачное вещество, стекающее вниз и застывающее
Капли, текущие по свече, белые, а свеча желтая.
Появился запах.
Через какое-то время запах перестает чувствоваться, хотя свеча продолжает гореть.
Воск стекает с одной стороны.
Фитиль, пока находится в воске, не горит.
Написанные работы обсуждаются на следующем уроке.
Домашнее задание: 1-3. Задачи № 5, № 12, № 13 (Лукашик)