Одним из направлений коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися являются логопедические занятия и занятия ритмикой. Правильная организация и интеграция этих занятий может способствовать не только развитию речи, моторики, чувства ритма, речевого и слухового внимания, но и личности в целом, формированию эмоционального контакта с взрослыми, сотрудничеству с ними. Очень важно, чтобы дети убедились, что они могут в любой обстановке говорить и двигаться легко, свободно, правильно. Поэтому интегрированные уроки, утренники это своеобразная школа публичных выступлений, где в присутствии других людей учащиеся читают стихи, выполняют различные задания, разыгрывают инсценировки, преодолевая волнение, застенчивость, страх и неуверенность. Такие мероприятия помогают преодолеть патологическую инертность, отсутствие интереса к занятиям.
В отличие от обычных детских праздников, в которых заняты чаще всего учащиеся с хорошей речью, а также более активные, в нашем занятии принимают участие дети, занимающиеся у логопеда. Они одновременно являются и зрителями, и слушателями, и активными участниками действия. При подборе материала необходимо учитывать речевые и моторные возможности, а также психологические особенности каждого ребенка, т.к.для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление.
Цель занятия: интеграция ритмики, логопедии и музыки.
Задачи:
- Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
- Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
- Развитие силы и модуляции голоса.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: маски животных, костюмы, картинки с изображениями примет весны, музыкальные инструменты, игрушки, кассеты, картинки зверей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент | Вход детей в зал. Входит Весна
(педагог) Весна. – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, а волшебное. Но сначала скажите, какое время года наступило? Правильно. А теперь отгадайте загадку:
– Дети, по каким приметам мы узнаем весну? Работа с картинками. – Если прислушаетесь весной, то услышите, как вся природа радуется ее приходу. Давайте споем весеннюю песенку природы: |
Лопедические упражнения на развитие силы и модуляции голоса | Логопед.
Во время песенки выставляются картинки на доске. |
Упражнения на развитие речи и моторики | Весна. – Посмотрите, какая красивая весенняя картинка получилась.
(Проговаривается чистоговорка на Л–ЛЬ. Логопед.
|
Упражнения на развитие общей моторики, соблюдение охранительного режима | Весна. – Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной? Тогда давайте отправимся туда вместе. Вместе с детьми.
Весна. – Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, кто это притаился за елкой? Это Дед Мороз пришел посмотреть, что в лесу происходит. Дед Мороз. – Шумно-то как весной в лесу. Вот когда в лесу зима была, тогда тишина стояла. Весна. – Смотри Дед Мороз бежит по лесу заяц, притопывает, в голос кричит. (Дети изображают зайца) Дед Мороз. – Плохо заиньке. Снег-то почитай весь сошел, земля серая, а он – беленький – всяк его видит. Весна. – Выскочил заяц на тропочку. Смотрит Дед Мороз, а шубка-то у зайки не белая, а какая? (дети отвечают). Это я поменяла зайке шубку. Дед Мороз. – Что такое весна делает! Заяц со всего леса товарищей созвал, верещит, веселится, никого не боится (скачут как зайцы и становятся в круг). Логопедическая гимнастика “Зайчики”.
Дед Мороз. – А вот тетереву беда. Он у меня в снегу ночевал. Сейчас снега мало. Негде тетереву спрятаться. |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики | Весна. – А тетерев и не думает прятаться: к нему тетерочки слетаются на опушку, а он перед ними красуется. Пару себе выбирает. Проводится игра “Найди пару” (дети поют и танцуют).
Повторить несколько раз. |
Игра на развитие памяти, внимания, коммуникативных способностей, мотивация к учебной деятельности | Весна. – Смотрит Дед Мороз – идет по лесу тощий медведь. Дети изображают медведя. Дед Мороз. – Каково-то тебе, косолапый! Небось, плачешь по берлоге! Зимой в ней спал – голода не знал. Весна. – А медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал, жует, похрюкивает от удовольствия. Дед Мороз. – Что ты скажешь – и этот весне рад! |
Игра на развитие внимания с использованием зрительного и слухового анализатора, элементы здоровьесбережения | Весна. – А медведь наелся и стал с другими зверями играть. Проводиться игра на внимание “Замри”. Дед Мороз. – Надо же, никто по мне не тужит. Спрошу у весны, чем она всех с ума свела? |
Развитие диалогической стороны речи | Весна. – Дед Мороз, сам у зверей спроси, почему они мне рады. Дед Мороз. – Ну-ка отвечайте, звери, чему вы рады. Заяц. – Рад дедушка, теплу, солнцу, травке шелковой. Зимой я кору горькую ел, а травка сладенькая. Тетерев. – А я рад крылья поразмять, силу показать. Чув-ши! Чув-ши! Медведь. – А я цветочкам рад! Дед Мороз. – Ну, насмешил! Да, я тебе цветочков беленьких целый мешок накидаю. Медведь. – Нет, Дед Мороз, твои цветы не пахнут, глаз не радуют. У весны цветы душистые, мёд копят. |
Беседа о здоровом образе жизни, о сохранении природных ресурсов | Весна. – Понял, Дед Мороз, за что звери весну любят. И ушел к себе на Север. А все остались весне радоваться, любоваться её первыми цветами. Ребята, как вы считаете, нужно ли рвать цветы? Почему? Дети отвечают. Небольшая беседа. – Пусть цветы радуют всех своей красотой. |
Упражнения на развитие чувства ритма, слухового восприятия памяти и двигательной активности, смена анализаторов | Весна. – А теперь давайте вспомним нашу считалочку. Выполняется песня-считалочка:
|
Рефлексия | Весна. – Пора нам возвращаться из весеннего леса (дети уходят из зала).
– В память о нашем путешествии награждение подарками. Подведение итогов. Выход из зала детей под музыку. |
Литература:
- Логопедия в школе: практический опыт. Под редакцией Кукушкина В.С. “Март”, Москва, Ростов-на-Дону.
- Н.А. Рычкова Логопедическая ритмика. Москва, 2000.
- Е.Г. Стрельникова Логопедические праздники в специальной коррекционной школе VIII вида. “Школьный логопед”, № 2, 2004.
- Г.Л. Ванюхина Вариации интегрированного занятия по развитию связной речи детей. “Логопед”, № 2, 2006.
- К.М. Дмитриева Как провести логопедический утренник во вспомогательной школе. “Дефектология” № 3, 1998.
- Н.Ю. Картушина Как звери весне радовались. “Логопед” № 3 2005.